Антропология и энтогенез
Правильная ссылка на статью:
Канныкин С.В.
Олимпийский бег на выносливость и дух атлетизма
// Социодинамика.
2021. № 6.
С. 67-80.
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.6.33234 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33234
Аннотация:
Предмет исследования – метафизические аспекты олимпийского бега на выносливость в их отношении к формированию атлета как гармонично развитой личности. Актуальность работы обусловлена необходимостью прояснения духовных оснований спортивного бега, рассматриваемого в качестве наиболее универсальной формы двигательного действия атлета. Как целенаправленное движение, осуществляемое в пространстве культуры, бег бытийствует как социальное явление и имеет трансцендентальное измерение, поскольку производен от установок сознания реализующего его субъекта и, в свою очередь, оказывает влияние как на своего агента, так и на социальную группу, в которую входит данный субъект, а через нее – и на человечество в целом. Именно бег на выносливость, предполагающий довольно значительную распространенность и агональную длительность, позволяет с необходимой ясностью определить некоторые ментально-волевые установки атлетической (т.е. гуманистически нагруженной, олимпийской) спортивной деятельности. Новизна исследования состоит в рассмотрении метафизических оснований бега сквозь призму идейных оснований Олимпизма. Отмечено, что изо всех видов олимпийского спорта бег на выносливость более всего укоренен в человеке экзистенциально, поскольку человек превосходит всех млекопитающих именно в длительном беге. Олимпийский бег на выносливость транслирует обществу такие ценностно окрашенные установки сознания и деятельности, как патриотизм, жертвенность, самопознание, верность своему призванию, благородство и честность. Атлет, формирующийся посредством олимпийских беговых практик, направлен к достижению калокагатии, поскольку бег на выносливость требует длительного и многократного воспроизведения доведенного до автоматизма оптимального двигательного действия, обеспечивающего устойчивое состояние «психосоматической собранности», т. е. гармонии, сопряжения его душевного начала с началом телесным.
Ключевые слова:
бег, Олимпизм, атлет, патриотизм, жертвенность, самопознание, призвание, благородство, честность, калокагатия
Abstract:
The subject of this research is the metaphysical aspects of Olympic endurance running in relation to formation of an athlete as a harmoniously developed personality. The relevance of this topic is substantiated by the need for elucidation of spiritual grounds of running as the most universal form of physical activity of an athlete. As a meaningful movement that takes place in cultural space, running is considered a social phenomenon and has transcendental dimension, since it is derived from the mental attitudes of the agent, impacting the agent and the social group the agent belongs to, as well as humanity overall. Namely endurance running, which suggests high incidence and agonal duration, allows us determining certain mental and willed attitudes of athletic (i.e., humanistic-oriented, Olympic) sports activity. The novelty of this research consists in the review of metaphysical foundations of running through the prism of the ideological grounds of Olympism. It is noted that of all the Olympic sports, endurance running is existentially rooted in a human, as humans outstrip all mammals namely in long-distance running. Olympic endurance running translates such social value attitudes as patriotism, sacrifice, self-cognition, commitment to one’s avocation, nobility, and honesty. An athlete formed through the Olympic running practices is oriented towards achieving kkalokagathia, as endurance running requires durable, optimized motor action, which ensures stable psychosomatic concentration, i.e. harmony of the spiritual beginning with the bodily.
Keywords:
honesty, nobility, calling, self-knowledge, sacrifice, patriotism, athlete, Olympism, running, kalokagatiya