Философия музыки
Правильная ссылка на статью:
Смоктий Я.О.
Потаенный сюжет в цикле «Пять хоров на слова русских поэтов» Г. Свиридова.
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2022. № 3.
С. 1-10.
DOI: 10.7256/2453-613X.2022.3.37936 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37936
Аннотация:
В статье ставится проблема выявления «потаённого сюжета» в хоровом цикле «Пять хоров на слова русских поэтов» Г. Свиридова, рассматривается вопрос о том, как тематически, сюжетно и идейно соединены между собой все пять номеров хорового цикла, связь между которыми на первый взгляд кажется случайной. При рассмотрении и детальном анализе текстов (отрывка из поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя, стихотворений С. Есенина «Вечером синим…» и «Табун», А. Прокофьева «Ой, шли полки», С. Орлова «Песня») выявлены закономерности их смысловой трансформации, которая произведена Г. Свиридовым в соответствии с замыслом дать словесно-музыкальный «портрет» разных исторических этапов в жизни России (дореволюционного, революционного, приведшего к разрушению ценностных основ русской цивилизации и гражданской войне, а также периода, наступившего после Великой Отечественной войны). Показано, что особое значение в словесной сфере цикла приобретает «спрятанный» текст Н. Гоголя «Тарас Бульба», а именно сцена убийства Тарасом сына Андрия, предавшего веру и Родину; этот эпизод сопоставляется композитором с сюжетной коллизией гражданской войны, отражённой в тексте А. Прокофьева (именно поэтому Г. Свиридов даёт своё название стихотворению – «Повстречался сын с отцом»). Но все трагические события русской истории переживаются и побеждаются песней, в которой живёт Вечная Родина. Благодаря существованию потаённого сюжета цикла перед нами разворачивается широкое эпическое полотно, внутри которого находит своё выражение свиридовская музыкальная историософия.
Ключевые слова:
хоровой цикл, потаённый сюжет, сюжетно-тематическая линия, скрытый текст, Сергей Есенин, Александр Прокофьев, Сергей Орлов, утраченная Россия, музыкальная историософия, Вечная Родина
Abstract:
The article raises the question of identification of the "hidden plot" in the choral cycle "Five choirs to the words of Russian poets" by G. Sviridov. Author examines the question of how thematically, plotfully and ideologically all five parts of the choral cycle are interconnected, the connection between which at first glance seems random. When considering and analyzing in detail the texts (excerpt from the poem "Dead Souls" by N. Gogol, poems by S. Yesenin "In the evening blue ..." and "Herd", A. Prokofiev "Oh, there were shelves", S. Orlov "Song") the regularities of their semantic transformation, which was made by G. Sviridov in accordance with the plan to give a verbal and musical "portrait" of different historical stages in the life of Russia (pre-revolutionary, revolutionary, which led to the destruction of the value foundations of Russian civilization and the civil war, as well as the period that came after the Great Patriotic War), are revealed. It is shown that the "hidden" text of N. Gogol "Taras Bulba" acquires special significance in the verbal sphere of the cycle, namely, the scene of the murder of the son of Andriy by Taras, who betrayed the faith and Homeland; this episode is compared by the composer with the plot collision of the civil war reflected in the text of A. Prokofiev (that is why G. Sviridov gives his name to the poem "The son met the father"). But all the tragic events of Russian history are experienced and overcome by the song in which the Eternal Motherland lives. Thanks to the existence of the hidden plot of the cycle, a wide epic canvas unfolds before us, within which Sviridov's musical historiosophy finds its expression.
Keywords:
musical historiosophy, Sergey Orlov, lost Russia, Alexander Prokofiev, Sergey Yesenin, hidden text, plot and thematic line, the hidden plot, choral cycle, Eternal Homeland