История и теория исполнительского искусства
Правильная ссылка на статью:
Лаврова С.В., Ли М.
Волны Мартено. Репертуар и исполнители
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2023. № 2.
С. 15-32.
DOI: 10.7256/2453-613X.2023.2.40717 EDN: QGIPTW URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40717
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
EDN: QGIPTW
|
Аннотация:
Статья посвящена истории исполнительства на редком инструменте Волны Мартено. Его история создания, репертуар и исполнительские возможности еще не становились предметом отдельного исследования, в то время как в Парижской консерватории до настоящего времени существует класс Волн Мартено, а репертуар периодически пополняется. В связи с этими фактами, освещение особенностей музыкального инструмента представляется весьма актуальной темой. Для анализа основным материалом послужили произведения, специально написанные для Волн Мартено, по которым можно определить специфику той или иной версии инструмента, определившей его технические возможности, а также различные интервью исполнителей на Волнах Мартено. Выводом из исследования становится открытие новых возможностей обогащения тембра благодаря сложившемуся репертуару и кругу исполнителей на инструменте, а также особый стилистический плюрализм и звукоизобразительные возможности, определившие специфику инструмента и одновременно его концертную и кинематографическую судьбу, где он широко применяется как в академической, киномузыке, так и в рок-группах. Научная новизна заключается в том, что это первое исследование о Волнах Мартено на русском языке, в котором анализируется репертуар, созданный специально для этого нового и оригинального инструмента, эволюция конструкции инструмента и технических возможностей, где материалом для анализа служат произведения для инструмента разных лет, отражающие процесс трансформации шаг за шагом. Впервые в отечественном музыковедении описаны исполнители, специализирующиеся на Волнах Мартено, а также процесс обучение игре на инструменте, специфичность техники и преемственность исполнительских традиций. В этом контексте в статье выделяются три поколения исполнителей, ведущих свое начало от создателя инструмента Мориса Мартено к современным молодым исполнителям, таким как: Томас Блох, Кристин Отт и другие.
Ключевые слова:
Волны Мартено, Морис Мартено, Томас Блох, Андре Жоливе, электромузыкальные инструменты, исполнительская техника, Жанна Лорио, Кристин Отт, Натали Форже, Димитрис Левидис
Abstract:
The article is devoted to the history of performance on a rare instrument of the Waves of Martenot. Its history of creation, repertoire and performance capabilities have not yet become the subject of a separate study, while at the Paris Conservatory there is still a class of Waves of Martenot, and the repertoire is periodically replenished. In connection with these facts, the coverage of the features of a musical instrument seems to be a very relevant topic. For the analysis, the main material was the works specially written for the Waves of Martenot, which can be used to determine the specifics of a particular version of the instrument that determined its technical capabilities, as well as various interviews of performers on the Waves of Martenot. The conclusion of the study is the discovery of new opportunities for enriching the timbre due to the established repertoire and the circle of performers on the instrument, as well as a special stylistic pluralism and sound imaging capabilities that determined the specifics of the instrument and at the same time its concert and cinematic fate, where it is widely used both in academic, film music, and in rock bands. The object of the study is the electromusical instrument Martino Waves, which became widespread in performing practice and composer's work of the 20th century. The subject of the research is the existing performing repertoire of Waves Martenot and performing practice. The novelty of the study lies in the fact that this is the first study in Russian about this music instrument. The applied methodology is based on a comparative analysis of various versions of the Martenot Waves instrument, the material for which are works created by composers in different years when its creator, Maurice Martenot, modified the instrument's design.
Keywords:
Natalie Forget, Christine Ott, Jeanne Loriot, performing technique, electrical musical instruments of the, André Jolivet, Tomas Bloch, Moris Martenot, Ondes Martenot, Dimitris Levidis