Наследие и трансформации
Правильная ссылка на статью:
Мациевская Г.А.
Формирование патриотических идей в период древнерусского государства
// Социодинамика.
2018. № 2.
С. 42-51.
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.2.24568 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24568
Аннотация:
Статья посвящена исследованию процесса становления и эволюции патриотических идей и концепций в древнерусском государстве. Летописи, поучения, житийная литература в этот период, наряду с описанием происходивших событий, с одной стороны, являлись отражением, своего рода рефлексией, складывающихся патриотических ценностей, а с другой, оказывали определённое влияние на формирование единых мировоззренческих основ общественной жизни. Важными составляющими социально-философской концепции патриотизма являлись такие понятия, как личность князя, земля русская и вера христианская. При подготовке работы использовались методы историзма, компаративистики, анализа и синтеза, а также индуктивный и дедуктивный методы. В результате исследования уточняются системные и качественные характеристики патриотизма в период древнерусского государства, с учётом и на основе современных исследований. На всём протяжении древнерусской истории от Руси Киевской до Московской наблюдается всё большее сращивание трёх объектов патриотического начала: земли русской, веры христианской и личности князя. Сам же князь одновременно являлся не только объектом патриотических чувств, но и субъектом, т.е. носителем патриотических устремлений и деяний. Соединение этих трёх начал позволили позже, в период Московской Руси сформулировать концепцию мессианской идеи, обозначенной иноком Филофеем как «Москва – третий Рим».
Ключевые слова:
патриотизм, патриотические концепции, древнерусская литература, объекты патриотизма, субъекты патриотизма, социально-философские концепции, земля Русская, вера христанская, Отечество, отечестволюбство
Abstract:
This article is dedicated to examination of the process of establishment and evolution of the patriotic ideas and concepts in the Ancient Rus’ State. Chronicles, preaching, hagiography, and events of this period, on one hand, were a reflection of the forming patriotic values, while on the other, had a certain impact upon the formation of the shared worldview foundations of social life. The important elements of socio-philosophical concept of patriotism were such notions as the persona of the duke, Russian land, and Christian faith. In the course of this work, the author used the methods of historicism, comparative linguistics, analysis and synthesis, as well as inductive and deductive methods. As a result, the author underlines the system and qualitative characteristics of patriotism during the period of Ancient Rus’ State, considering the modern studies. Throughout the entire Ancient Rus’ history from Kievan Rus’ until Muscovy, is noted the greater merger of the three objects of patriotic beginning: Russian land, Christian faith, and persona of the duke. The duke himself was simultaneously the object of patriotic feelings and the subject, i.e. embodiment of the patriotic aspirations and actions. The conjunction of the indicated beginnings later, during the period of Muscovy, allowed formulating the concept of messianic idea, signified by the Orthodox monk Philotheus as “Moscow is the Third Rome”.
Keywords:
Russian land, socio-philosophical concepts, subjects of patriotism, objects of patriotism, ancient Russian literature, Patriotic concept, patriotism, Christian faith, Fatherland, love for Fatherland