Гуманитарные проекты
Правильная ссылка на статью:
Федорова М.В.
Религиозная идентичность в современном цифровом мире
// Социодинамика.
2020. № 6.
С. 66-79.
DOI: 10.25136/2409-7144.2020.6.33085 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33085
Аннотация:
Предметом исследования настоящей статьи является религиозная идентичность российской молодёжи в условиях современного цифрового общества. Автор анализирует причины трансформации идентификационных процессов, подробно рассматривает характерные черты религиозной идентичности, определяет специфику религиозного дискурса в Интернет-среде. По мнению автора, основной причиной изменения религиозного сознания и идентичности становится ускоренная цифровизация всех сфер социальной жизни. Данная проблема актуализируется в период распространения COVID-19, вынужденной самоизоляции и перехода к работе в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникативных технологий. Автор полагает, что религиозную идентичность необходимо рассматривать в настоящий момент с позиции ее включенности в более широкое явление – киберидентичность. Автор предлагает собственное определение киберидентичности и определяет основные факторы ее формирования (социальные сети и мессенджеры, компьютерные игры, интернет-мемы и т.д.). Положения статьи опираются на анализ информации сайтов религиозных организаций, различных групп в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах. Основным источником эмпирических данных послужили результаты масштабного исследования динамики ценностных ориентаций молодежи Нижегородской области, реализуемого с 2006 по 2019 гг. В заключении статьи автор делает выводы о том, что в настоящее время может создаться впечатление, что секулярные тенденции растут, наблюдается падение интереса молодежи к проблемам религии. Это подтверждается и данными проведённых исследований (массовый опрос, интервьюирование, анализ контента социальных сетей). Однако процессы секуляризации имеют противоречивый, нелинейный, непредсказуемый характер. В Интернет-пространстве диалектика религиозного и секулярного не просто сохраняется, она начинает выражаться в категориях цифрового общества. В цифровом постсекулярном обществе религиозная идентичность становится частью более глобальных идентификационных процессов. Это ставит определенные задачи перед традиционными религиями, которые вынуждены адаптироваться к цивилизационным вызовам.
Ключевые слова:
секулярность, киберидентичность, Интернет, религиозные организации, молодежь, цифровое общество, религиозная идентичность, постсекулярное общество, социальные сети, ценностные ориентации
Abstract:
The subject of this research is the religious identity of Russian youth in the conditions of modern digital society. The author analyzes the factors of transformation of identification processes, examines the characteristics of religious identity, as well as defines the specificity of religious discourse within the Internet environment. The author believes that the main cause of the changes in religious consciousness and identity becomes rapid digitalization of all spheres of social life. This problematic gains relevance during the COVID-19 pandemic, forced self-isolation and transition towards remote work using the information and communication technologies. The author assumes that religious identity should be viewed from the perspective of its inclusion into a broader phenomenon – cyberidentity. An original definition of cyberidentity is proposed. The key factors of its formation, such as social networks and messengers, computer gamed, Internet memes, etc. are determined. The article leans on the analysis of information from websites of religious organizations, different groups in social networks, messengers and video hosting. The main source form empirical data became the results of large-scale research of dynamics of value orientations of youth of Nizhny Novgorod Region that was carried out from 2006 to 2019. The author concludes that currently it may appear that secular trends are growing, while the interest of youth in religion declines. This is conferment by the data acquired from mass surveying, interviewing, and analyzing the content of social networks. However, secularization processes have contradictory, nonlinear and unpredictable character. Within the Internet space, the dialects of religion and secular not just being retained, but reflected in the categories of digital society. In the digital post-secular society, religious identity becomes a part of the more global identification processes. It sets particular goals for the traditional religions, which are forced to adapt to civilizational challenges.
Keywords:
post-secular society, secularity, cyber identity, the Internet, religious organization, youth, digital society, religious identity, social network, value orientation