Библиотека
|
ваш профиль |
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Сертакова Е.А., Замараева Ю.С., Ситникова А.А.
Социологическое исследование культурных потребностей жителей города Красноярска
// Урбанистика.
2015. № 3.
С. 16-42.
DOI: 10.7256/2310-8673.2015.3.16495 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16495
Социологическое исследование культурных потребностей жителей города Красноярска
DOI: 10.7256/2310-8673.2015.3.16495Дата направления статьи в редакцию: 28-09-2015Дата публикации: 30-09-2015Аннотация: Предметом исследования являются культурные потребности жителей города Красноярска, столицы Красноярского края. В настоящее время количество населения города Красноярска превышает один миллион человек. Для анализа были выбраны жители Красноярска в возрасте от 16 лет до 60 лет. Данное исследование является составной частью другого, более обширного проекта, где жители Красноярского края разделены по возрастным статусам и местам проживания. Социологическое исследование проводилось на основе анкетирования, обработки анкет и интерпретации полученных результатов. Для исследования особенностей современной красноярской культуры досуга и прогнозирования ее развития на будущие десятилетия были просмотрены различного рода способы получения информации. Наиболее эффективным среди них оказался метод анкетирования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов. Так как данное исследование преследовало несколько целей, то анкета была ориентирована на рассмотрение сразу нескольких интересующих вопросов – от портрета современного жителя города Красноярска, до образа самого города в его глазах и представления его досуговых качеств. Научная новизна исследования заключается в новом способе анкетирования и обработки эмпирических результатов. Исследование не просто констатирует количественные результаты анкетирования. В итоге представлены эскизы некоторых проектов, которые могли бы качественно улучшить социально-культурную среду Красноярска, сделать досуг его жителей разнообразным и интересным. Ключевые слова: социальные исследования, урбанистическая антропология, социологическое исследование, город, Красноярск, анкетирование, культура, досуг, проекты, рекомендацииУДК: 304.444Abstract: This study is focused on the cultural needs of the residents of Krasnoyarsk, the capital of the Krasnoyarsk region. The current population of Krasnoyarsk exceeds one million people. Residents ranging from 16 to 60 years of age were selected as the representative group for this study. This article is a part of another, larger project, which divides residents by age and residence areas. The sociological study was conducted on the basis of questionnaires, the analysis of their content and interpretation of the results. In order to study the defining traits of the modern Krasnoyarsk leisure culture and to predict its course of development over the next decades the authors researched various ways of receiving information. The questionnaire method turned out to be the most effective, as it employs a series of specifically-worded questions to get information from the representatives. Due to the fact that this study pursued several goals, the questionnaire was aimed at receiving response on several topics - from the image of a modern Krasnoyarsk citizen to the image of the city itself in the eyes of residents, as well as its potential for leisure and recreation. The scientific novelty of this research is based on the new questionnaire and its processing. This study doesn't only state quantitative results - it offers sketches of several projects that have the potential to significantly enhance the social and cultural environment of Krasnoyarsk, to make the leisure time of its citizens much more varied and interesting. Keywords: culture, questionnaires, Krasnoyarsk, city, sociological study, the urbanistic anthropology, social studies, leisure, projects, recommendationsВведение Культурная система, характерная для Красноярского края, демонстрирует высокую динамику трансформации, как своей внутренней структуры, так и переформатирования базовых процессов, которые определяются базовыми субъектами, формирующими культурные ценности и активно занимающимися их воплощением в социальной реальности. Ученые неоднократно обращали внимание на то, именно в сфере культуры происходят сейчас трансформации, способные заново переформатировать всю социально-антропологическую систему нашей страны, и обращали внимание на то, что в последние десятилетия мы столкнулись с самой настоящей внешней культурной агрессией, когда наши базовые культурные ценности формируются даже за пределами нашего государства, принимая форму т.н. глобальных ценностей, определяемых глобальными процессами и т.д. Без реального представления о базовых процессах в сфере культурных ценностей и культурных потребностей, востребованных для российского общества, невозможно выстроить серьезную государственную политику, для которой сегодня как никогда востребован новый культурный проект, реально противостоящий размыванию культурной идентичности. Это размывание неразрывно связано с потерей ценности принадлежать к российскому культурному пространству, говорить на русском языке, воспроизводить уникальное российское культурное наследие, выступать культурной базой для цивилизационного освоения Сибири и Дальнего Востока, включая северные территории, Арктику и другие земли нашего государства. Социологи, культурологи, психологи и лингвисты уже неоднократно предупреждали, что, возможно, мы уже «потеряли» поколение молодых людей, которым сегодня 20-30 лет и для которых российские культурные ценности перестали быть очевидными. При этом наши дети и наша молодежь постоянно подвергаются внешней культурной агрессии, идущей не только с Запада, но и с Востока. Культура повседневности все более наполняется знаками и символами иных культурных укладов, иных цивилизационных основ. Тогда как ученые предупреждают, что достаточно того, чтобы 10% населения изменили цивилизационный уклад и можно говорить о потере базового цивилизационного уклада, характерного для государства в целом. Необходимо ясное понимание того, какой культурный проект необходим для поколения, которому сегодня 1 – 10 лет, и не опоздали ли мы и здесь в том, чтобы культурные потребности наших детей и их культурные ценности имели бы очевидную российскую идентичность. Необходимо четкое представление о том, какие базовые субъекты формируют сегодня культурные потребности и культурные ценности российских граждан, различных субкультурных сообществ, этнокультурных групп, демографических групп (прежде всего, детских и молодежных), социально-экономических страт (включая не только их реальный экономический доход, но и владеющих символическим капиталом образования), какова динамика базовых процессов, происходящих в сфере культуры. И, наконец, необходимо знать, какие именно субъекты сегодня способны консолидировать все свои усилия и решить самую насущную государственную задачу: создать и реализовать новый культурный проект, где при ясном видении инокультурной агрессии предприняты самые серьезные меры, чтобы ей противостоять, чтобы молодое поколение российских граждан в полной мере обладало культурными потребностями и культурными ценностями, связанными с российским цивилизационным укладом. Это понимание возможно только на основе научного моделирования современной культурной динамики, на основе глубоких прикладных исследований, сделанных на конкретном исследовательском материале. Полученная в результате модель системы культуры Красноярского края будет актуальной и востребованной при принятии важнейших стратегических решений, связанных с развитием человеческого капитала в нашем регионе. До недавнего времени система культуры изучалась преимущественно с помощью таких наук как этнография, история (в частности, история Сибири), экономика, социология, философия. Проблемы, характерные для системы культуры России и для Красноярского края, вписываются в общемировую логику развития человечества и поэтому для их решения необходимо привлечь самые последние достижения мировых гуманитарных и социальных наук, характерные для мировой науки конца XX-начала XXI вв. Для настоящего проекта предполагается проведение ряда прикладных исследований междисциплинарного характера и обобщение их результатов в виде аналитического проекта, включающего методики и рекомендации для субъектов управления региона. В городе Красноярске сегодня проживает более одного миллиона человек. В ближайшее время Красноярский край станет зоной интенсивного освоения новых территорий в том числе арктических. Город Красноярск в этом контексте имеет все шансы, чтобы стать по-настоящему глобальным городом с развитыми сферами постиндустриальной экономики, в том числе экономики досуга. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования досуговых предпочтений жителей города Красноярска. Концептуальную и методологическую основу для данного исследования составляют научные разработки ученых, посвященных проблемам культуры города Красноярска в самом широком контексте [1-40]. Для исследования особенностей современной красноярской культуры досуга и прогнозирования ее развития на будущие десятилетия были просмотрены различного рода способы получения информации. Наиболее эффективным среди них оказался метод анкетирования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов. Так как данное исследование преследовало несколько целей, то анкета была ориентирована на рассмотрение сразу нескольких интересующих вопросов – от портрета современного жителя города Красноярска, до образа самого города в его глазах и представления его досуговых качеств. Результаты проведенного анкетирования Всего в социологическом опросе приняло участие 780 жителей города Красноярска. Возраст респондентов колебался от 15 до 65 лет, однако наибольшее количество ответивших составили люди в возрасте от 19 до 25 (49 %) и от 26 до 39 лет (16 %), то есть представители, прежде всего, трудоспособного населения. Из них 218 респондентов мужского и 562 респондентов женского пола. В общей массе опрошенных присутствовали и учащиеся, преимущественно студенты вузов (37 %) и средне-специальных заведений (17 %), и работающие – по большей части, специалисты с высшим образованием (27 %), представители научной сферы (3 %). По роду деятельности среди участников опроса встречались люди экономических (23 %), творческих (16 %), технических (6 %) профессий и специальностей. Безработных и людей, ведущих домашнее хозяйство достаточно мало – 3 %. В плане материальной обеспеченности анкетируемое население Красноярска можно отнести к группе со средним доходом. 30 % респондентов вполне обеспечены, но не имеют возможности приобрести движимое и недвижимое имущество. 37 % отметили, что заработанных денег им хватает лишь на еду и одежду, приобретать же вещи длительного пользования они не в состоянии. Помимо формальных сведений, в анкете несколько вопросов было посвящено выявлению информации о национальной принадлежности респондентов, их религиозных убеждениях и политических предпочтениях. По итогам обработки данных, можно отметить, что в Красноярске проживает достаточно много этнических групп. Так, были опрошены представители 17 народностей: хакасы, армяне, азербайджанцы, татары, чуваши, украинцы, таджики и т.д. Однако доминирующее количество респондентов (70 %) – русские. 61 % из них причисляют себя к православной вере, 12 % назвали себя атеистами. Остальные участники исследования отнесли себя к мусульманам, буддистам, протестантам, шиваитам, свидетелям Иеговы, культу Ктулху и т.д. В отличие от вероисповедания, где респонденты достаточно смело относили себя к той или иной конфессии, вопрос о политических интересах был в большей степени проигнорирован горожанами. Многие из них отмечали, что имеют право не говорить о своем отношении к данному пункту, указывая даже на конкретные статьи закона РФ. 40,5 % ответили, что не имеют политических предпочтений, остальные отнесли себя к демократам (4 %), монархистам (2 %), коммунистам (1,5 %), либералам (1,5 %) и т.д. Подводя итоги, о жителях краевого центра можно сказать следующее – это преимущественно люди трудоспособного возраста, работающие в различных сферах и имеющие средний заработок. Они идентифицируют себя с конкретной этнической группой и имеют конкретные религиозные убеждения. Зачастую, эти люди не доверяют органам власти и стараются скрывать свои политические предпочтения, свою принадлежность к той или иной партии. В проявлении гражданской позиции они малоактивны, самовыражение находят в делах, связанных скорее с культурными процессами, которым они посвящают большую часть своего свободного времени. На выявление же культурных потребностей, которые испытывает житель города Красноярска, была направлена основная часть анкеты. Полученные в ней ответы позволяют создать общее и достаточно ясное представление о том, чем занимаются горожане в свободное время и что они ожидают от подобного досуга. Результаты анкетирования подводились в общем зачете. 1) Наибольшее предпочтение в досуге жителями регионального центра отдается встречам с друзьями и знакомыми (44 %), а также посещению интересных мест, которые могут открыть для них что-то новое (33 %). Среди предложенных вариантов самими респондентами стоит отметить большое значение возможности иметь выбор в организации свободного времени, и заниматься как чем-нибудь полезным, так, и, напротив, бесполезным и непредсказуемым. Таковым является, например, поход с друзьями на Столбы – прогулка, которая будучи даже спонтанной, оказывает хорошее влияние на самочувствие и настроение человека. Интересно то, что приоритет проведения свободного времени отдается не месту и не мероприятию, а именно компании, людям, близким опрашиваемому. Именно в своем окружении горожане пытаются найти комфорт и отдых. 2) В ситуации раннего утра выходного дня, не отмеченного какими-либо планами чаще всего (45 %) жители Красноярска не покидают дом и занимаются домашними делами и хлопотами (уборкой, готовкой), либо сидят за компьютером в свое удовольствие (25 %). Многие предпочитают как следует выспаться и проснуться не раньше обеда. Лишь единицы респондентов отметили, что рано утром они ходят в гараж, на прогулку. Актуален ранний поход на Столбы, чтобы успеть как следует подышать свежим воздухом и насладиться природой. 3) В свободное время – вечера в будние дни и все выходные, горожане наиболее часто посещают кинотеатры (35 %), либо театры (20 %). Их интересуют более зрелищные виды искусства. Затем следуют библиотеки и бары/кафе. Ночную жизнь преимущественно ведут молодые люди, таких лишь 7 % опрошенных. В теплые времена года популярным местом проведения досуга выступает дача. Занятия с выращиванием урожая рассматривается именно как своеобразный отдых, а не работа. Еще одним местом, где жители города наиболее часто проводят досуг, является их дом. Как отмечают респонденты, на иные формы проведения времени у них не хватает свободного времени и денег. 4) Информацию о том, как и где можно провести свободное время, красноярцы по преимуществу узнают от близких и друзей (35 %), им они больше всего доверяют, их мнение для них более авторитетно. Это подтверждается еще и тем, что горожане очень часто проводят досуг компаниями. Иными способами получения информации выступают Интернет-сайты, посвященные досугу (20 %), журналы и газеты (17 %), телевизионная реклама, городские афиши. 5) Судя по количеству ответов модность и популярность посещаемых мероприятий не столь важны для жителей города. Лишь 4 % респондентов пытаются соответствовать современным веяниям, обладать имиджем столичного человека. 41 % участников опроса также отметили свой интерес к модным мероприятиям, но при этом указали, что свободно посещают и немодные места. 35 % респондентов вообще не обращают на это внимание и посещают то, что вызывает интерес у них, либо у их знакомых и друзей. Они сами решают, что можно считать модным, а что нет. 6) 38 % опрошенных ответили, что в различные периоды их жизни, их могли называть и домоседами и гуляками, хотя к некоторым таких названий не прикреплялось вообще (24 %). Исходя из полученных на вопрос ответов, интересно отметить, что официальных «гуляк» в Красноярске на 2 % больше «домоседов». 7) Чаще всего приоритет проведения досуга жителями Красноярска отдается друзьям по работе или учебе (48 %), либо членам семьи (42 %). 11 % горожан предпочитают быть в одиночестве, либо гулять с воображаемыми друзьями. 8) Выбор места для свободного времяпрепровождения жителями регионального центра связан со сложением некоторых обстоятельств, либо конкретными ситуациями. Зачастую все зависит от людей, с которыми респонденты проводят время. Уединенный отдых предпочитают единицы. В этом плане 45 % респондентов не смогли указать определенные места. 43 % опрошенных указали на Центральный район города Красноярска (43), остальные - на районы, в которых они проживают. Как они отметили - все стремятся в центр. В отличие, например, от правого берега вдоль красивых центральных проспектов гуляют больше всего, там легче встретить знакомых. Среди зон отдыха красноярцы также выделяют район Академгородка, остров Татышев, площадь с фонтанами перед театром Оперы и балета, где с раннего вечера до поздней ночи кипит жизнь. 9) При встрече с друзьями или знакомыми респонденты чаще всего гуляют по городу (49 %), либо посещают бары, кафе, рестораны (44 %) – места где сидя в располагающей обстановке можно поговорить о чем-либо. Многие, опять же, предпочитают встречи на дому (25 %), за чай не нужно платить, и сидеть можно дольше, переключаясь на различные дела и занятия. В собственных вариантах ответов респонденты указали, что всегда организуют свой досуг по-разному: катаются на машине, ходят на Столбы, пьют, слушают вместе музыку и просто веселятся. 10) По мнению опрошенных их друзья и коллеги (34,5 %) проводят время аналогично, либо немного иначе (33,2 %). Данный вопрос вызвал затруднения, так как горожане привыкли организовывать свой досуга совместно с кем-то, но бывают моменты одиночного времяпрепровождения, и здесь ситуация для них не очень ясна. 11) Сталкиваясь с ситуацией, когда компании, в которой находится опрашиваемый, нравится досуг, а ему нет – последний привык стоически терпеть и поддерживать всеобщее веселье (43 %). Компания имеет большое значение, поэтому, дабы не казаться занудой, либо не проводить в следующий раз время одному – респонденты стараются поддерживать общение в таких ситуациях, либо уходят, попытавшись перед этим несколько изменить намеченную программу (31 %). Чтобы снизить риск возникновения данных ситуаций, некоторые горожане продуманно имеют несколько компаний с разными интересами. Их ожидания от друзей и коллег строго определенные, и в случае, представленном выше, можно найти единомышленников, которые обязательно поддержат мнение о смене темы, либо обстановки. 12) К присутствию в компании лиц противоположного пола во время досуга горожане относятся очень положительно. 49 % опрошенных отмечают, что не против такой компании, но она не является для них целью. 32 % приветствуют данный вариант, и даже всячески ищут возможность провести время с лицами противоположного пола. И только 1 % респондентов выступили категорически против разнополой компании, они не терпят подобного и уходят при первой появившейся возможности. 13) На утверждение о том, что «для того, чтобы хорошо провести время, обязательно нужно потратить много денег» мнения респондентов относительно разделились. Большинство (36 %) предпочло скорее не согласиться с данным высказыванием, 26 %, напротив, скорее ответили «да». Категорически не согласны с данной формулировкой – 24 % респондентов. 14) Красноярцы преимущественно придерживаются точки зрения, что алкоголь для хорошего времяпрепровождения не нужен, можно обойтись и без него (46 %), но 28 % ответивших считают, что лучше бы, чтобы он был. По их мнению, алкоголь позволяет расслабиться, отвлечься от повседневных забот и быть более раскованным и открытым в общении. 7 % – категорически против алкоголя в компании 15) Отпуск и каникулы горожане предпочитают проводить, путешествуя за границей, либо по городам России (52 %), у родственников, либо традиционно на даче (23 %) или дома. Популярными среди них остаются также поездки в деревню и на озера. 16) Если взять срез досуговых интересов жителей города Красноярска за последний месяц, то можно увидеть, что в основном они проводили свободное время в небольших компаниях, в местах не сильно ударяющих по кошельку. При этом, в досуге они находили пользу для себя. Так, достаточно часто респонденты посещают кино (42 %), бары и кафе (45 %), торгово-развлекательные центры (60 %), где совершают совместные покупки. Также они устраивают пикник на природе (45 %), прогулки и походы в узком дружеском кругу. А также наедине читают книги и журналы (60 %) в свое удовольствие, играют в компьютерные игры, посещают Интернет-сайты для развлечений. Менее предпочтительными выступают посещения театров и концертов (19 %), музеев и художественных галерей (23 %), дискотек, ночных клубов (18 %), библиотек ради удовольствия (15 %). Не популярны участия в гражданских мероприятиях (13 %), посещение религиозных служб (5 %). Тренировки в спортзалах, посещение секций, кружка по интересам, участие в спортивных мероприятиях и в городских праздниках – не были главными событиями в жизни опрашиваемых за последний месяц. 17) Было выяснено, что привычный досуг красноярцев слабо связан со спортом или другой физической деятельностью. Дома зарядку или некоторые физические упражнения дома делают практически половина респондентов (49 %), но спортивные секции посещают лишь 29 %. В основном предпочтительными выступают: катания на роликах и велосипеде (30 %), оздоровительные пробежки (32 %), турпоходы, связанные с нагрузками (25 %). В спорте и другой физической активности горожан привлекает, прежде всего, польза для здоровья – 45 %, и возможность отдохнуть от повседневной рутины - 33 %. Также в занятиях они ищут более острых ощущений и успокоения. Многие отметили пользу спорта для совершенствования фигуры, моду на правильный образ жизни. 15 % опрошенных совершенно не занимаются какой-либо физической деятельностью, отметив высокую стоимость занятий и нежелание отдавать последние силы, оставшиеся после трудового дня. 18) На момент опроса помимо основного места работы и учебы 43 % горожан посещали какие-либо профессиональные или учебные курсы, опять демонстрируя, что досуг можно проводить с практической пользой. 19) Помимо курсов, практически все горожане имеют какие-либо увлечения - хобби. 68 % респондентов имеют любимое занятие, посвящая ему умеренно сил, времени и денег, 18 % - посвящают хобби много времени сил и денег, делая его формой своего существования. Большинство респондентов (около 64 %) согласны с утверждением, что досуг должен быть максимально расслабляющим, комфортным, он должен приносить расслабление и отдых, наполнять жизнь новыми ощущениями, эмоциями, событиями, раскрашивать повседневность (80 %). Горожане уверены, что досуг - это не время для завершения дел, оставшихся от работы (66 %), а, напротив, моменты свободы от всех обязательств (55 %), время саморазвития и проявления творческих способностей (69 %). Досуг помогает уйти от проблем и погрузиться в совершенно расслабляющую деятельность (49 %) и хорошо, что его можно выполнять как с друзьями (30 %), так и самостоятельно, в одиночку (27 %). 20) Исходя из полученных данных анкеты, можно говорить о том, что среди красноярцев много читающих людей. 48 % респондентов время от времени читают литературу разных жанров, ее страстными поклонниками являются 19 % населения. Совсем не любящих чтение – мало, всего 4 %. К сожалению, как отмечают сами горожане из-за отсутствия времени им приходится читать легкую литературу (газеты и журналы). Книги для души оттесняются книгами и документами, необходимыми для работы и учебы. Причем выбирается электронная форма, так как быстрее найти нужную книгу или просто информацию можно в Интернете нежели в библиотеке. 21) Из вопроса о том, сколько времени горожане уделяют занятиям за компьютером, просмотру телевизора, чтению книг, слушанию музыки, были получены следующие выводы: а) на сегодняшний день техника пользуется огромной популярностью у горожан. 37 % респондентов занимаются за компьютером от 1 до 3 часов в день, 23 % - от 3 до 5 часов, 19 % - более 5 часов. Лишь 1 % жителей Красноярска не пользуется компьютером вообще. б) с распространением компьютеров, потребность в телевизоре сильно сократилась. 33 % жителей смотрят его от 1 до 3 часов в день, 24 % - менее часа, 23 % – не смотрят телепрограмм. в) чтению книг 38 % горожан посвящают от 1 до 3 часов в день, 33 % - отводят времени менее часа, 14 % – не читают книг. г) музыку слушают менее часа – 32 %, от 1 до 3 часов – 30 %, 7 % – не слушают музыки. Можно сказать, что 1-3 часа – это как раз то время, в которое красноярцы позволяют себе заниматься тем, чем захотят, не думая о работе или учебе, или прочих обязанностях. Работая за компьютером, 63 % горожан осуществляют поиск информации, связанной с работой, учебой и развлечениями, 55 % - общаются со знакомыми через социальные сети, по почте и т.д. Наибольшее предпочтение отдается посещению Интернета, что не удивительно, ведь в данной коммуникационной сети можно и посмотреть видеоролики, и послушать музыку и прочесть книги – полностью реализуя свое право на отдых. 22) Из полученных ответов на вопрос о том, как часто респонденты посещают культурно-досуговые места города Красноярска, можно сделать вывод о достаточно малом количестве таких моментов: а) театр посещают нечасто, 1-3 раза в год 37 % жителей города, 23 % ходят на спектакли раз в год. б) музыкальные концерты значительная часть красноярцев (33 %) вообще не посещают, от 1 до 3 раз в год ходят 25-27 % респондентов, 1-2 раза в неделю слушают концерты 3% жителей. в) библиотеку вообще не посещают 35 % жителей, 1 раз в месяц туда приходят 19 % респондентов, 16 % посещают ее 1-3 раза в год. в) Интернет-кафе в городе вообще не пользуются популярностью. 80 % горожан не нуждаются в этой услуге. Лишь 5 % посещают их по мере необходимости, например, отправить срочное письмо, не имея под рукой компьютера. г) спортивные потребности, как уже было выявлено ранее, слабо проявлены у горожан. Спортивные залы посещают 14 % населения. 45 % об этом даже не думают, предпочитая менее интенсивный отдых. Спортивные мероприятия тоже рассчитаны на любителей. 68 % респондентов их не посещают, 10 % делают это менее раза в год. д) сторонников ночной жизни и развлечений в городе – 4 %, клубы и дискотеки привлекательны в основном для молодежи 16-20 лет. 45 % респондентов не посещают подобные мероприятия. е) сторонников церкви тоже не много. Люди (23%), преимущественно более зрелого возраста, посещают храмы 1-3 раза в год, 44,5 % жителей не видят в этом необходимости. Досуговые потребности горожан большого города выражены в отдаче их предпочтения крупным торгово-развлекательным центрам, таким как «Планета», «Торговый квартал на Свободном», «Июнь» и т.д. Стабильно раз в месяц их посещают 33 % респондентов, 25 % делают это несколько раз. Большой популярностью и успехом пользуются многочисленные кафе города – кофейни и пиццерии, где можно встретиться с друзьями, не потратив значительной суммы денег. Показатели следующие: 1 раз в месяц посещают кафе 22 % горожан, 21 % делает это 2-3 раза в месяц, 12 % - практически регулярно. 23) Если бы была возможность немного изменить свой привычный досуг, ей бы воспользовались 52 % респондентов, 23 % ничего бы не поменяли. В целом можно сказать, что культурно-досуговая ситуация в городе более, чем удовлетворительна. Недостатка в формах досуга нет, жители испытывают потребность лишь в расширении спектра услуг и их доступности – как по времени (56 %), так и по деньгам (48 %). Как отметили некоторые участники опроса, в Красноярске крайне мало условий для комфортного отдыха за доступные средства. 27 % жителей города уверенны, что решить обозначенную проблему должно государство, так как именно оно призвано проявлять заботу об организации их досуга. 12 %, высказали противоположную точку зрения, отметив, что частные предприниматели лучше и эффективнее справляются с выполнением обозначенных задач. 12 % остались равнодушными в данном вопросе. 24) Одной из причин безразличия к тому, кто и как организует досуг в Красноярске, может быть вызвано тем, что половина населения (51 %) в действительности бы хотела переехать жить в другой город. Более комфортные условия жизни как для работы, так и для отдыха, красноярцы видят в южных землях (68 %), 57 % с радостью перебрались бы на Запад. На Восток смогли бы переехать 40 % респондентов, на Север – 30 %. Последний, однако, не привлекателен в качестве постоянного места жительства, многими Север до сих пор воспринимается как место работы вахтовым методом. Переехать жить в другое государство смогли бы 59 % опрошенных. Для постоянного места жительства горожане предпочли бы Западную Европу (59 %), США – (54 %), Канаду – (32,5 %). В России остались бы 32 %. Интересно то, что в отличие от многих других данный вопрос не вызвал никаких затруднений – жители Красноярска уже думали о возможности переезда, некоторые даже строят планы на этот счет. В Красноярске их удерживает несколько причин: на первом месте находятся близкие друзья (19 %), на втором, уникальная природа (16 %), далее идут учеба в вузе (13 %), сила привычки и семья. Если бы не эти факторы, вероятно, многие из жителей краевого центра уехали бы в другие города в поисках условий, которые бы удовлетворили их потребности. Рекомендации по развитию в организации культурного досуга жителейгорода Красноярска: Исходя из полученных сведений, можно судить о следующем: При опросе респондентов выяснилось, что свой досуг жители города Красноярска обычно посвящают общению с компанией близких друзей и родственников. Это самое ценное, что может быть в их свободном времени. Беседы с друзьями реализуются в реальной (прогулки, совместные походы в торговые центры, посещение кафе, встречи на дому и т.д.) и виртуальной (сидение целыми вечерами в социальных сетях) формах. В этом плане, места, которые чаще всего посещают участники опроса, не относятся напрямую к культурным. Отсюда возникает парадоксальная ситуация. Испытывая большую гордость за окружающий город неповторимый природный ландшафт, обожая всем сердцем заповедный комплекс «Столбы» и отмечая в нем достаточное количество культурно-досуговых заведений, многие жители не видят в Красноярске никакой культурной уникальности, и мечтают переехать куда-нибудь подальше. Данная проблема порождает необходимость корректировки культурной политики в региональном центре, которая должна изменить ситуацию – трансформировать имеющееся представление о Красноярске, сделать образ города более позитивным. Задача стоит в том, чтобы Красноярск воспринимался жителями именно как культурный город, в котором хорошо работать и отдыхать, город в котором комфортно жить. Красноярск – культурный город Во-первых, начать преображение представлений горожан о городе с самого города. В настоящее время на базе некоторых культурно-досуговых учреждений ведется подобная работа. Так, в МУК «Красноярский музейно-выставочный центр» на пр. Металлургов, 13-а в рамках социокультурного проекта прошла выставка – конкурс «Лики города». Задача выставки заключалась в том, чтобы понять как изменился облик города при переходе из индустриальной в постиндустриальную эпоху, и через какие знаки-символы его воспринимают жители и гости Красноярска. К сожалению, данный проект реализовывали по преимуществу люди творческих специальностей: художники, дизайнеры, архитекторы и т.д., для которых город всегда был интересным и вдохновляющим. Обычные же горожане не были активными участниками, большинство даже не знало о мероприятии, а если и знало, то не пошло. Это еще лишний раз подтверждает результаты опроса – лишь малый процент горожан посещает музеи, выставочные залы, галереи, предпочитая им прогулки по городу, тусовки в местах большого скопления людей (Театр Оперы и балета, остров Отдыха). Следовательно, начинать подобные акции нужно с этих мест. Также необходимо обустроить (окультурить) улицы и скверы, находящиеся в отдалении от центра города, и тем самым, разнообразить маршруты любимых горожанами прогулок. Это можно сделать как за счет установки различного рода арт-объектов в данных местах, так и простых лавочек рядом с ними, где можно будет посидеть и поговорить со своей компанией. Особенно привлекательными для внимания публики являются места с городскими арт-инсталляциями - виртуальными, мультимедийными спектаклями, или весьма конкретными арт-объектами, временно интегрированными в городскую среду. Очень показательны в этом плане социальный проект «Алые паруса» в Санкт-Петербурге и рекламная инсталляция для Мини Купера в Амстердаме. Мультимедийное шоу на воде «Алые паруса» ежегодно посещают около 1 миллиона человек. Рекламная городская инсталляция Мини очень креативна и до сих пор вызывает интерес со стороны горожан. Оба проекта вызывают яркие положительные эмоции. В различных уголках города можно выделить несколько мест для реализации подобных проектов. Важно только провести предварительный конкурс, чтобы появившиеся арт-объекты были высокого качества и смогли бы действительно привлечь внимание горожан. Красноярск – творческий город Во-вторых, организовать по городу постоянно действующие открытые творческие площадки либо клубы по интересам, где смогли бы за достаточно символическую цену выступать танцевальные, музыкальные, театральные и т.д. коллективы студентов вузов, либо иных организаций и учреждений. Своей доступностью и многогранностью они будут вызывать к себе интерес со стороны все большего количества красноярцев. Тем самым, будет формироваться новая среда, в которой постоянно будут появляться новые идеи и проекты, делающие город привлекательным для жителей с самыми разнообразными интересами. В-третьих, более активно привлекать к организации культурно досуговой деятельности не только учебные заведения, но и городские рабочие организации и предприятия. Так как многие респонденты указали на отсутствие времени для отдыха, то возникает необходимость его совмещения с их основной деятельностью (учебной/рабочей). Например, на базе многочисленных учреждений могут быть созданы спортивные команды, либо творческие коллективы. При этом, управление должно поддерживать их деятельность, выводя ее на городской, региональный и прочие уровни. Показательным примером могут служить творческие коллективы, созданные при Казанском моторостроительном производственном объединении. На ежегодных конкурсах художественной самодеятельности среди заводов авиационной промышленности России, они занимают призовые места в нескольких номинациях («театральное искусство», «бальный танец»). При этом данные коллективы знакомы не только работникам производства, но и другим жителям города. Красноярск – любимый город На сегодняшний день многие города столкнулись с проблемой, когда жители перестают любить свой город и начинают подумывать о переезде в другие места. Поэтому, во многих из них начинают реализовывать проекты под названием «Любимый город», ориентированных на улучшение состояния развития досуга и через него позитивного образа города в глазах его жителей. Например, в Новосибирске реализуется инновационный проект, который строится по передовым технологиям Интернета. «Любимый город» - это первая социальная сеть Новосибирска, в которой горожане, посещающие сайт, становятся непосредственными участниками проекта, способными генерировать большую часть контента на сайте. В Иркутске проект «Любимый город» связан с озеленением улиц и скверов, преображения города в некое подобие парка для семейного отдыха. В Перми проект «Любимый город» призван расширить и улучшить имеющуюся культурно-досуговую инфраструктуру. Отсюда возникает четвертое предложение - для повышения интереса к городу полезным будет увеличение конкурсов и проектов, посвященных улучшению городской среды в культурно-досуговом плане, тематических семинаров и т.д. А также проведения для всех возрастных групп населения Красноярска серии квестов «Мой любимый город», в рамках которого все культурные места будут обязательно замечены. Концепцию «Любимого города – Красноярска» необходимо разработать комплексно, на основе культурно-досуговой сферы. Так, чтобы при ее реализации у горожан появилась возможность выбирать и сочетать формы физической и интеллектуальной, творческой и созерцательной, производственной и игровой деятельности. Чтобы при личностной реализации себя в досуге, у каждого горожанина возникла твердая уверенность, что Красноярск – это любимый город. Выводы По сути дела впервые в масштабах города Красноярска было проведено комплексное социально-культурное исследование досуговых предпочтений жителей, которые были представлены в достаточно сложной стратификационной структуре, включающей в себя пол, возраст, местность проживания, этнокультурные характеристики, политические предпочтения, уровень материального благосостояния, цивилизационную направленность и некоторые другие. В данном случае в качестве одного из базовых процессов, которые определяют специфику системы региональной культуры столицы Объединенного Красноярского края, был выбран процесс культурно-досуговой деятельности, культурно-досуговые потребности и предпочтения жителей Красноярского края, их предложения и желания. Стратификационная система, которая легла в основание данного исследования, базировалась на выделение 8 основных социокультурных групп, характерных для Красноярского края: взрослые жители города Красноярска, взрослые жители сельской местности, пенсионеры, проживающие в городах края, пенсионеры, проживающие в сельской местности, дети в возрасте от 13 до 15 лет, проживающие в городах Красноярского края, дети в возрасте от 13 до 15 лет, проживающие в сельской местности Красноярского края, люди с ограниченными возможностями, проживающие в сельской местности края и люди с ограниченными возможностями, проживающие в городе Красноярске. По результатам социокультурного анкетирования были сделаны теоретические исследования, связанные с интерпретацией полученных результатов и выработкой рекомендаций для органов власти, занимающихся управлением культурными процессами. Необходимо отметить, что результаты исследования не являются окончательными, требуют дальнейшей интерпретации, что будет сделано в запланированном аналитическом отчете, предназначенном для органов муниципальной и краевой власти. Выводы исследования также в настоящее время могут быть существенно расширены и использованы для исследования не только собственно досуга жителей Красноярского края, но и многих других социально-культурных характеристик и предпочтений.
Библиография
1. Бахова Н.А., Замараева Ю.С., Кистова А.В. и др. Социальная (культурная) антропология. – Красноярск, 2011.
2. Волкова М. Национальный портрет: этнический состав Красноярского края и миграционные процессы/М.Волкова//STATIS.RU.Цифры. Факты. Аналитика. Эксклюзив. Межрегиональный журнал статистики, 2008.-№ 2. – С. 8-10. 3. Замараева Ю.С. Теория, историография и методология исследования феномена миграции в контексте современной философии культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2014.-№4-С.400. 4. Ильбейкина М.И. Некоторые аспекты теории социальных ценностей // Социодинамика. — 2014.-№ 12.-С.78-89. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.13901. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13901.html 5. Ильбейкина М.И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей. Автореферт диссертации кандидата философских наук. – Красноярск, 2013. 6. Кирко В.И., Бухаров А.В., Кеуш А.В. Оценка инновационного потенциала типовых территориально-административных поселений Красноярского края // Инновации. – 2010.-№ 12. – С. 78-83. 7. Кистова А.В. Становление философии культуры как методологической основы гуманитарного знания // Современные проблемы науки и образования. – 2013.-№ 1. – С. 401. 8. Кистова А.В. Формирование коммуникативного (интерпретативного) этнографического метода в современном социальном познании // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 11.-С.62-72. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1352. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13527.html 9. Кистова А.В., Тамаровская А.Н. Произведения архитектуры и культурная идентичность // Современные проблемы науки и образования. – 2014.-№ 4. – С. 597. 10. Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет // NB: Педагогика и просвещение. — 2014.-№ 4.-С.72-85. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.4.13421. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13421.html 11. Колесник М.А. Социологические исследования воображения в 30-е – 80-е гг. ХХ века. // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 11.-С.45-61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13517.html 12. Копцева Н. П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 3. – С. 410-410. 13. Либакова Н.М. Социально-психологические особенности формирования гендерных образов в среде российского студенчества (результаты ассоциативного эксперимента) // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 10.-С.101-134. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1343. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13435.html 14. Либакова Н.М., Копцева Н.П. Продуктивность гендерного подхода для современных культурных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2013.-№ 1. – С. 400. 15. Лузан В.С. К проблеме концептуальных оснований культурной политики // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 10.-С.135-158. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1342. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13420.html 16. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения. Коллективная монография. – Красноярск, 2013. 17. Полиновский В.И. Миграция населения Красноярского края в 1960-1980гг.: историографический аспект [Текст]/В.И.Полиновский// Сибирский край: культура, традиции, ментальность.-КГПУ, 2006. – Вып. 2, кн.2 – С. 17-22. 18. Резникова К.В., Копцева Н.П. Методологические возможности антропологической школы «Культура-и-Личность» для современных российских социально-культурных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2013.-№ 4. – С. 388. 19. Середкина Н.Н. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе. Автореферат диссертации кандидата философских наук. – Красноярск, 2013. 20. Сертакова Е.А. Концептуальные представления о городе в Древней Руси (на материале анализа древнерусской книжной миниатюры) // Современные проблемы науки и образования. – 2014.-№ 4. – С. 599. 21. Сертакова Е.А. Концепт «город» в русской культуре // NB: Культуры и искусства. — 2014.-№ 2.-С.97-126. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.12044. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_12044.html 22. Сертакова Е.А., Копцева Н.П. К вопросу о методологии современной урбанистической антропологии // Гуманитарные и социальные науки. – 2015.-№ 1. – С. 103-120. 23. Ситникова А.А. К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы // Социодинамика. — 2015.-№ 1.-С.75-100. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14237.html 24. Ситникова А.А. Современные практики форсайт-исследования будущего социально-антропологических систем, в том числе этнокультурных групп северных регионов Российской Федерации // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 9.-С.44-62. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.9.13405. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13405.html 25. Теория и практика прикладных культурных исследований: региональный проект. – СПб: Эйдос, 2013. 26. Bliankinshtein O., Merkulova M.E., Merkulova M.M. Features of Window Decorations of Wooden Houses in Krasnoyarsk at the end of XIX – the Beginning of XX Century // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 619-629. 27. Ilbeykina M.I. Civilizational Orientation of the Population of the United Krasnoyarsk Krai: 15 to 60 Years of Age Residents of Krasnoyarsk City // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2011 4) 846-864. 28. Ilbeykina M.I., Kolesnik M.A., Libakova N.M., Sertakova E.A., Sitnikova A.A. GLOBAL AND LOCAL TRENDS IN DEVELOPMENT OF THE SIBERIAN CITY OF KRASNOYARSK // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 241-248. 29. Kirko V.I., Beloshapkin V.V., Belova E.N. Innovative Development of Krasnoyarsk Region Territories on the Basis of Serive Centers Net of Kspu Named After V.P. Astavyev is a Possibility for Business-Model “Triple Spiral” by G. Etzkowitz Realization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2013 6) 1507-1513. 30. Kolesnik M.A., Mirkes M.M. Principles of Symmetry in the Krasnoyarsk City Space and Processes of the Regional Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1727-1742. 31. Koptseva N.P., Bakhova N.A., Zamaraeva J.S. Socio-Cultural Study of Leisure Needs and Preferences of People with Disabilities Living in the City of Krasnoyarsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2012 5) 307-323. 32. Libakova N.M., Sitnikova A.A., Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Ilbeykina M.I. INTERACTION OF THE YAKUT ETHNICITY AND BIOLOGICAL SYSTEMS IN THE TERRITORY OF THE SAKHA REPUBLIC (HORDOGOY SETTLEMENT, SUNTARSKY DISTRICT) AND KRASNOYARSK KRAI (ESSEY SETTLEMENT, EVENKS DISTRICT) // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 6s. С. 585-592. 33. Lukinykh V.F., Shvalov P.G. Model of Development of Logistic Infrastructure Urban Agglomeration in Krasnoyarsk Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 190-208. 34. Mirkes M.M., Sergeeva N.A. Codification of the Cultural Meanings of the Krasnoyarsk Street Ornaments // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1794-1806. 35. Nemirovskaya A.V. Characteristics of Social Structure in Krasnoyarsk Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2012 5) 594-604. 36. Nemirovskiy V.G. Population of the Region about Barriers to Effective Modernization (on the Materials of Social Research in Krasnoyarsk Krai) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2013 6) 1142-1154. 37. Nemirovsky V.G. Dynamics of Residents’ Identity in the Krasnoyarsk Territory Settlements as a Basis For the Region’s Brand (2010-2014) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2015 8) 809-817. 38. Petrov K.G. Discussions about the Big Krasnoyarsk City Planning Design in 1930 // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 685-690. 39. Pimenova N.N., Marysheva A.V. Wooden Zodchestvo of Krasnoyarsk City as the Space for Forming Territorial and Ethno-Cultural Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1784-1793. 40. Tsarev V.I., Tsarev V.V. The Assembly of Hierarchs in Krasnoyarsk: Historical and Architectural Study // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 729-741 41. Авдеева Ю.Н., Либакова Н.М. Международные практики социокультурного проектирования по отношению к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока // Социодинамика.-2015.-10.-C. 10-38. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.10.16430. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16430.html 42. Алёшина М.В. Сплоченность общества как новый тренд социальной политики: социологический анализ // Политика и Общество.-2014.-5.-C. 513-523. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.9512. 43. Кичеева К.А. Феномен рецепции культуры в процессе социально-культурных взаимодействий между Японией и Россией // Социодинамика.-2015.-8.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.8.16135. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16135.html 44. Ма Л. К вопросу об особеностях социальных рекламных коммуникаций в современном китайском обществе // Социодинамика.-2015.-2.-C. 15-36. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.2.14458. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14458.html 45. Кирко В.И. Постсоветские практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири в Красноярском крае Российской Федерации // Социодинамика.-2015.-6.-C. 113-133. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.6.15607. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_15607.html References
1. Bakhova N.A., Zamaraeva Yu.S., Kistova A.V. i dr. Sotsial'naya (kul'turnaya) antropologiya. – Krasnoyarsk, 2011.
2. Volkova M. Natsional'nyi portret: etnicheskii sostav Krasnoyarskogo kraya i migratsionnye protsessy/M.Volkova//STATIS.RU.Tsifry. Fakty. Analitika. Eksklyuziv. Mezhregional'nyi zhurnal statistiki, 2008.-№ 2. – S. 8-10. 3. Zamaraeva Yu.S. Teoriya, istoriografiya i metodologiya issledovaniya fenomena migratsii v kontekste sovremennoi filosofii kul'tury // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№4-S.400. 4. Il'beikina M.I. Nekotorye aspekty teorii sotsial'nykh tsennostei // Sotsiodinamika. — 2014.-№ 12.-S.78-89. DOI: 10.7256/2409-7144.2014.12.13901. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13901.html 5. Il'beikina M.I. Rol' vizual'noi antropologii v sotsial'nom konstruirovanii tsennostei. Avtorefert dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. – Krasnoyarsk, 2013. 6. Kirko V.I., Bukharov A.V., Keush A.V. Otsenka innovatsionnogo potentsiala tipovykh territorial'no-administrativnykh poselenii Krasnoyarskogo kraya // Innovatsii. – 2010.-№ 12. – S. 78-83. 7. Kistova A.V. Stanovlenie filosofii kul'tury kak metodologicheskoi osnovy gumanitarnogo znaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 1. – S. 401. 8. Kistova A.V. Formirovanie kommunikativnogo (interpretativnogo) etnograficheskogo metoda v sovremennom sotsial'nom poznanii // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 11.-S.62-72. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1352. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13527.html 9. Kistova A.V., Tamarovskaya A.N. Proizvedeniya arkhitektury i kul'turnaya identichnost' // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 597. 10. Kovalevskii V.A., Kirko V.I., Malakhova E.V., Vasil'ev E.A. Realizatsiya distantsionnogo obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh otdalennogo poselka s ogranichennym dostupom k skorostnoi seti Internet // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2014.-№ 4.-S.72-85. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.4.13421. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13421.html 11. Kolesnik M.A. Sotsiologicheskie issledovaniya voobrazheniya v 30-e – 80-e gg. KhKh veka. // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 11.-S.45-61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13517.html 12. Koptseva N. P. Provedenie eksperimental'nogo prikladnogo kul'turnogo issledovaniya mezhkul'turnoi kommunikatsii: fokus-gruppy, lichnoe interv'yu, anketirovanie, poluchenie ekspertnogo mneniya (na materiale issledovaniya Krasnoyarskogo kraya) //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013. – №. 3. – S. 410-410. 13. Libakova N.M. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti formirovaniya gendernykh obrazov v srede rossiiskogo studenchestva (rezul'taty assotsiativnogo eksperimenta) // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 10.-S.101-134. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1343. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13435.html 14. Libakova N.M., Koptseva N.P. Produktivnost' gendernogo podkhoda dlya sovremennykh kul'turnykh issledovanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 1. – S. 400. 15. Luzan V.S. K probleme kontseptual'nykh osnovanii kul'turnoi politiki // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 10.-S.135-158. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1342. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13420.html 16. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. Kollektivnaya monografiya. – Krasnoyarsk, 2013. 17. Polinovskii V.I. Migratsiya naseleniya Krasnoyarskogo kraya v 1960-1980gg.: istoriograficheskii aspekt [Tekst]/V.I.Polinovskii// Sibirskii krai: kul'tura, traditsii, mental'nost'.-KGPU, 2006. – Vyp. 2, kn.2 – S. 17-22. 18. Reznikova K.V., Koptseva N.P. Metodologicheskie vozmozhnosti antropologicheskoi shkoly «Kul'tura-i-Lichnost'» dlya sovremennykh rossiiskikh sotsial'no-kul'turnykh issledovanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 4. – S. 388. 19. Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. – Krasnoyarsk, 2013. 20. Sertakova E.A. Kontseptual'nye predstavleniya o gorode v Drevnei Rusi (na materiale analiza drevnerusskoi knizhnoi miniatyury) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 599. 21. Sertakova E.A. Kontsept «gorod» v russkoi kul'ture // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2014.-№ 2.-S.97-126. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.12044. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_12044.html 22. Sertakova E.A., Koptseva N.P. K voprosu o metodologii sovremennoi urbanisticheskoi antropologii // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2015.-№ 1. – S. 103-120. 23. Sitnikova A.A. K voprosu o metodologii issledovanii kul'tury kak sotsial'no-antropologicheskoi sistemy // Sotsiodinamika. — 2015.-№ 1.-S.75-100. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14237.html 24. Sitnikova A.A. Sovremennye praktiki forsait-issledovaniya budushchego sotsial'no-antropologicheskikh sistem, v tom chisle etnokul'turnykh grupp severnykh regionov Rossiiskoi Federatsii // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 9.-S.44-62. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.9.13405. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13405.html 25. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. – SPb: Eidos, 2013. 26. Bliankinshtein O., Merkulova M.E., Merkulova M.M. Features of Window Decorations of Wooden Houses in Krasnoyarsk at the end of XIX – the Beginning of XX Century // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 619-629. 27. Ilbeykina M.I. Civilizational Orientation of the Population of the United Krasnoyarsk Krai: 15 to 60 Years of Age Residents of Krasnoyarsk City // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2011 4) 846-864. 28. Ilbeykina M.I., Kolesnik M.A., Libakova N.M., Sertakova E.A., Sitnikova A.A. GLOBAL AND LOCAL TRENDS IN DEVELOPMENT OF THE SIBERIAN CITY OF KRASNOYARSK // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. № 3. S. 241-248. 29. Kirko V.I., Beloshapkin V.V., Belova E.N. Innovative Development of Krasnoyarsk Region Territories on the Basis of Serive Centers Net of Kspu Named After V.P. Astavyev is a Possibility for Business-Model “Triple Spiral” by G. Etzkowitz Realization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2013 6) 1507-1513. 30. Kolesnik M.A., Mirkes M.M. Principles of Symmetry in the Krasnoyarsk City Space and Processes of the Regional Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1727-1742. 31. Koptseva N.P., Bakhova N.A., Zamaraeva J.S. Socio-Cultural Study of Leisure Needs and Preferences of People with Disabilities Living in the City of Krasnoyarsk // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2012 5) 307-323. 32. Libakova N.M., Sitnikova A.A., Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Ilbeykina M.I. INTERACTION OF THE YAKUT ETHNICITY AND BIOLOGICAL SYSTEMS IN THE TERRITORY OF THE SAKHA REPUBLIC (HORDOGOY SETTLEMENT, SUNTARSKY DISTRICT) AND KRASNOYARSK KRAI (ESSEY SETTLEMENT, EVENKS DISTRICT) // Life Science Journal. 2014. T. 11. № 6s. S. 585-592. 33. Lukinykh V.F., Shvalov P.G. Model of Development of Logistic Infrastructure Urban Agglomeration in Krasnoyarsk Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 190-208. 34. Mirkes M.M., Sergeeva N.A. Codification of the Cultural Meanings of the Krasnoyarsk Street Ornaments // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1794-1806. 35. Nemirovskaya A.V. Characteristics of Social Structure in Krasnoyarsk Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2012 5) 594-604. 36. Nemirovskiy V.G. Population of the Region about Barriers to Effective Modernization (on the Materials of Social Research in Krasnoyarsk Krai) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2013 6) 1142-1154. 37. Nemirovsky V.G. Dynamics of Residents’ Identity in the Krasnoyarsk Territory Settlements as a Basis For the Region’s Brand (2010-2014) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4 (2015 8) 809-817. 38. Petrov K.G. Discussions about the Big Krasnoyarsk City Planning Design in 1930 // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 685-690. 39. Pimenova N.N., Marysheva A.V. Wooden Zodchestvo of Krasnoyarsk City as the Space for Forming Territorial and Ethno-Cultural Identity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1784-1793. 40. Tsarev V.I., Tsarev V.V. The Assembly of Hierarchs in Krasnoyarsk: Historical and Architectural Study // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2012 5) 729-741 41. Avdeeva Yu.N., Libakova N.M. Mezhdunarodnye praktiki sotsiokul'turnogo proektirovaniya po otnosheniyu k korennym malochislennym narodam Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Sotsiodinamika.-2015.-10.-C. 10-38. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.10.16430. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16430.html 42. Aleshina M.V. Splochennost' obshchestva kak novyi trend sotsial'noi politiki: sotsiologicheskii analiz // Politika i Obshchestvo.-2014.-5.-C. 513-523. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.9512. 43. Kicheeva K.A. Fenomen retseptsii kul'tury v protsesse sotsial'no-kul'turnykh vzaimodeistvii mezhdu Yaponiei i Rossiei // Sotsiodinamika.-2015.-8.-C. 1-22. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.8.16135. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_16135.html 44. Ma L. K voprosu ob osobenostyakh sotsial'nykh reklamnykh kommunikatsii v sovremennom kitaiskom obshchestve // Sotsiodinamika.-2015.-2.-C. 15-36. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.2.14458. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_14458.html 45. Kirko V.I. Postsovetskie praktiki sokhraneniya etnokul'turnoi identichnosti korennykh narodov Severa i Sibiri v Krasnoyarskom krae Rossiiskoi Federatsii // Sotsiodinamika.-2015.-6.-C. 113-133. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.6.15607. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_15607.html |