Герменевтика, семантика и содержание музыки
Правильная ссылка на статью:
Пономарева Е.В.
«”Снова, как прежде, один…” О приметах автоинтертекстуальности в позднем творчестве П. И. Чайковского»
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2020. № 4.
С. 19-26.
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.4.32903 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32903
Аннотация:
Статья посвящена проблеме текстовых заимствований из собственных сочинений, как способе авторского самопонимания и самоинтерпретирования, в стилеообразовании позднего периода творчества П. И. Чайковского (1890–1893-е гг.). Материалом исследования является последний вокальный цикл композитора – Шесть романсов на стихи Д. Ратгауза, ор.73 (1893). В орбиту обозначенной проблематики попадает так же ряд произведений, относящихся к последнему четырехлетию жизни композитора: опера «Пиковая дама», Шестая симфония, балет «Щелкунчик», опера «Иоланта». Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию таких специфических приемов «автогерменевтики» как анаграммирование, автоцитирование, тональные реминисценции, композиционно-драматургические корреляции. Заявленную проблему автор рассматривает в интертекстуальной плоскости, аттестуя ее как «автоинтертекстуальность», в изучении которой опирается на методологию интертекста французской структуралистской школы (Ф. Соссюр, Ю. Кристева), а также отечественных исследователей феномена автоинтертекстуальности (В Топоров, Т. Фатеева). Дополнительным методологическим вектором становится мифопоэтическое обоснование анаграммирования (обнаружения авторской монограммы), для чего привлекается инструментарий ономатологических концепций мифа (А. Лосев, Ю. Лотман). В результате подобного интегративного (интертекстуально-мифопоэтического) подхода весьма «неожиданные» (на первый взгляд) проявления автоинтертекстуальности (присутствие в цикле монограммы «СНА», цитатного материала из разных сочинений, нетрадиционного тонального плана, «антифинальной» циклической композиции) получают целостное семантическое обоснование, каковым становится авторский миф «об обретении Имени». Таким образом, найденная методологическая стратегия может в дальнейшем применяться в изучении, как отдельных опусов, так и корпусных текстовых образований.
Ключевые слова:
Чайковский, последний вокальный цикл, Даниил Ратгауз, автоинтертекстуальность, анаграмма, автоцитирование, ономатология, Именной текст, мифопоэтика, антифинальность
Abstract:
The article considers the problem of textual borrowings from his own compositions as a way of author’s self-understanding and self-interpreting, in the style formation of the latest period of Tchaikovsky’s work (1890-1893). The research is based on the last vocal cycle of the composer - Six Romances, op. 73 (1893). The problem field of the research also covers a range of compositions related to the last four years of the composer’s life: “The Queen of Spades” opera, Sixth Symphony, “The Nutcracker” ballet, and an opera “Iolanta”. Special attention is given to the integral stylistic substantiation of such specific techniques of “self-hermeneutics” as anagrammatizing, self-citing, tonal reminiscences, and composition-drama correlations. The author considers the declared problem in the intertextual context, classifying it as “self-intertextuality”, and uses the intertext methodology of the French structuralist school (F. Saussure, Ju. Kristeva), and the Russian researchers of the phenomenon of self-intertextuality (V. Toporov, T. Fateeva). An additional methodological direction is a mythopoetic substantiation of anagrammatizing (the detection of an author’s monogram), for which the author uses the instruments of onomastic concepts of myth (A. Losev, Yu. Lotman). As a result of such an integrative (intertextual and mythopoetic) approach, very “unexpected” (at least at first sight) manifestations of self-intertextuality (the presence of a monogram “SNA”, citations from various compositions, non-conventional tone plan and “anti-final” cyclic composition in the music cycle) are comprehensively semantically substantiated by the author’s myth about “Name acquisition”. Thus, the discovered methodological strategy can be used for studying particular opuses and corpus-based text forms.
Keywords:
Name text, onomatology, autocitation, anagram, autointertextuality, Daniel Rathaus, the last song cycle, Tchaikovsky, mythopoeia, anti-finality