Антропология и энтогенез
Правильная ссылка на статью:
Сафонов А.Л., Орлов А.Д.
Механизмы этнической фрагментации наций в эпоху глобализации: культурологические аспекты
// Социодинамика.
2015. № 9.
С. 106-122.
DOI: 10.7256/2409-7144.2015.9.16307 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16307
Аннотация:
Предмет исследования - развитие интегральной парадигмы социогенеза, позволяющей анализировать и прогнозировать развитие таких социокультурных феноменов глобализации, как этническая фрагментация социума, актуализация этнических общностей, этничности и этнического сознания, системный кризис наций, национальной идентичности и национальной идеи. Проблема определения границ применимости известных подходов к социогенезу. Попутно раскрывается проблема выявления сущностных основ и атрибутивных особенностей глобализации, порождающих актуализацию этничности и этнической идентичности, противоречащих взгляду на глобализацию, как становление единой глобальной социальной общности, унифицирующей этнокультурные различия. Известный в культурологи феномен сосуществования «народной» и «высокой» культур, рассмотрен с позиции сосуществования этноса и нации, культура которых имеет ряд характерных отличий. Методологическая основа предлагаемого подхода к социогенезу – рассмотрение нации и этноса как длительно сосуществующих нетождественных и онтологически различных социальных общностей, в которых индивид участвует одновременно. Глобализация рассматривается как глобальный системный кризис, порождающий процессы социальной дивергенции, дифференциации и фрагментации социума, в том числе этнокультурной. Гипотеза исторически длительного сосуществования нации и этноса анализируется с позиций культурологии, в рамках которой по ряду оснований дифференцируется этническая и национальная культура. Феномен этнической фрагментации социума и актуализации этничности в условиях глобализации непротиворечиво объясняется, исходя из гипотезы одновременного участия индивида в нации и этносе, которое связано с различными и специфичными для каждой общности сферами социального бытия: сферой политического бытия для нации и сферой повседневного бытия – для этноса. Гипотеза сосуществования нации и этноса, как различных социальных общностей, подтверждается в рамках культурологии, где устойчиво констатируется исторически длительное сосуществование двух различных, хотя и связанных, культур: культуры этнической общности и культуры нации, существенно различных по времени возникновения, механизмам воспроизводства и развития, и конкретному содержанию.
Ключевые слова:
конструктивизм, этническая фрагментация, национальная ккультура, социогенез, народная культура, глобализация, нация, этнос, примордиализм, культурология
Abstract:
The subject of the research is the creation of the integral paradigm of sociogenesis that allows to explain and predict the development of such socio-cultural phenomena of globalization as ethnic fragmentation of the society, actualization of ethnic communities, ethnicity and ethnic identity and systemic crisis of nations, national identity and national idea. The researcher also touches upon the problem of limits to applicability of well-known approaches to sociogenesis. In addition, the authors put forward the problem of defining the essential grounds and attributive features of globalization generating actualization of ethnicity and ethnic identity which contradicts the view on globalization as the establishment of the single global social community unifying ethnocultural differences. The famous phenomenon of co-existence of the 'folklife' and 'high' cultures is being viewed by the authors from the point of view on co-existence of ethnos and nation which culture has a number of similar features. The methodological basis for the approach to sociogenesis offered by the researchers involves the definition of nation and ethnos as a long-existing nonidentical and ontologically different social communities an invidual simultaneously participates in. Globalization is viewed as a global systemic crisis that generates processes of social divergence, differentiation and social fragmentation including ethnocultural fragmentation. The hypothesis of a historically long existence of nation and ethnos is being analyzed from the point of view of cultural studies that differentiate between ethnic culture and national culture based on a number of povisions. In the era of globalization the phenomenon of ethnic fragmentation of the society and actualization of ethnicity is explained by the fact that an individual simultaneously participates in both nation and ethnos. His simultaneous participation in ethnos and nation relates to different and community-specific spheres of social existence, the sphere of political existence for a nation and the sphere of everyday existence for an ethnos. The hypothesis of co-existence of nation and ethnos as different social communities is explained within the framework of cultural studies that state the historically long co-existence of the two different, although related cultures, the culture of an ethnic community and the culture of a nation. These two cultures have different time of occurence, mechanisms of reproduction and development and particular content.
Keywords:
primordialism, ethnos, constructivism, ethnic fragmentation, national culture, sociogenesis, folklife culture, globalization, nation, cultural studies