Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Чжан И.
Изучение трендов современной музыкальной культуры с целью повышения компетентности будущих педагогов по вокалу
// Человек и культура.
2022. № 3.
С. 102-113.
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.3.37914 EDN: TUEYXL URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37914
Изучение трендов современной музыкальной культуры с целью повышения компетентности будущих педагогов по вокалу
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.3.37914EDN: TUEYXLДата направления статьи в редакцию: 19-04-2022Дата публикации: 09-07-2022Аннотация: В статье предпринята попытка обоснования необходимости повышенного внимания заинтересованных сторон к актуальности обновления профессиональной подготовки педагогов по вокалу. Автор публикации пошагово раскрывает идеальную структуру компетентности педагога по вокалу на основании систематизированных им взглядов различных экспертов, а также предлагает делать отдельные принципиальные акценты на комплексном изучении студентами трендов современной музыкальной культуры, поскольку осознанное и целенаправленное ознакомление с таковыми является, на его взгляд, неотъемлемым элементом в системе современной профессиональной компетентности. Достаточно подробно раскрываются личностные и профессиональные характеристики, которыми должен обладать каждый будущий педагог по вокалу; подчёркивается особенное значение каждого из этих слагаемых успеха в конкурентной борьбе на рынке педагогического труда. Помимо этого, освещаются ключевые особенности распространения музыкальной информации в современном обществе, влияние сетевых технологий на специализированную подготовку педагогов и реципиентов. Отмечается специфика восприятия и использования музыкальной информации различными поколениями российских людей. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее, более глубокое изучение затронутой им проблематики, поскольку, на его взгляд, она недостаточно разработана на научном уровне. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее изучение затронутой им проблематики. Ключевые слова: педагог по вокалу, вокал, педагог, педагогическая деятельность, музыкальная культура, тренды музыкальной культуры, культура, искусство, творческое саморазвитие, профессионалAbstract: The article attempts to substantiate the need for increased attention of stakeholders to the relevance of updating the professional training of vocal teachers. The author of the publication step-by-step reveals the ideal structure of a vocal teacher's competence based on the views of various experts systematized by him, and also suggests making separate principal accents on the comprehensive study of trends in modern musical culture by students, since conscious and purposeful familiarization with them is, in his opinion, an integral element in the system of modern professional competence. The personal and professional characteristics that every future vocal teacher should possess are disclosed in sufficient detail; the special importance of each of these components of success in the competitive struggle in the pedagogical labor market is emphasized. In addition, the key features of the dissemination of musical information in modern society, the impact of network technologies on the specialized training of teachers and recipients are highlighted. The specifics of the perception and use of musical information by different generations of Russian people are noted. As a conclusion, the author suggests a further, more in-depth study of the issues he raised, since, in his opinion, it is insufficiently developed at the scientific level. As a conclusion, the author suggests further study of the issues he raised. Keywords: vocal teacher, vocals, teacher, pedagogical activity, musical culture, trends in musical culture, culture, art, creative self-development, professionalВведение
Актуальность данного исследования определяется тем фактом, согласно которому современные студенты, получающие специальность педагога по вокалу, волей-неволей должны хотя бы поверхностно ориентироваться во всём многообразии разновидностей современной музыкальной культуры, даже если временами её конкретные формы опасным образом соприкасаются с китчем, бескультурьем или даже антикультурой. Одной из задач неофитов как раз таки и является – научиться отделять «зёрна от плевел», а впоследствии, при устройстве на работу педагогического характера по предварительно сформированному профилю, научить соответствующим навыкам разумной фильтрации информационных потоков и других, уже своих непосредственных подопечных. Данная специфика профессиональной подготовки отчасти освещена в работах таких авторов, как А.В. Клабукова, Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Л.Ю. Монахова, С.В. Стацук, И.В. Шинтяпина и др., однако требует специализированной, более детальной проработки. Целью данной статьи является освещение роли и значения компетенций, связанных с изучением трендов современной музыкальной культуры, в структуре профессиональной компетентности педагога по вокалу. С этой целью описывается важность данного компонента подготовки специалистов, его взаимосвязь с другими компонентами, а также поясняется роль факторов (в частности, технологического характера), которые влияют на успешность данного специалиста.
Структура компетентности педагога по вокалу
Как отмечают исследователи Л.Ю. Монахова и Е.А. Рябоконь, профессионализм педагога традиционно складывается в сознании россиян из таких видов деятельности, как предметно-методическая и психолого-педагогическая; однако, постиндустриальный/информационный этап развития социума сталкивает представителей данной сферы занятости с необходимостью активного и динамичного освоения и такого структурного компонента профессионализма, как информационно-коммуникативный [1]. Высокий уровень информационной компетентности каждого конкретного современного педагога не только обеспечивает ему определённые конкурентные преимущества на рынке труда, но и является символическим залогом успешности в ответственном деле общения с новыми юными и молодыми поколениями, а также необходимого интереса к его личности (и, соответственно, желания учиться под его понимающим руководством более усердно) со стороны учеников. Другие исследователи – Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук – акцентируют внимание на важности таких компонентов компетентности современного человека, как социально-информационный (более или менее свободное владение популярными информационными технологиями и критическое, а не слепо доверительное отношение к тиражируемой СМИ информации) и когнитивный (готовность к перманентному повышению своего образовательного уровня, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения)[2]; с чем также сложно не согласиться. Активно развиваемое различными представителями современных бизнеса и коучинга понятие «тренд» вполне применимо и к субсфере музыкальной культуры, поскольку имеет более широкий смысл, нежели финансовый или сугубо коммерческий. Как отмечает исследователь М.О. Скивко, под трендом целесообразно понимать ту или иную тенденцию, которая в более или менее значительной степени воздействует на основные стили жизни представителей современного социума, на методы и способы их социокультурных коммуникаций, на специфику научно-технологического прогресса, а также в немалой степени на состояние политической и экономической сфер общества. Помимо этого основного смысла, с помощью концепта «тренд» заинтересованные в нём стороны способны обозначать ключевые свойства, порядок существенных трансформаций и общее состояние того или иного паттерна [3]. Тренды современной музыкальной культуры могут представлять собою наиболее популярные музыкальные жанры (как в их «чистом», изначально сложившемся виде, так и в более поздних эклектических версиях), направления, специфическую узнаваемую массами людей стилистику, а также культы конкретных исполнителей, тематики, идейно-смысловой и художественно-образной парадигм. Для того, чтобы подготовить достойного артиста, независимо от того, какой жанр исполнения он выберет впоследствии, необходимо учитывать тот факт, согласно которому любой исполнитель в определённом смысле исполняет роль транслятора по отношению к художественному замыслу каждого конкретного произведения; будь то вокальная партия, некий драматический фрагмент, танец либо музыкальное инструментальное произведение. Как отмечает А.В. Клабукова, полноценное развитие исполнительского мастерства каждого артиста интегрирует в структуру его подготовки изучение эффектных на данный момент времени технических приёмов исполнения, актуальных способов более или менее глубокого эмоционального воздействия на публику, определённых методов самоконтроля и стрессоустойчивости в процессе исполнения различных произведений, а также обретение своей неповторимой индивидуальности [4]. Однако, всё перечисленное в принципе невозможно без учебного и общего жизненного интереса к той социокультурной среде, которая уже сформирована до активного в неё вмешательства каждого студента, претендующего на то, чтобы стать впоследствии профессиональным вокалистом. Понимание и прочувствование того, кто ты и в чём твои уникальные стороны, приходит по мере узнавания себя, интенций своей души в актуальных трендах современной культуры, которая всё ещё более или менее активно развивается, несмотря на многочисленные дегенеративные процессы, запущенные воротилами шоу-бизнеса. Как отмечает И.А. Войтик, отсечь в числе познанного музыкального и прочего материала лишнее и выбрать именно те парадигмы, без которых собственное исполнение представляется немыслимым, – вот те ключевые задачи, на которые, помимо всех прочих, необходимо педагогу по вокалу нацеливать своих подопечных [5]. Современное многообразие трендов слишком огромно для того, чтобы лишний раз расслабляться и позволять себе быть некомпетентным.
Изучение трендов музыкальной культуры как неотъемлемый элемент профессиональной компетентности
Экспериментальные исследования А.В. Клабуковой показали, что большинство современных студентов даже и не нужно каким-либо специальным образом убеждать в полезности и необходимости изучения трендов музыкальной культуры, поскольку у них уже сформированы определённые вкусы и предпочтения, и, как правило, имеются различные любимые авторы и исполнители как из пространства классического вокального репертуара, так и из современной социокультурной среды. Ввиду данного нюанса представляется вполне закономерным тот факт, согласно которому опрошенные указанным исследователем обучаемые практически единогласно отметили принципиальную важность проведения дополнительных занятий с целью повышения своей компетентности, в том числе с прицелом и на свою собственную дальнейшую педагогическую деятельность [6]. Среди наиболее значимых, на их взгляд, элементов профессиональной подготовки респонденты выделили такие, как 1) пение под аккомпанемент, характерный именно для того жанра или направления, который им наиболее понятен и духовно близок; 2) коллективное и индивидуальное систематическое разучивание арий из мюзиклов; 3) вокальное и инструментальное музицирование (как индивидуально, так и коллективно) на основе фрагментов из творчества наиболее влиятельных представителей современной музыкальной культуры (в рамках тех аудиторных часов, которые целесообразны и не вредят основной программе их обучения) [7]. Знание манеры пения известных профессиональных исполнителей и усвоение специальных критериев компаративного анализа даёт студентам уникальную возможность выявлять наиболее оптимальные из изученных парадигм, брать на вооружение наиболее интересные и полезные для работы с вокалом. В данном контексте важно осознавать, что какой-то единой интегративной методики попросту нет и не может быть, поэтому будущие педагоги должны ещё и развивать собственное профессиональное чутьё, выбирать именно те парадигмы, в рамках которых они смогут в наибольшей степени раскрыться творчески и непосредственно сами. Немалое количество современные студентов, о чём свидетельствует и мониторинг А.В. Клабуковой, желает получать именно комплексные, а не выборочные знания по основам методик выдающихся авторов прошлых лет и современности в виде факультатива/спецкурса [8]. Современная социокультурная реальность такова, что в исполнительском арсенале современного вокалиста должен иметься достаточно обширный набор технических приёмов и способов исполнения. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих педагогов по вокалу, повышения уровня развития его компетентности попросту невозможно без усвоения ими определённой системно оформленной базы теоретических знаний. В данном контексте принципиально важны комплексное пошаговое изучение перечня классических и современных авторов вокальных методик, глубокое вникание в специфику профессионального и личностного опыта данных авторов, а также фиксация апробации методик данных авторов в собственной специализированной деятельности. Как отмечает И.В. Шинтяпина, весьма ответственный процесс подготовки специалистов высшей квалификации в сфере музыкального образования и вокального исполнительства необходимым образом должен опираться на требования к их профессиональной компетентности, адекватные сегодняшнему времени. Одним из таких требований или условий является по возможности всестороннее и достаточно глубокое художественно-творческое и общее культурное развитие потенциальных педагогов по вокалу в современном социуме [9]. Изучение ретроспективы в обязательном порядке должно дополняться рассмотрением современных трендов музыкальной культуры, которая в любом случае, независимо от уровня консерватизма музыкальных (а также художественно-эстетических в целом) взглядов и вкусов каждого конкретного педагога по вокалу, влияет на то социокультурное пространство, с которым придётся иметь дело выпускникам и которое они будут стремиться облагородить. Прежде, чем приниматься за ответственную миссию развития культуры в нашей стране, им необходимо заранее владеть всей необходимой фактурой, а также выверенной методологией, чтобы, как минимум, «не рубить сплеча» и «не выплёскивать ребёнка вместе с водой», поскольку постмодернистские и прочие парадигмы весьма причудливым и неоднозначным образом интегрируют в свою условно выделяемую структуру симбиоз формы, содержания и смысла произведений [10]. В каждом музыкальном тренде могут быть (а зачастую так и есть) собственные, специфические закономерности развития, несмотря на ряд характеристик, объединяющих их с прочими трендами. Будущим педагогам по вокалу следует вырабатывать здоровую беспристрастность и, по возможности, объективность ко всей этой полифонии, несмотря на то, что искусство, в принципе, по сути своей субъективно окрашено и направлено. С другой стороны, изучение различных трендов современной музыкальной культуры – это не только «рабочая необходимость», обеспечивающая вышеуказанные конкурентные преимущества на рынке труда, но и весьма интересное пространство для творческого саморазвития, повышения профессионализма. Именно через освоение эвристичного подхода и интерпретационного (герменевтического) анализа различных «топовых» (как принято это обозначать с помощью актуализированных лексических средств) произведений и жанров, через признание вариативности путей развития вокального и инструментального мастерства современный педагог во многом и повышает уровень своей компетентности и профессионализма в целом [11]. Современные студенты, претендующие на звание педагога по вокалу, должны быть нацелены на системный анализ аспектов, затрагивающих историко-теоретические и объективно-прикладные характеристики художественного вокального исполнительства, научиться по-научному объективному оцениванию историко-культурологического статуса музыкальных трендов, а также грамотно осуществлять детализацию, обобщение и классификацию достижений наиболее выдающихся вокальных педагогов и исполнителей [12]. Помимо этого, следует акцентировать внимание на том принципиально важном аспекте, согласно которому вокальное произведение представляет собою в определённом смысле суммарную квинтэссенцию конкретной эпохи, стиля, жанра, а также индивидуальной манеры исполнения конкретного артиста. Студентам на протяжении периода своего обучения следует выработать определённую научно-педагогическую чуткость и тактичность, тонкое понимание того, что конкретные исполнители фактически являются творцами музыкальной информации. По-настоящему талантливый педагог по вокалу даже «сквозь строки» способен прочитать симбиоз комплексной синергетики поэтического слова и музыкальной палитры, увидеть в вокальном искусстве пространство огромного эмоционального напряжения, концентрацию всех жизненных сил, интуиции исполнителей и т.д.[13] Не менее существенным компонентом творческого и педагогического потенциала неофитов является уровень развития их эстетического сознания. Именно максимально осознанное отношение к исполнительскому процессу способно в огромной мере мотивировать их на передачу своего уникального опыта следующим поколениям [14]. Развитый кругозор, знание новейших тенденций в музыке, искренний эстетический интерес, раскрытый в процессе сравнения различных музыкальных трендов утончённый вкус выступают в качестве некого символического старта и в организации учебно-творческого процесса, и в технологии формирования исполнительской культуры будущих педагогов по вокалу. Исходя из этого, принципиально важно содействовать расширению, совершенствованию данных характеристик. Примечательно, что достаточно широкий круг эстетических интересов, художественных потребностей и вкусов в немалой степени стимулирует когнитивную и поисково-творческую деятельность обучаемых. Обучаемые должны не просто иметь определённое личное пространство эстетических интересов, но и следить за его содержанием, необходимым уровнем активности, устойчивости, восполняемостью информационного спектра и глубиной его проявления. Именно посредством этой сферы проявляются себя педагогические способности и духовно-творческий потенциал в целом. Помимо этого, следует акцентировать внимание и на том принципиальном аспекте, согласно которому педагоги по вокалу являются своеобразными медиаторами между композиторским информационным полем и студенческой аудиторией. Для того, чтобы соответствующие задачи, успешно решались, специалистам данного профиля необходимо овладеть умением интонационного соответствия, точного попадания в исполнении. Интонационное ядро в качестве принципиального инструмента художественно-эмоционального общения содержит в себе грандиозную культурно-информационную наполненность, является концентратом различных способов эмоционально-художественного взаимодействия со слушателем, одной из ключевых форм передачи мотивационных и ценностных ориентаций. Интонирование в вокальном искусстве неизбежно проявляет себя как символический симбиоз человеческой речи, сознания и мысли. Точное попадание в авторскую задумку интонации даёт возможность раскрывать важнейшие смыслы музыкальных произведений посредством вложенных в каждое из них музыкальных доминант [15]. Овладение знаниями о трендах современной музыкальной культуры целесообразно воспринимать как одно из ключевых звеньев профессиональной культуры педагога-вокалиста. Данная компетенция непосредственно коррелирует как с усвоением базового комплекса знаний по теории и практики, получаемого во время проведения аудиторных часов, так и с необходимостью раскрытия уникального личностного потенциала неофитов, детерминирующего приоритеты их профессиональной культуры в целом. Профессиональные характеристики современного педагога по вокалу – это достаточно многогранный синтез его общекультурных и специализированных компетенций, в которые не может не входить знание трендов. Однако, данная компетенция не должна осваиваться исключительно в технологическом порядке, по сугубо формальным критериям. Мало быть просто эрудированным – необходимо постоянно раскрывать новые нотки своей любви к музыке и людям, которые её исполняют, чувствовать их и ценить создаваемую ими красоту. Некоторые авторы (к примеру, В.П. Голованов, Ю.Е. Кулик) определяют эту способность в качестве первой ступени в процессе развития профессиональных способностей педагога по вокалу; другие же (Л.А. Венгрус и ряд её учеников) «зрят в корень» и воспринимают таковую в качестве неотъемлемого ядра педагогической деятельности в принципе. Подытоживая тему содержания базовой составляющей в компетентности современного педагога по вокалу и выделяя «сухой остаток», ещё раз можно акцентировать внимание на следующих её необходимых параметрах: 1) музыкальность реализация потенциала личностной культуры посредством художественно-смыслового интонирования; 2) техничность как симбиоз вокально-исполнительских знаний, умений и навыков в единстве интонационно-образного восприятия и возможности жанрово-стилевого воспроизведения; 3) креативность, как интерпретационно-творческое понимание исполнительства; 4) артистизм как средство мысленной самоиндентификации в процессе создания своих и восприятия чужих произведений; 5) рефлексия как профессиональное смыслоосознание; 6) эмпатийность как способность эмоционального взаимодействия с творчеством разных исполнителей и вживания в психологию своих учеников. Как видно, профессиональное мастерство современного педагога по вокалу весьма полиаспектно и характеризуется взаимопроникновением когнитивного, деятельностного и креативного элементов, демонстрирующих достаточно тонкие взаимосвязи целого структурированного комплекса общекультурных и специально-профессиональных знаний, исполнительских умений и навыков, сформированность которых гарантирует успешность осуществления компетентной педагогической деятельности [16]. Что касается второго комплекса компетенций будущих педагогов по вокалу, то она гораздо проще по смыслу, хотя и весьма сложна и структурирована в техническом плане. Имеется ввиду технологическая компетентность, предполагающая совокупность знаний, умений и навыков обучаемых в сфере компьютерных и прочих технологий в связи с необходимостью в оперативном режиме находить, фильтровать, систематизировать, сохранять и передавать, транслировать актуальную информацию по конкретным анализируемым трендам музыкальной культуры [17]. Как отмечает Н.Г. Снежинская, в данном контексте необходимо делать акцент и на использование продуктов технологии «Big Data», поскольку они всё активнее эксплуатируются в современной музыкальной индустрии. В определённом смысле данные такого рода помогают нынешним студентам (которые владеют как компьютером классического типа, так и самыми разнообразными гаджетами гораздо лучше, чем их более старшие наставники родом и советского прошлого нашей страны) узнавать и анализировать не только официальные «топы» отечественной и зарубежной эстрады по разным классификациям, но и видеть обратную связь – зафиксированные в режиме реального времени информационные срезы о слушателях и их непосредственных музыкальных вкусах и предпочтениях [18]. Отслеживать динамику изменения музыкальных трендов целесообразно, к примеру, с помощью данных «Big Data», задействованных в работе таких стриминговых сервисов, как «Spotify», «Pandora», «iHeartRadio», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Радио» и т.д. Большие данные дают на сегодняшний день возможность открывать для себя и своих учеников новые имена перспективных артистов и находить новые способы стимулирования лояльности слушателей (если вокалисты ставят перед собою задачи карьерного роста именно в музыкальной индустрии, а не только на педагогическом поприще). Будучи активным и компетентным пользователем технологии «Big Data», можно в режиме реального времени, практически круглосуточно получать систематизированную, уже обработанную информацию о количестве и качестве покупок аудиторией конкретных музыкальных треков, альбомов, билетов на различные концерты; о том, что люди с помощью интернет-технологий слушают, скачивают и что говорят о своих кумирах [19]. Разумеется, очевидный минус использования таких технологий в расширении своей компетентности состоит в том, что оно даёт только часть (хотя и достаточно внушительную с учётом популярности именно сетевых платформ распространения музыкальной продукции) информации о музыкальных вкусах и предпочтениях населения. Другая часть населения остаётся просто вне зоны охвата Интернетом, поскольку по причине возрастных особенностей (пожилые люди) и специфического воспитания пользуется не сетевой, а иной продукцией. Определённые сегменты населения крайне редко слушают радиостанции (информация о которых теперь также фиксируется операторами интернет-связи), зато время от времени погружается в ретро-ностальгию по былым хитам и включает грампластинки, аудио-кассеты, «бобины» или некогда приобретённые CD-диски. С другой стороны, предпочтения таких людей уже по смыслу и не совсем вписываются в тренды, хотя количество пенсионеров или молодых любителей стилизации советского и первого постсоветского быта и может достигать немалых размеров. Для того, чтобы понимать размер данного специфического сегмента, который оторван либо время от времени отрывается от Сети, педагогам необходимо опираться на данные соответствующих социологических исследований по данной тематике [20]. Тем не менее, как отмечает, к примеру, С.В. Беребердин, уникальные информационные возможности для приобщения к музыкальной культуре, появившиеся в XXI веке (тем более, с учётом тарифов безлимитного Интернета), привлекают всё больше интересантов из числа представителей даже пожилых людей [21]. Другая сложность состоит в том, что не всегда данные различных «официальных» хит-парадов достоверны; можно заметить не меньшее количество «накруток», чем во время проведения политических выборов. «Накрутки» (количество «лайков», комментариев, совершенно алогичное попадание конкретных произведений на главную страницу и т.д.) временами встречаются и на платформе видео-сервисов, содержащих музыкальные клипы, концертные записи и прочую интересную информацию [22]. Исходя из этого, будущим педагогам по вокалу необходимо собирать и сопоставлять информацию из различных источников (в том числе самостоятельно общаться с людьми на тему их музыкальных вкусов и предпочтений), не довольствуясь только каким-то одним из них. Заключение
Таким образом, изучение трендов современной музыкальной культуры является необходимым компонентом в структуре подготовки профессиональных педагогов по вокалу, их конкурентным преимуществом на рынке специализированного труда, а также мощным стимулом для творческого и профессионального саморазвития. Данная тема нуждается в дальнейшем экспертном изучении и освещении, поскольку на данный момент времени большинством людей воспринимается больше на бытовом и публицистическом уровнях, нежели в рамках серьёзных научных исследований. Библиография
1. Монахова, Л. Ю. Структура информационной компетентности педагога [Текст] / Л. Ю. Монахова, Е. А. Рябоконь // Человек и образование. – 2019. – №3 (60). – С. 31-38.
2. Кустов, Ю. А. Сущность социокультурной компетентности личности [Текст] / Ю. А. Кустов, Ю. А. Лившиц, С. В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2014. – Вып. 4 (17). – С. 139-149. 3. Скивко, М. О. Анализ рынка глобальных трендов: учебное пособие [Текст] / М. О. Скивко. – Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2021. – 60 с.: ил. 4. Клабукова, А. В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры на основе деятельностного подхода [Текст] / А. В. Клабукова // Вестник МГУКИ. – 2018. – №3 (83), май-июнь. – С. 182-193. 5. Войтик, И. А. Компетентностный анализ педагогических условий повыше-ния квалификации преподавателей вокала в учреждениях культуры и дополнительного образования [Текст] / И. А. Войтик // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №3 (76). – С. 93-95. 6. Шинтяпина, И. В. Овладение культурой вокального исполнительства в си-стеме профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта [Текст] / И. В. Шинтяпина // Наука. Искусство. Культура. – 2019. – Вып. 3 (23). – С. 161-169. 7. Моисеев, Е. О. Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии в музыкальном искусстве эстрады: педагогический аспект [Текст] / Е. О. Моисеев // Музыкальное искусство и образование. – 2019. – Т. 7. – №4. – С. 158-175. 8. Войтик, И. А. Концепция компетентностного подхода в вокальной педагогике [Текст] / И. А. Войтик // Евразийский Союз Учёных (ЕСУ). – 2015. – №5-4 (14). – С. 42-44. 9. Нургаянова, Н. Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема [Текст] / Н. Х. Нургаянова // Вестник ТГГПУ. – 2010. – №3 (21). – С. 232-237. 10. Шинтяпина, И. В. Художественно-творческие умения как компонент развития творческих способностей в процессе вокальной подготовки в ВУЗе [Текст] / И. В. Шинтяпина // Наука. Искусство. Культура. – 2017. – №3 (15). – С. 157-162. 11. Карабанова, А. А. Фортепианное исполнительство в эпоху звукозаписи [Текст] / А. А. Карабанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – Вып. 172. – С. 99-105. 12. Аксёнова, С. С. О педагогических исследованиях применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога по вокалу [Текст] / С. С. Аксёнова // Управление образованием: теория и практика. – 2017. – №3 (27). – С. 58-66. 13. Снежинская, М. Г. Музыкальная индустрия в эпоху больших данных: перспективы социологических и маркетинговых исследований [Текст] / М. Г. Снежинская // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – №4 (24). – С. 161-172. 14. Катаев, П. В. Музыкальные медиа в сетевом обществе: возможности и вызовы функционального многообразия [Текст] / П. В. Катаев // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. – Том 10. – Вып. 1. – С. 104-116. 15. Карабанова, А. А. Интернет как новая «жизненная» среда для классического музыканта и слушателя: к постановке проблемы [Текст] / А. А. Карабанова // Общество. Среда. Развитие. – 2015. – №2. – С. 95-99. 16. Беребердин, С. В. Музыкальный Ренессанс в цифровую эпоху: новые возможности [Текст] / С. В. Беребердин // Коммуникология. – 2017. – №1 (2). – С. 115-125. 17. Морщагина, Н. А. Музыкальная индустрия: текущее состояние и перспективы развития [Текст] / Н. А. Морщагина, Е. В. Коковашина, А. В. Павина // Петербургский экономический журнал. – 2018. – №2. – С. 66-76. References
1. Monakhova, L. Y. The structure of the teacher's information competence [Text] / L. Yu. Monakhova, E. A. Ryabokon // Man and education. - 2019. - No. 3 (60). - S. 31-38.
2. Kustov, Y. A. The essence of the socio-cultural competence of the individual [Text] / Y. A. Kustov, Yu. V.N. Tatishchev. - 2014. - Issue. 4(17). - S. 139-149. 3. Skivko, M. O. Market Analysis of Global Trends: Study Guide [Text] / M. O. Skivko. - Samara: Publishing House of Samara University, 2021. - 60 p.: ill. 4. Klabukova, A. V. Ways of forming the performing skills of vocalists in the universities of culture based on the activity approach [Text] / A. V. Klabukova // Bulletin of MGUKI. - 2018. - No. 3 (83), May-June. - S. 182-193. 5. Voitik, I. A. Competence-based analysis of pedagogical conditions for advanced training of vocal teachers in institutions of culture and additional education [Text] / I. A. Voytik // World of science, culture, education. - 2019. - No. 3 (76). – S. 93-95. 6. Shintyapina, I. V. Mastering the culture of vocal performance in the system of professional training of the future teacher-musician [Text] / I. V. Shintyapina // Science. Art. Culture. - 2019. - Issue. 3 (23). - S. 161-169. 7. Moiseev, E. O. Information and communication (computer) technologies in the musical art of variety: pedagogical aspect [Text] / E. O. Moiseev // Musical art and education. - 2019. - T. 7. - No. 4. - S. 158-175. 8. Voitik, I. A. The concept of a competency-based approach in vocal pedagogy [Text] / I. A. Voitik // Eurasian Union of Scientists (ESU). - 2015. - No. 5-4 (14). - S. 42-44. 9. Nurgayanova, N. Kh. Formation of the vocal-performing culture of the future teacher-musician as a pedagogical problem [Text] / N. Kh. Nurgayanova // Bulletin of the TSHPU. - 2010. - No. 3 (21). – S. 232-237. 10. Shintyapina, I. V. Artistic and creative skills as a component of the development of creative abilities in the process of vocal training at the university [Text] / I. V. Shintyapina // Science. Art. Culture. - 2017. - No. 3 (15). – S. 157-162. 11. Karabanova, A. A. Piano performance in the era of sound recording [Text] / A. A. Karabanova // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2014. - Issue. 172. - S. 99-105. 12. Aksyonova, S.S. On pedagogical research on the use of information and communication technologies in the professional activity of a vocal teacher [Text] / S.S. Aksyonova // Education Management: Theory and Practice. - 2017. - No. 3 (27). - S. 58-66. 13. Snezhinskaya, M. G. The music industry in the era of big data: prospects for sociological and marketing research [Text] / M. G. Snezhinskaya // Sociological science and social practice. - 2018. - No. 4 (24). - S. 161-172. 14. Kataev, P. V. Musical media in a network society: opportunities and challenges of functional diversity [Text] / P. V. Kataev // Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology. - 2018. - Volume 10. - Issue. 1. - S. 104-116. 15. Karabanova, A. A. The Internet as a new "life" environment for a classical musician and listener: to the formulation of the problem [Text] / A. A. Karabanova // Society. Wednesday. Development. - 2015. - No. 2. - S. 95-99. 16. Bereberdin, S. V. Musical Renaissance in the Digital Age: New Opportunities [Text] / S. V. Bereberdin // Communicology. - 2017. - No. 1 (2). – S. 115-125. 17. Morshchagina, N. A. Music industry: current state and development prospects [Text] / N. A. Morshchagina, E. V. Kokovashina, A. V. Pavina // Petersburg Economic Journal. - 2018. - No. 2. - S. 66-76.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что профессионализм современного педагога в информационную эпоху должен складываться из таких видов деятельности, как предметно-методическая, психолого-педагогическая и информационно-коммуникативная. Высокий уровень информационной компетентности каждого конкретного современного педагога не только обеспечивает ему определённые конкурентные преимущества на рынке труда, но и является залогом успешности в общении с новыми юными и молодыми поколениями, формировании их мотивированности, а также необходимого интереса к личности педагога со стороны учеников. Профессиональное мастерство современного музыкального педагога многоаспектно и характеризуется наличием когнитивного, деятельностного и креативного элементов, демонстрирующих достаточно тонкие взаимосвязи целого структурированного комплекса общекультурных и специально-профессиональных знаний, исполнительских умений и навыков, сформированность которых гарантирует успешность осуществления компетентной педагогической деятельности. Актуальность исследования определяется тем фактом, что современные студенты, получающие специальность педагога по вокалу, должны ориентироваться во всем многообразии разновидностей современной музыкальной культуры, даже если временами ее конкретные формы граничат с китчем, бескультурьем или даже антикультурой, чтобы впоследствии уже в своей профессиональной деятельности научить соответствующим навыкам разумной фильтрации информационных потоков уже своих непосредственных подопечных. Научная новизна исследования заключается в проведенном автором научном теоретическом анализе проблемы. Целью данной статьи является освещение роли и значения компетенций, связанных с изучением трендов современной музыкальной культуры, в структуре профессиональной компетентности педагога по вокалу. Для достижения цели автор ставит следующие задачи: определение важности данного компонента подготовки специалистов; выявление его взаимосвязи с другими компонентами, анализ роль факторов (в частности, технологического характера), которые влияют на успешность данного специалиста. Проведя библиографический анализ трудов, посвященных изучаемой проблеме, автор отмечает, что данная специфика профессиональной подготовки отчасти освещена в работах таких авторов, как А.В. Клабукова, Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, Л.Ю. Монахова, С.В. Стацук, И.В. Шинтяпина и др., однако требует специализированной, более детальной проработки. Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий функциональный, описательный методы и социокультурный анализ. Текст статьи поделен автором на логически обоснованные разделы. В первом разделе «Структура компетентности педагога по вокалу» автором проделан детальный анализ всех составляющих компетентности современного педагога. Согласно автору, профессионализм складывается из двух широких направлений: непосредственно профессионального (предметно-методическая, психолого-педагогическая и информационно-коммуникативная деятельность) и социального (социально-информационная и когнитивная деятельность). Огромное количество современных направлений музыкальной культуры требует от педагога постоянного внимания и изучения. Как констатирует автор, полноценное развитие исполнительского мастерства каждого артиста интегрирует в структуру его подготовки изучение эффектных на данный момент времени технических приёмов исполнения, актуальных способов более или менее глубокого эмоционального воздействия на публику, определённых методов самоконтроля и стрессоустойчивости в процессе исполнения различных произведений, а также обретение своей неповторимой индивидуальности. Далее во втором разделе «Изучение трендов музыкальной культуры как неотъемлемый элемент профессиональной компетентности» автором проведен анализ экспериментальных исследований А.В. Клабуковой о полезности и необходимости изучения трендов современной музыки. Немалое количество современных студентов желает получать именно комплексные, а не выборочные знания по основам методик выдающихся авторов прошлых лет и современности. Знание манеры пения известных исполнителей и усвоение специальных критериев компаративного анализа дает студентам уникальную возможность выявлять наиболее оптимальные из изученных парадигм, брать на вооружение наиболее интересные и полезные для работы с вокалом. Однако, как отмечает автор статьи, оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих педагогов по вокалу, повышения уровня развития их компетентности невозможна без усвоения ими определенной системно оформленной базы теоретических знаний. Кроме того, современный музыкальный педагог должен обладать определенной технологической грамотностью, умением не просто пользоваться виртуальными сетями и виртуальными музыкальными платформами, но и делать выводы о популярности того или иного музыкального направления или произведения на основе огромных массивов данных (музыкальных произведений). В заключении автор приходит к выводу, что несмотря на актуальность проблемы и многообразие музыкальных направлений, тема изучения современных музыкальных трендов в основном воспринимает на бытовом уровне и не получила должной научной проработанности, хотя и является необходимым компонентом в структуре подготовки профессиональных педагогов по вокалу, их конкурентным преимуществом на рынке специализированного труда, а также мощным стимулом для творческого и профессионального саморазвития. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что проблема научного изучения современной музыкальной культуры будущими музыкальными педагогами имеет несомненный теоретическую и практическую важность и требует дальнейшего научного анализа. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 17 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |