Проектирование и архитектура
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М.
Развитие и особенности проектирования ‒ основной технологии архитектурной и градостроительной деятельности
// Урбанистика.
2015. № 3.
С. 65-108.
DOI: 10.7256/2310-8673.2015.3.16489 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16489
Аннотация:
В статье рассматривается развитие и особенности проектирования. Автор исходит из принципиального разделения проектирования на два вида: «традиционное», например, архитектурное или машиностроительное, и «нетрадиционное», соответственно, градостроительное или дизайнерское. Рассматривается генезис проектирования, особенно влияние на формирование проектирования инженерии. Предлагается типология проектных знаний и схем (эскизов и принципиальных схем), выстроенная в рамках трех основных этапов проектирования ‒ замышление, конструктивизация, реализация. Более подробно характеризуются два вида проектирования ‒ инженерное и дизайнерское. В заключение рассматривается кризис проектной идеологии, в частности, автор утверждает, что проектирование имеет свои границы, что для проектного сознания характерен своеобразный «проектный фетишизм», что не все может быть спроектировано, а попытки проектировать социокультурные образования часто обращаются против культуры. В данной работе были использованы методы культурно-исторической реконструкции, сравнительный и типологический анализ, реализован семиотический и эпистемологический подходы. Предложены в качестве эмпирического материала два кейса. В результате проведенного исследования удалось наметить логику генезиса проектирования, дать подробную типологию проектных знаний (функциональные, личностные, креативные, эстафетные, прототипические, схемные), показать роль в проектировании схем, охарактеризовать инженерное и дизайнерское проектирование. В целом стали понятные особенности современного проектирования, его генезис и функционирование.
Ключевые слова:
проектирование, инженерия, замышление, конструктивизация, реализация, знания, схема, культура, дизайн, проект
Abstract:
The article studies the development and defining characteristics of architectural design. The author bases his study on the proposition of the fundamental division of design into two main types – “traditional” design – architectural and engineering design, and “non-traditional” – urbanistic and custom design. The author examines the genesis of design, especially its influence on the formation of engineering design and offers a typology of design knowledge and schematics (sketches and principal schemes) set around the three main stages of design – conception, envisioning, implementation. The author offers a thorough description of the two types of design – engineering and designer. To conclude the study, the author examines the crisis of project ideology, stating that design has its limitations and that design consciousness is influenced by a particular “design fetishism” regarding what can or cannot be designed, and the attempts to design social and cultural entities are often turned against culture. This article uses the methods of cultural-historical reconstruction, comparative and typological analysis, semiotic and epistemological approaches.. The author offers two cases for empirical material. As a result, the author managed to outline the logic of the genesis of design, and to offer a thorough typology of design knowledge (functional, individual-based, creative, relay-based, prototypical, schematic), and to demonstrate the role in designing of schematics, to characterize engineering and designer models. Overall, this study has brought a better understanding and modern design, its genesis and functioning.
Keywords:
culture, diagrams, knowledge, implementation, constructivization, concept, Engineering, Design, design, project