Философия музыки
Правильная ссылка на статью:
Денисова З.М.
Монтажная организация вербального текста музыкального произведения
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2019. № 6.
С. 1-7.
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.31165 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31165
Аннотация:
Предметом исследования в данной статье являются музыкальные тексты с монтажной организацией вербального текста. Исследование охватывает ряд сочинений отечественных композиторов второй половины XX столетия, среди которых Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича, «Светлая печаль», реквием «Стикс» Г. Канчели, реквиемы В. Сильвестрова, В. Артемова, А. Попова, В. Платонова. Обращаясь к анализу работы композиторов XX столетия со словом, особое внимание автор настоящей статьи уделяет отношению к слову западного композитора Лючано Берио. Основные принципы монтажной организации вербального текста сформулированы автором на основе исследований Ю. Лотмана, М. Ямпольского, Р. Барта, К. Леви-Стросса. Эти работы служат своеобразной методологической платформой, позволяющей выявить специфику вербального текста, выстроенного монтажно. В результате, подобный текст предстает не как носитель единого смыслового кода, а как пересечение множественности кодов, что, в свою очередь, определяет его характерные признаки — дробность, лаконичность, ассоциативность, парадоксальность соотношения вербальных фраз. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода, в выборе методологии исследования, а также в выявлении особых черт вербального текста, функционирующего в условиях монтажной драматургии. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты анализа музыкальных текстов с монтажной организацией вербального текста.
Ключевые слова:
музыкальное искусство, XX век, произведение, вербальный текст, монтаж, композиция, фрагментарность, открытость, контекст, знак
Abstract:
The research subject is music texts with montage organization of a verbal text. The study covers a range of works of Russian composers of the late 20th century, including The Fourteenth Symphony by D. Shostakovich, Light Sorrow and Styx by G. Kancheli, requiems by V. Silvestrov, V. Artemov, A. Popov, V. Platonov. Analyzing the 20th century composers’ work with texts, the author gives special attention to the western composer Luciano Berio’s attitude to a text. The author formulates the main principles of montage organization of a verbal text on the base of the research of Yu. Lotman, M. Yampolsky, R. Bart and C. Levi-Strauss. These works serve as a methodological background which helps reveal the specificity of a montage-oriented verbal text. As a result, such a text is interpreted not as a bearer of an integral semantic code, but as a crossing of the plurality of codes which, in its turn, defines its characteristic features - fractionality, laconicism, associativity, and paradoxicality of correlation of verbal phrases. The scientific novelty of the research consists in the consideration of a poorly studied issue, in the choice of research methodology, and in the revelation of specific features of a verbal text functioning in the context of montage dramaturgy. The author systematizes and generalizes the results of the analysis of music texts with montage organization of a verbal text.
Keywords:
openness, fragmentation, composition, montage, verbal text, work, twentieth century, musical art, context, sign