Музыка и музыкальная культура
Правильная ссылка на статью:
Саввина Л.В.
Художественная картина мира в музыке второй половины ХХ века: к вопросу о структурно-семантических инвариантах музыкального мышления
// Культура и искусство.
2014. № 4.
С. 457-466.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65430
Аннотация:
В статье содержится обзор музыки второй половины ХХ века в контексте художественной культуры. Особенностью данного этапа развития является связь музыки не только с разными видами искусств — живописью, литературой, архитектурой, поэзией, театром, кино, но и другими формами познания — философией, эстетикой, семиотикой, лингвистикой, математикой, физикой, информатикой, психологией. Выделяются две ведущие тенденции, свойственные музыке второй половины ХХ века: одна связана с детерминизмом, обусловлена причинно-следственными связями, характеризуется опорой на математику, вторая опирается на индетерминизм, в котором случайность, непредсказуемость возводятся в эстетический идеал, что приводит к ослаблению причинно-следственных связей, разрушает целостную композицию и приводит к образованию принципиально разомкнутых текстов. Выделенные тенденции рассматриваются на примере ряда музыкальных произведений ХХ века, анализ производится с учетом выдвинутых типов. Двум выделенным тенденциям соответствуют два типа мышления композитора, опирающиеся на два структурно-семантических инварианта: информативный и синтезирующий, которые обладают совокупностью определенных признаков. Первый тип, основанный на соединении однородных элементов, назовем гомогенным, характеризуется признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется термином «сканированный»; - является порождением тенденции к детерминизму; - отличается однородностью, приводящей к запрограммированности; - обусловлен воздействием точных наук, в частности, математики; - свойственна централизация вследствие воздействия центростремительных тенденций. Преобладание рационального начала в первом типе обусловлено свойствами художественного текста, ориентированного на точные науки. Второй тип мышления, основанный на соединении разнородных черт, можно назвать гетерогенным, обусловленным свойствами синтезирующих текстов, предполагающих взаимодействие разных кодов. Он характеризуется следующими признаками: - обусловлен типом постмодернистского сознания, который определяется как «артикуляционный»; - является порождением тенденции к индетерминизму; - отличается разнородностью, нередко несоединимостью контрастных музыкальных кодов; - свойственна децентрализация вследствие воздействия центробежных тенденций.
Ключевые слова:
художественная культура, детерминизм, индетерминизм, структурно-семантический инвариант, мышление композитора, иформативный способ высказывания, синестезирующий тип высказывания, музыкальная семиотика, музыка ХХ века, музыка
Abstract:
The article provides a review of music of the second half of the 20th century in the frame
of the artistic culture and environment. The main peculiarity of that stage of development is the
relation of music not only to various branches of art such as fine arts, literature, architecture, poetry,
theatre, cinematograph but also to other branches of knowledge such as philosophy, esthetics,
semiotics, linguistics, mathematics, physics, computer science and psychology. The author describes
the two leading tendencies in music of the second half of the 20th century. One tendency relates to
determinism, conditioned by the cause-and-effect relations and based on mathematics. The second
tendency is based on indeterminism that views the chance and unpredictability as the esthetic ideal.
This weakens the cause-and-effect relations, destroys the integrated composition and creates texts
that are principally disconnected. The above mentioned tendencies are analyzed based on the example
of a number of music pieces of the 20th century. The analysis is carried out taking into account
these two tendencies. The two tendencies in music are associated with the two styles of composer’s
thinking that are based on the two structural-semantic invariants. These are the informative thinking
and synthesizing thinking. The first type is based on the combination of homogenous elements
and has the following properties: - it is determined by the type of most-modern ‘scanning’ consciousness;
- it was the result of the tendency towards determinism; - it is described with homogeneity that
leads to programming of music; - it was born under the influence of exact sciences, in particular, mathematics; - it has the centralized nature due to the influence of centripetal tendencies. In the first
case the prevalence of the rational beginning is caused by the properties of the artistic text oriented
at exact sciences. The second type of thinking is based on the combination of heterogeneous properties
and synthesizing texts involving interaction of various codes. It also has the following properties:
- it is determined by the type of post-modernistic ‘articulatory’ consciousness; - it was the result
of the tendency towards indeterminism; - it is described with heterogeneity and contrast music
codes; - it has the decentralized nature due to the influence of centrifugal forces.
Keywords:
Artistic culture, determinism, indeterminism, structural-semantic invariant, composer’s thinking, informative expression, synthesizing expression, musical semiotics, music of the 20th century, music.