Правильная ссылка на статью:
Тимощук Е.А..
Феноменологическое и эстетическое конструирование религии
// Культура и искусство.
2017. № 7.
С. 20-35.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23168 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23168
Аннотация:
Объектом исследования выступает репрезентация религиозного в современных описательных философских моделях. Предметом исследования является религия взятая как феномен и эстезис. Автор рассмотрел эволюцию феноменолого-эстетического конструирования религии – от восторженной рецепции Р. Отто до кризиса интуитивно-эссенциалистской феноменологии религии. Полагая, что ресурс этого направления не исчерпан, исследователь освещает иные ответвления – эстетико-феноменологическую репрезентацию религии, связанную с мюнхенской группой философов, интенциональную феноменологию религии, идущую через Р. Ингардена. Особое внимание уделяется интегральной функции феноменологии и эстетики. Статья выполнена главным образом с помощью общенаучных методов теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом, частотным анализом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) эстетика и феноменология религии представлены как методология трансцендирования религиозных и культурных различий; 2) акцент интенциональной феноменологии на точности социокультурного описания религии вместо непостижимости религиозных сущностей способствует раскрытию вероучений как самоконституирующихся жизненных миров, при этом религия выступает формой социокультурной идентичности и её онтологический статус целиком зависит от интенциональности участников особой общественной группы, что делает религию родственной искусству; 3) несмотря на то, что большинство религий утверждают исключительность своих догматов, интенциональный анализ истории их возникновения позволяет с уверенностью утверждать, что объекты их веры укоренены в социально-историческом контексте и являются проективными сущностями, укоренёнными в эстетической структуре сознания. Особым вкладом автора в исследование темы является феноменолого-эстетическое конституирование социокультурной сети бытия. Новизна исследования заключается в сопряжении индивидуализированных жизненных миров науки и религии и попытка их тотализирующей теоретизации через феноменолого-эстетическую парадигму. Область применения результатов: медиаполитика, межкультурная коммуникация, искусствоведение.
Ключевые слова:
Мирча Элиаде, Рудольф Отто, интерсубъективность, неоднородность, интенциональность, эстетика религии, феноменология религии, Роман Ингарден, Другой, феноменологическое описание
Abstract:
The object of this research is the representation of the religious in modern descriptive philosophical models. The subject of the research is religion taken as a phenomenon and aisthesis. The author examined the evolution of the phenomenological-aesthetic construction of religion from the enthusiastic reception of R. Otto to the crisis of the intuitive-essentialist phenomenology of religion. Assuming that the resources of this paradigma are not yet exhausted, the researcher illuminates other branches such as the aesthetic phenomenological representation of religion associated with the Munich group of philosophers, the intentional phenomenology of religion that goes through Ingarden. Particular attention is paid to the integral function of phenomenology and aesthetics. The research was carried out mainly with the help of general scientific methods of the theoretical level: comparative, genetic, systemic, and structural types of analyzes. General scientific methods of the empirical level are represented by the account and frequency analysis. As general scientific methods, the author relied on analysis / synthesis, abstraction / concretization, and generalization / restriction. From the private scientific philosophical methods, hermeneutics was used. The toolkit of scientific research includes arrays of scientific knowledge such as rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. The main findings of the study are: 1) the aesthetics and phenomenology of religion are presented as a methodology for transcending religious and cultural differences; 2) the emphasis of intentional phenomenology on the accuracy of the sociocultural description of religion instead of the incomprehensibility of religious entities facilitates the disclosure of beliefs as self-constituting life-worlds, while religion is a form of sociocultural identity and its ontological status entirely depends on the intentionality of participants in a particular social group, which makes religion similar to art; 3) despite the fact that most religions claim the exclusivity of their dogmas, an intentional analysis of the history of their origins allows us to confidently assert that the objects of their faith are rooted in the socio-historical context and are projective entities rooted in the aesthetic structure of consciousness. A special contribution of the author to the study of the topic is the phenomenological-aesthetic constituting of the sociocultural network of being. The novelty of the research consists in conjugation of the individualized vital worlds of science and religion and the attempt of their totalizing theorization through a phenomenological-aesthetic paradigm. The scope of the application of these results includes media policy, intercultural communication, and art criticism.
Keywords:
Roman Ingarden, Mircea Eliade, Rudolf Otto, intersubjectivity, heterogeneity, intentionality, aesthetics of religion, phenomenology of religion, the Other, phenomenological description