Сертакова Е.А., Авдонина Е.Ю. —
Вынужденная миграция и ее отражение в кинематографическом искусстве
// Социодинамика. – 2016. – № 2.
– С. 106 - 116.
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.2.17747
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_17747.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - кинематографический образ процесса вынужденной миграции в современном глобальном мире. Рассматривается ряд произведений кинематографического искусства, посвященные теме мигрантов, миграции, конфликтов, противоречий, всей многообразной палитре миграционных социальных коммуникаций. Современный кинематограф берет на себя ряд важнейших социальных функций. Деятели кинематографического искусства моделируют образ мигранта как человека страдающего, несчастного, беспомощного, требующего заботы и внимания. Авторы кинофильмов стараются преодолеть предрассудки расизма, радикальных форм национализма. Они моделируют конфликт "свой" - "чужой" и показывают возможности его преодоления. Основной метод исследования - анализ произведений кинематографического искусства, интерпретация полученных результатов с точки зрения теории миграции. Новизна исследования заключается в использовании материалов художественных кинематографических произведения для конкретизации научной темы вынужденной миграции. Современный кинематограф осознает свое социальное значение и занимает активную позицию в формировании позитивного образа мигранта. Одной из важнейшей проблем миграции с точки зрения современного кинематографа является расовая и этническая нетерпимость.
Abstract: The subject of this research is the cinematographic image of the forced migration in today's globalized world. We consider a number of works of cinematographic art dedicated to migrant workers, migration, conflicts and contradictions, as well as the diverse palette of migration of social communications. Modern cinema takes on a number of important social functions. Figures of cinematographic art simulated image of a migrant as a person who is miserable, helpless, suffers, and requires care and attention. The authors try to overcome prejudices movies racism, radical forms of nationalism. The main method of this research is the analysis of the works of cinematographic art, and the interpretation of the acquired results from the perspective of migration. Scientific novelty consists in the use of materials of the artistic cinematographic works in order to exemplify the scientific topic on the forced migration. The modern cinematography realizes its social meaning and holds an active position in the formation of a positive image of a migrant. One of the major problems of migration from the modern cinematography point of view, is the racial and ethnic intolerance.
Гудкова Е.Е., Сертакова Е.А. —
Значение архетипа «Ангел в смирительной рубашке» для понимания специфики современного русского социально-культурного пространства
// Социодинамика. – 2015. – № 4.
– С. 64 - 74.
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.4.15060
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_15060.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются структурные элементы русского социально-культурного пространства, проявленные в художественных произведениях, в том числе в литературных и кинематографических. Архетип «безумного праведника» или «ангела в смирительной рубашке», зародившийся уже давно, по-прежнему имеет важное значение в современной русской культуре. В статье представлены определенные трансформации данного культурного архетипа.
Появление архетипа в современной культуре можно проследить не только на примере литературных произведений, но и в произведениях киноискусства, национального кинематографа.
Основной методологический подход - анализ художественных произведений, где архетип "ангел в смирительной рубашке" представлен наиболее ясно. Применяются сравнительно-исторические методы, методы визуально-антропологического анализа. Можно сделать вывод, что значение архетипа «безумного праведника» в современной русской культуре определяет его как носителя «совести народа» и одновременно образа русской ментальности в его идеальном виде. Насколько можно судить по проявлениям данного архетипа в современном искусстве, он не искореняется, а лишь приобретает новые грани, но функция его теперь, возможно, имеет важную как никогда культурологическую миссию – сохранение ментального и нравственного кода русского народа.
Abstract: The subject of the study are the structural elements of Russian socio-cultural space, manifested in works of art, including literature and film. The archetype of the "mad righteous" or "angel in a straitjacket" that originated long ago, is still important in modern Russian culture. The article presents some of the cultural transformation of the archetype.The appearance of the archetype in modern culture can be traced not only by the example of literary works, but also in the works of cinematic art, national cinema.The main methodological approach - the analysis of works of art, where the archetype of the "angel in a straitjacket" the most clear. Applied comparative-historical methods, methods of visual anthropological analysis. It can be concluded that the value of the archetype of the "mad righteous" in modern Russian culture defines it as the bearer of the "conscience of the people" and at the same time the image of the Russian mentality in its ideal form. As far as the manifestations of this archetype in modern art, it is not eradicated, but only gets a new face, but its function is now, perhaps, is more important than ever culturological mission - to save the mental and moral code of the Russian people.
Сертакова Е.А., Герасимова А.А. —
Образ города Красноярска в ксилографии и проблема региональной идентичности
// Урбанистика. – 2015. – № 2.
– С. 89 - 99.
DOI: 10.7256/2310-8673.2015.2.16355
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_16355.html
Читать статью
Аннотация: В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной проблеме современности как утрате идентичности жителями России вообще и жителями Красноярского края в частности. Уникальность сибирского характера, местной природы, жизни в Сибирском регионе стала восприниматься совершенно иначе, чем в прошлом. Слишком активно стало проявлять себя инокультурное влияние западных стран, изменяя в обществе представления о традициях, нормах, ценностях. Как никогда раньше региональная культура Красноярского края стала нуждаться в эталонах, способных наглядно продемонстрировать сибирскую идентичность, пробудить самосознание людей в качестве сибиряков, вызвать чувство гордости за свою малую Родину. Такими эталонами могут выступать произведения искусства, несущие в своей чувственно-явленной форме глубокие идеи и смыслы.
В качестве методологии использовались теоретические положения современной теории изобразительного искусства, а также разработки теории художественной критики.
В качестве примера, доказывающего данную гипотезу, был взят такой вид изобразительного искусства как графика и его разновидность - ксилография. Из графических произведений искусства, участвующих в процессах формирования сибирской идентичности были выбраны работы мастеров Сибирской школы ксилографии Германа Паштова. Цель их анализа – выявление ментальных характеристик Сибири, Красноярска, сибиряков, которые могут быть считаны зрителями из произведений. В результате их рассмотрения было выявлено, что в работах красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии образы Сибири в различных ее проявлениях (город, природа, люди, отношения и т.д.) действительно демонстрируются идеи, способствующие формированию сибирской идентичности.
Abstract: This article devotes attention to the relevant issue of loss of identity by Russian citizens, and Krasnoyarsk region citizens, in particular. The unique Siberian character, the local environment and the Siberian way of life is perceived in a different way in modern times. The influence of foreign cultural influence of Western countries alter the perceptions of tradition, norms and values among the society. Like never before, the regional culture of Krasnoyarsk region needs cultural models which are capable of demonstrating Siberian identity, of awakening people's self-consciousness as Siberians, of invoking the feeling of pride for their smaller Motherland. Such models may come i the form of art that translates deep ideas and meanings through its presence and senses.
The methodology of this study includes theoretical concepts of the modern theory of visual arts, as well as the theory of art criticism.
The author provides an example that proves this hypotheses - a visual art of graphic, and xylography as its subtype. Of the graphic pieces that help form Siberian identity, the author chose the works of the Artisans of the German Pashtov Siberian Xylography school. The goal of the analysis is to discover the mental characteristics of Siberia, Krasnoyarsk, and Siberians who may be considered the audience of the art. As a result, the author discovered that in the works of the Artisans of the German Pashtov Siberian Xylography school the images of Siberia in its various manifestations (the city, nature, people, relations, etc.) truly demonstrate ideas that contribute towards the formation of Siberian identity.
Сертакова Е.А. —
Концепт «город» в русской культуре
// Человек и культура. – 2014. – № 2.
– С. 97 - 126.
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.12044
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_12044.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - концепт города в контексте истории русской культуры. Проводится анализ исследований в области понятия "концепт", рассматриваются различные теории концепта. Концепт города раскрывается через интеграцию различных определений города, его понимания в летописных и живописных произведениях древнерусской культуры. Рассматриваются современные теории города как социально-культурного феномена. Предлагается понимание города как культурного пространства, рассматривается генезис современного культурологического понимания города в контексте анализа древнерусских летописей и живописных миниатюр. Основной метод - анализ концептов (методика Ю.С. Степанова, А.А. Ситниковой). Используется терминологический анализ понятия "город", применяются элементы культурных исследований (методика Н.П. Копцевой), искусствоведческого анализа текстов древнерусского искусства (методика В.И. Жуковского). Научная новизна работы заключается в интеграции культурологического, концептуального, искусствоведческого методов исследования. Уточнено древнерусское понимание концепта "город" на материале анализа конкретных древнерусских живописных миниатюр. Используется синтетическая культурологическая методология, связанная с синтезом теоретических и прикладных методов культурных исследований. Концептуальный анализ города дополняется искусствоведческим анализом художественных произведений.
Abstract: Object of research - a city concept in the context of history of the Russian culture. The analysis of researches in the field of the concept "concept" is carried out, various theories of a concept are considered. The concept of the city reveals through integration of various definitions of the city, its understanding in annalistic and works of painting of Old Russian culture. Modern theories of the city as welfare phenomenon are considered. The understanding of the city as cultural space is offered, genesis of modern culturological understanding of the city in the context of the analysis of Old Russian chronicles and picturesque miniatures is considered. The main method - the analysis of concepts (Yu.S. Stepanov's technique, A.A. Sitnikova). The terminological analysis of the concept "city" is used, elements of cultural researches (N. P. Koptseva's technique), the art criticism analysis of texts of Old Russian art (V. I. technique of Zhukovsky) are applied. Scientific novelty of work consists in integration of culturological, conceptual, art criticism methods of research. The Old Russian understanding of a concept "city" on material of the analysis of concrete Old Russian picturesque miniatures is specified. The synthetic culturological methodology connected with synthesis of theoretical and applied methods of cultural researches is used. The conceptual analysis of the city is supplemented with the art criticism analysis of works of art.
Сертакова Е.А. —
Визуализация образа города и облика горожан в часовне Параскевы Пятницы в Красноярске
// Урбанистика. – 2014. – № 2.
– С. 50 - 64.
DOI: 10.7256/2310-8673.2014.2.13271
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_13271.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - городское пространство современного Красноярска, процессы визуализации Красноярска и красноярцев в памятнике архитектуры часовне Параскевы Пятницы. Часовня Параскевы Пятницы является символом города Красноярска, в ее образе концентрируются различные символические комплексы, связанные с уникальностью Красноярска и региональной (городской) идентичностью горожан-красноярцев. В статье рассматриваются знаки, образы, символы, которые сохраняют и транслируют эту уникальную городскую идентичность. Образ часовни Параскевы Пятницы имеет своеобразную смысловую и символическую динамику. Возможно выделить основное содержание этого образа по отношению к досоветской, советской и пост-советской эпохе города Красноярска. Основной метод исследования - семиотико-символический и философско-искусствоведческий анализ часовни Параскевы Пятницы как яркого репрезентанта городского пространства Красноярска. Научная новизна заключается в моделировании процессов городской идентичности красноярцев на основе семиотико-символического и философско-искусствоведческого анализа памятника-репрезентанта. Впервые памятник архитектуры часовня Параскевы Пятницы анализируется в контексте проблем современной региональной и городской идентичности. Новым является указание на историческую динамику в интерпретации образа часовни Параскевы Пятницы, а также аналитика этого образа с точки зрения процессов самоидентификации горожан Красноярска.
Abstract: The subject of this study is the urban space of modern Krasnoyarsk, as well as the visualization processes of Krasnoyarsk and its dwellers in the monument of architecture, Parakseva Pyatnitsa Chapel. The Chapel is serves as a symbol of Krasnoyarsk, its apeparance condensing various synmolic complexes, linked to the unique identity of Krasnoyarsk and its inhabitants. The article examines the signs, images and symbols that preserve and transmit this unique urban identity. The Chapel's image possesses its particular dynamic of image and symbol. It is possible to identify the main elements of this image, and compare them to pre-Soviet, Soviet and post-Soviet eras of Krasnoyarsk history. The chief method of this research is the semiotic- and symbolism analysis, as well as philosophical and art analysis of the Parakseva Pyatnitsa Chapel as a paragon representative of Krasnoyarsk's urban environment. The scientific novelty of this work is based on the modelling of national identity dynamics of Krasnoyarsk dwellers, based on semiotics and symbolism analysis, as well as history and arts study of the representing monument. For the first time, the Parakseva Pyatnitsa Chapen is analyzed in the context of modern regional and urban identity. The indication of historic dynamics in the interpretation of the Chapel's image, as well as the analysis of this image from the citizen self-identification point of view, is also a novelty.