Библиотека
|
ваш профиль |
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Акинфеева И.И., Железняк О.Е.
Традиционная обрядность семейских: обереговая культура как важная часть картины мира и форма идентификации
// Культура и искусство.
2017. № 3.
С. 58-70.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.3.20306 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20306
Традиционная обрядность семейских: обереговая культура как важная часть картины мира и форма идентификации
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.3.20306Дата направления статьи в редакцию: 06-09-2016Дата публикации: 05-06-2017Аннотация: Предметом исследования является обереговая культура семейских республики Бурятии, которая включает традиционную обрядность старообрядцев и обереги, окружающие их в быту. Объектом исследования является сама материально-духовная культура старообрядцев, сохранившаяся на территории Бурятии. В статье подробно рассматриваются обереги и традиции семейских, служащих формами идентичности, отождествления и самоотождествления культуры. А именно обереги, бытующие в костюмных комплексах (обережные вышивки, украшения), архитектуре (система построения ворот, окон, устройства изб) и личных вещах. Были проведены полевые исследования по сбору материала и опросу респондентов в деревнях Тарбагатайского района (место компактного проживания семейский на территории республики Бурятия). В ходе работы выявлены ключевые обереговые системы и охранительные знаки-символы семейских, важные для осознания истоков их ритуально-обрядовой культуры, перспектив ее развития и возрождения. Также в ходе полевых исследований выявлено, что эти системы сохраняются по сей день коренными жителями. Выявленные обереговые системы в дальнейшем будут включены в разработку сувениров по тематике старообрядческой культуры. Ключевые слова: старообрядцы, формы идентификации, обрядность семейских, обереговая культура, росписи, костюмный комплекс, традиции семейских, архитектура семейских, украшения, усадьба старообрядцевУДК: 74.01/.09Abstract: The subject of the research is the traditional ritualism of Semeyskie republics of Buryatia and culture of protection against evil as a part of it and part of their picture of the world. The object of the research is the material and spiritual culture of Old Believers preserved in the territory of Buryatia. The authors of the article examine protective amulets and traditions that make forms of identity, self-identity and cultural identity. In particular, they analyze guardian signs in costumes (embroidering, jewelries), architecture (the way the gates, windows and houses were built) and personal possessions. The authors have conducted field surveys aimed at collecting the material and suveying respondents in villages of the Tarbagataisky Region. In work the key systems and guarding signs-symbols of the Semeyskiye, important for understanding of sources of their ritual and ceremonial culture, prospects of her development and revival, are revealed. It has also been discovered that indigenous inhabitants still preserve these systems. The syste of guardian signs and symbols that have been discovered during the research can be used to create souvenirs devoted to Old Believers' culture. Keywords: Old Believers, identification forms, ceremonialism of Old Believers, culture, paintings, costume′s complex, traditions of Old Believers, architecture of Old Believers, ornamentation, farmstead of Old BelieversОбострение проблем идентичности как следствие всеобщей глобализации приводит к тому, что в сегодняшней России «с одной стороны, развертывается утверждение глобального менталитета за счет повсеместного распространения сходных черт и норм жизни; с другой – набирает обороты тенденция к констатации своей идентичности»[1, с. 605]. Культурная идентичность, по мнению Садохина А.П. в таком контексте понимается, прежде всего, «как принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе», и непосредственно влияет на формирование ключевых приоритетов культуры: - «ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом»[2, с. 606]. При этом «картины мира как идеальное представление о мире (универсуме) или как оформление Космоса в антропоцентрических парадигмах, как зеркало, в котором снимается сущность и ее трансформации, и как своеобразный «текст», выражающий содержание основных жизненных парадигм, становятся предметом обсуждения» и основанием для формирования систем культурной идентичности [3, с. 16]. Не случайно в такой ситуации обращение к культуре семейских, у которых осознание себя и своего мира интуитивно заложены в систему формирования жизненного пространства, начиная от структуры поселения и заканчивая организацией предметно-пространственной среды жилых, хозяйственных и сакральных помещений, составом и убранством предметных комплексов. Семейскими традиционно называют обособленную группу русских-старообрядцев, переселенных на территорию современной Бурятии и частично – Читинской области в XVIII в. из разных регионов России. По одной из версий, они получают это название потому, что переселяются в Сибирь целыми семьями, в отличие от других русских поселенцев, которые приходят в Сибирь в одиночку. Не исключено также, что такое название инициировано самими семейскими. Христианство, пришедшее на Русь, не смогло до конца вытеснить языческие верования, они сохраняются в ритуально-обрядовой сфере, остаются в жизни людей в виде оберегов и средовых мифов. Традиционная ритуальная защита собственного мира, жилища, хозяйства, стада обеспечивается самыми различными охранительными знаками и предметами, о чем свидетельствуют образцы материальной культуры, материалы исторических исследований и археологических раскопок[4]. Это относится и к культуре семейских, традиционная обрядность которых складывается на основе идеи избранничества, что предполагает необходимость постоянного ответа на вопрос «кто мы?», деление мира на «мы» и «они», на «свой» и «чужой». В оппозиции «свой-чужой», столь существенной для формирования образа идентичности семейских, возможность «отличия» своего от чужого играет огромное значение. Важным средством «отделения» своего от чужого служит система оберегов, которая выступает в роли своеобразного пространства коммуникации между человеком и окружающей средой, микро- и макромиром, с одной стороны, а также - в качестве средства защиты от каких-либо негативных явлений и событий, с другой, и, как правило, представляет собой предмет, вещь или символ, призванные охранять владельца, его дом и его мир от бед и зла, защищать от внешних, «чужих» сил, способных навредить его владельцу[5]. При этом у семейских происходит своеобразная эстетизация самого процесса защиты жилища и микро-космоса в целом, которая превращается в некое «чародейство» с природой и окружающим миром. В ходе экспедиционного обследования старообрядчества Бурятии были выделены сферы материально-духовной культуры, которые составляют особые системы обережных знаков: первый «внешний круг» оберега от "навий" и других враждебных сил - двор, ворота, ограда, фасад дома; «внутренний круг» - росписи домовые, знаковые вещи и предметы в доме; «личностная» система – то, что непосредственно используют для защиты хозяина – одежда, украшения–обереги, игрушки; «обереги-подарки», передаваемые в другие руки. Культура семейских во многом строится на культе веры, незыблемости семейного уклада и подчинена их сохранению. Это все воплощается в обереговой символике, охранительных молитвах и пр., которые нередко уходят корнями в культуру языческой Руси и сохраняются у семейских вместе с твердой верой. Исходя из этого, как в большинстве христианских культур, главным оберегом старообрядцев служит крестное знамение, которое рисуется на всех проемах в доме и обязательно присутствует в красном углу дома, его же изображают в воздухе пальцами руки. Таким же символом служат нательные кресты, которые подлежат постоянному ношению на теле. Остальные обереговые знаки и символы выполняют не только свою основную функцию, но одновременно служат украшением предметно-пространственной среды и быта, что в современном мире нередко начинает превалировать. Сохраняется обереговая миссия подарков, т.к. в семейской культуре традиционно дарили вещи, которые выполняли обережную роль. Подарки дарили только на большие праздники, и они представляли собой элементы костюмного комплекса (рубахи, сарафаны, платки, обувь, штаны и т.д.), отрезы ткани, пироги и полотенца, имеющие помимо практического назначения свои ритуально-обрядовые функции и смыслы. Рассмотрение охранных знаков целесообразно начать с системы восприятия внешнего мира и освоения границ взаимодействия с ним - это архитектурные элементы усадьбы, двор, включая ограду с воротами, фасад дома с наличниками и пр. В экстерьере дома и дворовом пространстве непременными атрибутами являются украшение орнаментом причелин фронтона дома, свисающих полотенец с, нанесенными на них, солярными знаками, декоративными элементами "конька" дома и т.п., в целом определяемых как верхняя граница-грань между домом и Космосом. Ворота и наличники наделяются охранными функциями, т.к. защищают вход в усадьбу и в дом. В то же время, декорирование окон как своеобразных «глаз дома» играет огромную роль в формировании образа фасадов усадьбы. Ворота как часть границы между внутренним и внешним пространством и, одновременно, вход или переход между этими пространствами, также активно участвуют в создании образа идентичности и выполнении охранительных функций. Как вышивка на одежде служит оберегом и защищает энергетику человека, так и символика на окнах и воротах призвана защитить дом от нечистой силы, сглаза. В связи с этим на наличниках и воротах по сей день присутствует богатая пропильная резьба или роспись, и в этих украшениях-знаках заложены обереговые смыслы, для которых, по словам Батюшки Сергия, существует «свод требований», обязательных для исполнения. В частности символика наличника читается в порядке сверху вниз. Сверху посередине располагается круг – это «всевидящее око», которое должно распознавать зло, ниже вырезается орнамент – символ небес, жизни, или воды. Структура этих знаков позволяет трактовать наличник как некую картину миропонимания, форму единения с природой. Использование солярного знака в наличниках подчинено следующему правилу: если этот знак располагается вверху, то он означает восходящее солнце, а если данный символ располагается внизу – то это символизирует заход солнца. На ставнях, как и раньше, продолжают изображать птиц или цветы, также часто встречается образ радуги. Такие узоры на ставнях «сулили» богатство и благопожелания, кроме того считалось, что яркие краски отпугивают «нечистого». Ворота, будучи неотъемлемой частью усадьбы, также обладают, по мнению Батюшки Сергия Палия, индивидуальной системой охранительных знаков-символов, специфической для культуры семейских. Распространенной формой являются ворота «под кабаном», с кровлей, традиционная обереговая структура которых выглядит следующим образом: верхняя часть – небеса (декорируется орнаментом из пропильной резьбы), ниже – птица или живность, как символ плодородия, еще ниже – жизнь или земля (тоже в виде резьбы зигзагообразными линиями, ромбами). В украшениях дома и усадьбы часто используется коловрат (свастика) – как очистительный знак и символ Солнца. Сама усадьба ярко расписывается и украшается, отпугивая тем самым от дома нечистую силу. (Рис. 1) Рисунок 1. Примеры декорирования усадеб: 1 – усадьба по ул.Кирова, с.Десятниково; 2,3 – внутреннее дворовое пространство усадьбы Бадашковой З., с.Десятниково; 4 - музей –усадьба, с. Тарбагатай; 5 – усадьба, с.Десятниково; 6 – расписные ставни, с.Десятниково; 7 - усадьба Колбиной А.М., ул.Ленина, с. Тарбагатай; 8 - передний двор усадьбы Ерофеевой З.И. с.Тарбагатай; 9 – усадьба, с.Десятниково; 10 – ворота из фондов Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ; 11 - ворота музея-усадьбы, с. Тарбагатай; 12 - расписные ворота, с. Десятниково; 13 - ворота, с. Большой Куналей; 14 - «коловрат» на воротах в Этнографическом музее народов Забайкалья, г. Улан-Удэ.
Внутренняя система оберегов является «вторым кругом» охранения и защиты, в котором именно домовая роспись с ее символикой и внутреннее предметное наполнение избы играют определяющую роль. Уникальное наследие семейских домовых росписей на сегодняшний день в значительной мере утрачено - в результате проведенных экспедиций было выявлено, что в деревнях и селах осталось по одному – два дома с росписью XIX века. Росписью традиционно покрывали дома изнутри и снаружи, предметы быта, мебель и различную утварь. Росписи семейских можно условно разделить на растительные, зооморфные и геометрические, которые нередко используются в различных сочетаниях (например, соединение цветочной розетки с геометрическими элементами). Этими узорами стараются защитить дом и украсить одновременно, они фиксируют картину мира и ее индивидуальную интерпретацию. Внутри жилища расписываются стены и простенки, матицы и внутренние наличники, потолки и полы, опечье и мебель. В самом доме главными оберегами считаются красный угол с иконами и очаг – печь, они часто расписываются, как и стены. (Рис. 2) Все росписи несут обереговую нагрузку. Так цветочные розетки, букеты в вазонах, составленные из витиеватых веток с листьями и цветами, которые присутствуют на потолке, дверях, между окнами, а также на предметах мебели и опечках, символизируют красоту, красочность жизни. Цветами стремятся подчеркнуть свой статус и любовь к красоте. Цветочные композиции строятся на основе использования тюльпанов, цветов шиповника, лилий, сараны, жарков, соединенных в букеты; цвет их разный (от синего до красного), отдельные лепестки и листья подчеркиваются штрихами белого и черного цвета. Цветы и букеты нередко изображаются в виде «древа жизни» и дополняются расположенными под ними симметрично образами зверей или птиц, повышающими обереговое значение росписи. В качестве символа Солнца используются солярные знаки разных форм, они несут очистительную функцию в доме, употребляются в росписи стен, дверей, потолков. Такие знаки встречаются в доме Чистяковых (с. Десятниково). Одной из форм солнечного знака служит круг, простейший элемент полурастительной росписи. Круговые мотивы присутствуют в русской культуре со времен язычества, употребление формы круга берет свое начало с древних времен как протознака Солнца, как образ его подобия [6]. По исследованиям Масловой Г. С., «круговые фигуры на славянских вещах X-XIII века дают основание рассматривать их как символы огня, солнечного божества, как языческие очистительные и охранительные знаки»[7, с. 155]. Круги изображаются вписанными друг в друга от 3-10 и более. По периметру круги расписываются орнаментами или просто криволинейными и ломанными линиями. Также «круги интерпретируются как знаки-символы Солнца, раскрывающихся цветов или космических сфер, сохраняя архаический смысл оберега и христианское означение Космоса»;[3, с.87] по версии Батюшки Сергия (с.Тарбагатай) круги символизируют Солнце и вечность. Важной частью росписей семейских служат изображения животных, птиц, а именно уток, гусей, голубей, петухов. По опросам респондентов нескольких деревень, голуби символизируют тепло, свет, волю, а куры, петухи, утки и гуси – достаток, богатство, урожай. Ими расписывают ставни, их изображают на ветках «древа жизни» в доме. Геометрический орнамент достаточно часто выполняется в виде сетки из ромбов, квадратов, треугольников. Ромбовидные узоры традиционно символизировали вспаханное поле, а с использованием точки внутри ромба – засеянное поле. [7]. В некоторых случаях в росписях семейских внутри «клеток» располагаются так называемые «огурцы», ростки (или цветки), круги или необычные фигуры, обозначающие человека и др. Примером могут служить росписи Лаптевой Татьяны Игнатьевны (с. Десятниково), в которых воссоздана своеобразная картина мироздания, вместившая все значимые, по мнению автора, элементы Космоса. Размещение подобного орнамента в сенях призвано охранять вход в жилище и обещает богатый урожай. Рисунок 2. Примеры обережных росписей в доме: 1,2 - роспись в доме Пискунова В.Ф., с.Десятниково; 3,4 - роспись стены в сенях и потолка в доме Ивайловских, с. Десятниково; 5 - роспись дома Чистякова Е., с. Десятниково; 6 - роспись наличника двери в доме Борисова из фондов Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ; 7 - роспись полки для красного угла из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 8 - роспись опечка из фондов Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ; 9,10 - расписные лопастки прялок из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 11 - расписной шкафчик из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 12 - – расписной подсамоварник из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 13 - расписное сиденье швейки из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 14 - сундук из фондов Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ; 15 - скамья из фондов Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ.
Само пространство избы организовано с учетом представлений семейских о принципах мироздания, отражает индивидуальные особенности культуры, идентифицирует хозяев дома через декоративное убранство интерьера, авторские росписи, предметы быта и обихода. Эти вещи и предметы формируют среду, украшают быт и некоторые из них, помимо украшательства, выполняют охранительную функцию. Такими оберегами служат подручники, которые находятся в красном углу дома, полотенца, которыми украшают зеркала и тумбы. Полотенце – рушник - одна из знаковых вещей, используемых почти при всех обрядах, например, при «родинах», крестинах и погребальных обрядах. Оно служит символом «чистоты» рода, его несут в качестве подарка на свадьбу и крестины, с ним встречают гостей. Например, полотенцами невеста одаривает жениха и его родственников, украшает стены избы, в свадебном обряде связывают руки жениха и невесты, на полотенце подносят хлеб-соль, встречая гостей, в поминальном обряде на него ставят еду и питье, его же используют в качестве подарка. (Рис.3) Само белое полотно полотенец было символом добродетельности помыслов и жизни. Вышивка на полотенцах несет обережную силу, она выполняется по его краю с двух сторон, часто используются пришивные кружева. Самой распространенной фигурой является ромб, его дополняют зигзагообразные и треугольные фигуры, и различные их вариации [8]. Также не последнюю роль играют цветочные мотивы. Рисунок 3. Примеры рушников полотенец: 1-3 – рушники из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 4-6 – рушники из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей.
В следующую, «личностную» систему оберегов входит, в первую очередь, самый яркий идентификационный элемент старообрядческой культуры – костюмный комплекс, в котором присутствует множество защитных знаков. Все они призваны защищать «входы в тело» человека и располагаются соответственно на голове, шее, руках, ногах и талии. (Рис.4) По опросу респондентов, обереги считались настолько сильными, что с семейскими женщинами боялись заговорить иноверные (сибирня). В женском костюме главным оберегом служит кичка с брошами и бусы. Броши зачастую передаются из поколения в поколение и, самая большая из них выполняет роль оберега. Брошь, одеваемая на воротник, обычно защищает и закрывает шею, охраняет хозяина от «злого глаза». Монисто выполняет роль не только украшения, но и оберега, особенно янтарные бусы, т.к. они уподобляются частичкам Солнца, и передаются по наследству. Есть свидетельства коренных жителей, что крупные бусины (корольки) вешали ребенку вместе с крестиком, чтобы защитить его от сглаза и болезней. В самой одежде обереги присутствуют в виде вышивки на подоле, рукавах, воротнике. Они должны были защищать энергетику от внешнего негативного воздействия и злых начал, вера в которые сохранилась со времен язычества. В ходе экспедиций выявлены образцы старинной одежды с обереговой вышивкой на рубахах мужских и женских, на сарафанах и пр. На сарафанах, например, выполняется прошивная строчка в виде прямой линии или волнистой, которая располагается между лентами или по подолу. Такая строчка когда-то несла функцию оберега как в праздничных, так и в будничных одеждах. На рукавах (у запястья), воротнике и оплечье (линия шва по плечу) размещается вышивка или аппликация из других цветных тканей, использовавшаяся в качестве оберега от злых сил. Она вышивается в основном однотонными нитками (узор был строченным) в виде лепестков или волнистых и прямых линий, или розетки с шестью лепестками. В процессе экспедиций также обнаружены рубахи с цветной вышивкой крестом в виде цветков на рукаве (с.Тарбагатай). На оплечье вышивка делалась зигзагообразными цветными линиями или простыми белыми на рабочих повседневных рубахах. Зигзагообразная линия трактуется как символ Земли, поэтому часто используется в вышивке, особенно по подолу. Такие же прошивные строчки выполняются на подоле сарафанов, фартуков, халатов, детской одежде. Детские костюмы зачастую шьются из старых сарафанов и рубах взрослых для оберега детей от болезней, т.к. считалось, что ткань сохраняет энергетику взрослого человека, которая оберегает ребенка от болезней и сглаза. Вообще, ткань преподносится как подарок, ее и сшитую из нее одежду дарят на праздники. К числу обережных элементов костюма относят пояс - его подвязывают чуть выше талии, поверх сарафана у женщин или поверх рубахи у мужчин. Пояс воплощает в себе сакральные смыслы и служит оберегом, его использование имеет большое значение в одежде: он разделяет фигуру на две части: нижнюю и верхнюю. При этом верх является символом неба, голова – солнцем и божеством, низ трактовался как земля. Пояса декорируются геометрическими фигурами из разноцветных ниток (6-7 цветов), свастикой, елочками и конями, которые перешли в семейскую культуру из традиционной обрядности славянской Руси. Тема традиционного костюма и отдельные его компоненты давно заняли свою нишу в сфере сувенирного производства в качестве одежды сувенирных кукол, подарочной продукции и пр., превратившись в своеобразную форму идентификации семейской культуры, знакомства с их обрядностью. Особое место занимают броши, монисто, кичка и пояса.
Рисунок 4. Обереговые элементы в одежде семейских: 1 – украшение на семейской женщине, с. Большой Куналей; 2 – головной убор с украшениями на незамужней девушке, с. Хасурта; 3,5,6 - вышивка на сарафанах из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 4 – вышивка на оплечье рубах из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 7 - вышивка на рукаве рубахи из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 8 - пояс из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 9 - вышивка на рукаве детской рубахи из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 10 - вышивка на рукаве курмы из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 11, 12 - вышивка на рукаве курмы из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай.
Еще одной частью ритуально-обрядовых традиций семейских, компонентом обереговой культуры является особый тип сакральной одежды и система вещей для церкви. Халат или курма представляют собой короткий жакет с клиньями для женщин - курма (чаще всего изготавливаемый из плиса черного цвета) и длинный халат – для мужчин. По рукаву выполняются охранительные элементы: вышивка, опояски из бисера и отделка мехом. К числу личностных оберегов также относятся религиозные предметы - лестовки (четки) и подрушники. Они создаются индивидуально для каждого, сопровождают человека в течение всей жизни и остаются со своим владельцем после смерти (их кладут в гроб), имеют смысловое значение и наделяются «божественной» силой. Их обязательно берут с собой в церковь. Подручник изготовляется в виде плоской подушки в форме квадрата, что означает четыре стороны света. Лицевая его часть украшена лоскутным шитьем, в основу узора, как и в форму, положен квадрат, что символизирует Землю. Вообще Земля часто используемый символ в обережных знаках, это обусловлено тем, что семейские традиционно тесно связаны с земледелием (хлебопашеством, огородничеством), т.к. от этого в былые годы зависело их пропитание и достаток. Важным атрибутом дома для земных поклонов являются карманницы или карманы - это продолговатые прямоугольные подушки, сшитые из шелка, нередко украшенные вышивкой и обрамленные шелковой лентой. Развешиваются они на стенах у красного угла, служат своего рода украшением жилища и входят в число обязательных знаковых вещей в интерьере, наряду с полотенцами. Лестовки плетутся для каждого члена семьи по строгому порядку, они делятся по цвету и по форме лопасток на мужские и женские (у женщин лопастки выполняются с закругленными углами). Лестовка означает лестницу и ознаменует одновременно и путь духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы [9]. (Рис. 5)
Рисунок 5. Церковные принадлежности старообрядцев: 1 – Карманница, из фондов Музея культуры старообрядцев, с.Тарбагатай; 2 – карманница, из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 3,4 – подручники, из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 5 – подручники (новодел), сельское поселение Заводское; 6 – лестовки семьи Григорьевых, с.Тарбагатай.
Игрушки также относятся к «личностной» системе оберегов, т.к. мастерились индивидуально для ребенка, иногда в качестве подарка или прямого оберега (например, куклы-куватки). (Рис. 6) Так как ранее детская смертность была большая, традиционно детей старались отгородить от всего плохого путем использования различных вещей в качестве оберегов (нательный крестик, янтарная бусина, одежда, перешитая из старых костюмов, куклы-игрушки). Кукол изготавливают из ношеной одежды, имеющей по мнению старообрядцев частичку жизненной энергии бывшего владельца, и реже из новой материи[10]. Текстильные куклы исполняют обрядовую роль и роль оберега, и, конечно, используются в качестве игрушки. Куклы обычно создаются женщинами, потому, что именно женщина является хранительницей очага и с помощью куклы до девочек доносится ритуально-обрядовая составляющая традиционной культуры, производится передача коллективного опыта и подготовка детей к будущей жизни. Вероятно поэтому, куклы зачастую имеют женский образ. Сами девочки начинают изготавливать себе кукол, как правило, с 4-5 лет [11]. Защитную функцию куклы исполняют во время «хождения нечистой силы», а именно летнего и зимнего солнцестояния (Святки и Масленица). Специальные функции выполняют куклы «куватки», которых клали в колыбель, чтобы она согрела ее до рождения ребенка, а после вешали над люлькой, чтобы она охраняла младенца. Обереговую и целительную функцию несли куклы-травницы - их изготавливают методом оборачивания в ткань пучка лекарственных трав и дают играть ею заболевшему ребенку. Самыми распространенными были текстильные куклы (пеленашки, куватки, закрутки), у которых почти всегда отсутствовало изображение лица, т.к. считалось, что безликая кукла не может впустить в себя недобрых духов, не станет двойником хозяина и таким образом через нее никто не навредит ребенку. Из ткани также делали игрушку - «кошку» и мячи.
Рисунок 6. Детские игрушки семейских: 1 – игрушки из фондов Музея старообрядцев, с.Большой Куналей; 2 – семейская девочка с куклой-мотанкой (с фото-выставки, посвященной 250-летию переселения старообрядцев в Забайклье, с. Тарбагатай); 3 - игрушки деревянные в виде кукол бурятского этноса из личной коллекции Батюшки Сергия, с.Тарбагатай; 4 - куклы- мотанки (новодел), мастер Москаленко О.Л., г.Улан-Удэ; 5 – соломенная кукла (новодел), мастер Москаленко О.Л., г.Улан-Удэ; 6 – кукла – кошка тряпичная (новодел), мастер Москаленко О.Л., г.Улан-Удэ.
К передаваемым или мобильным оберегам относятся подарки, которые в силу закрытости самой культуры бытовали в сравнительно небольшом разнообразии. Подарки в виде вещей преподносятся на праздники, всегда имеют индивидуальное значение и используются в быту. Праздники семейских, церковные и народные, разделяются на великие, средние и малые. Из всех православных праздников самыми крупными считаются Рождество, Масленица и Пасха, на которые дарят подарки. Каждому празднику сопутствуют свои знаково-обрядовые вещи и ритуалы. Так, Масленицу встречают большими народными гуляниями, пекут блины, интерпретируемые и рассматриваемые как своеобразные символы Солнца, и угощают ими всех. Масленичный цикл, находясь в непосредственной связи с обрядами жизненного цикла, традиционно относится к аграрным праздникам, а также характеризуется наличием «брачной функции». В связи с этим обрядность праздника отличается «повышенной активностью мужских групп …, образуя своего рода "мужской текст" масленичного ритуала.» [12, с.13]. Воскрешение Господне – Пасха - отмечается богослужениями и сопровождается разговением крашенными яйцами. Писанки-яйца воплощают благопожелания, их преподносят на Пасху, и хранят круглый год, чтобы был хороший урожай, чтобы пчелы принесли больше меда; воины берут писанки с собой как обереги [11]. Яйца окрашиваются в красный цвет, на них изображается восьмиконечный крест, как главный символ веры и оберег. Есть свидетельства респондентов, что писанки использовали в качестве оберега, гася ими пожар (кидали в горящий дом) или укладывали их на семена, чтобы урожай был высоким. Говоря об игровой составляющей Пасхальной обрядности, следует выделить широко распространенные игры с яйцами, «в бабки» и «жмурки». На празднике Красной горки устраиваются битвы на яйцах: «чье яйцо крепче окажется», дети «катали» яйца на улице. «Писанки» преподносили друг другу, когда ходили в гости. Из рассказов Акинфеевой Секлетиньи Афанасьевны следует, что нередко яйца изготавливались из дерева, раскрашивались и ими играли. Наряду с отрезами ткани, сарафанами, платками, рубахами, бусами, лентами и сапогами (а раньше еще и прялками) семейские дарили хлеб, в виде калачей и пирогов с ягодами и вареньем. (Рис. 7) Например, на Вербное Воскресенье на ветки вербы цепляли тарки (булочки) в виде птичек в ознаменование весны, а на «родины» обязательно несли в подарок праздничный пирог (сдобный с повидлом или черемухой).[1] В праздник Сороки (сорок великомучеников) выпекают сорок «тичек» (в виде тарок – булочки наподобие ватрушек) и раздают их детворе. На Троицу на березу повязывают ленты и водят хороводы. Изображения праздников, ритуалов и обрядов, их атрибуты, например, яйца крашеные и плетеные из бисера, пироги и пр. находят свое отражение в сувенирной продукции, декоративном повседневном и праздничном убранстве среды.
Рисунок 7. Примеры подарочных пирогов и яиц: 1-3 – пироги семейские в качестве «съедобного сувенира», с.Нижний Жирим; 4 – крашенные яйца в подарочной корзинке, с. Нижний Жирим
В целом, обереговая культура, будучи частью традиционной обрядности и картины мира семейских, настолько глубоко встроена в общую систему ценностей этой культуры, что является непременным компонентом идентичности, важной формой отождествления и самоотождествления старообрядцев. В ходе исследования выявлены ключевые обереговые системы и охранительные знаки-символы семейских, чрезвычайно важные для осознания истоков их ритуально-обрядовой культуры, ее современного развития и возрождения через восстановление церквей, часовен и моленных домов, возвращение к обычаям ткачества и хлебопечения, погружение в традиции в рамках школьных факультативов (с. Хасурта, с.Тарбагатай, с. Большой Куналей) и в процессе повседневной и праздничной жизни семейских поселений.
[1] По опросам респондентов: семьи Григорьевых, Родионовых, Акинфиевых, Покатских, Калашниковых. Библиография
1. Соколов К.Б. Коллективная идентичность и историческая память / К.Б. Соколов // «Искусствознание». 1-2/07. М., 2007. C. 605-606.
2. Хренов Н.А. Искусство и цивилизационная идентичность. (Опыт функционального анализа кризисных ситуаций в искусстве и социуме). Международная конференция / Н.А. Хренов // «Искусствознание». 1/07 (XXIX). М., 2007. C. 602-627. 3. Железняк О.Е., Охрименко Г.И. Пространство культурной идентификации. Семейские Забайкалья: монография. Иркутск, 2009. 156 с. 4. Морок А., Разумовская К. Талисманы, амулеты, обереги. М.: Научная книга, 2013. 66 с. 5. Акинфеева И.И., Железняк О.Е. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки / И.И. Акинфеева, О.Е. Железняк // Вестник ИРГТУ. 2015. № 5 (100). С. 305-314. 6. Иллюстрированная энциклопедия символов / Сост. А. Егазаров. М.: Астрель: АСТ, 2007. 723 с. 7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Изд-во «НАУКА», 1978. 208 с. 8. Шангина И.И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX-XX вв. Автореф. ... канд. ист. наук. М., 1975. 24 с. 9. Петров С.П. Старообрядцы (семейские) Бурятии. Энциклопедический словарь. Иркутск, 2015. 262 с. 10. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. М., 2007. 64 с. 11. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-Москва: изд-во Белый город, 2010.-112с. 12. Семенова М.В. Семантика ритуальных игр в традиционной культуре семейских Забайкалья / Мария Владимировна Семенова: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. историч. наук. Улан-Удэ, 2004. 22 с. 13. Тинякова Е.А. Как фольклор может стать источником исторических исследований // Филология: научные исследования. 2016. № 1. C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2305-6177.2016.1.17898. 14. В.Г. Мехтиева Культурологическое исследование при интеграции предметов искусства // Педагогика и просвещение. 2011. № 4. C. 88-90. References
1. Sokolov K.B. Kollektivnaya identichnost' i istoricheskaya pamyat' / K.B. Sokolov // «Iskusstvoznanie». 1-2/07. M., 2007. C. 605-606.
2. Khrenov N.A. Iskusstvo i tsivilizatsionnaya identichnost'. (Opyt funktsional'nogo analiza krizisnykh situatsii v iskusstve i sotsiume). Mezhdunarodnaya konferentsiya / N.A. Khrenov // «Iskusstvoznanie». 1/07 (XXIX). M., 2007. C. 602-627. 3. Zheleznyak O.E., Okhrimenko G.I. Prostranstvo kul'turnoi identifikatsii. Semeiskie Zabaikal'ya: monografiya. Irkutsk, 2009. 156 s. 4. Morok A., Razumovskaya K. Talismany, amulety, oberegi. M.: Nauchnaya kniga, 2013. 66 s. 5. Akinfeeva I.I., Zheleznyak O.E. Suvenir kak fenomen kul'tury: spetsifika i klassifikatsionnye priznaki / I.I. Akinfeeva, O.E. Zheleznyak // Vestnik IRGTU. 2015. № 5 (100). S. 305-314. 6. Illyustrirovannaya entsiklopediya simvolov / Sost. A. Egazarov. M.: Astrel': AST, 2007. 723 s. 7. Maslova G.S. Ornament russkoi narodnoi vyshivki. M.: Izd-vo «NAUKA», 1978. 208 s. 8. Shangina I.I. Obrazy russkoi vyshivki na obryadovykh polotentsakh XIX-XX vv. Avtoref. ... kand. ist. nauk. M., 1975. 24 s. 9. Petrov S.P. Staroobryadtsy (semeiskie) Buryatii. Entsiklopedicheskii slovar'. Irkutsk, 2015. 262 s. 10. Zimina Z.I. Tekstil'nye obryadovye kukly. M., 2007. 64 s. 11. Bersteneva E.V., Dogaeva N.V. Kukol'nyi sunduchok. Traditsionnaya narodnaya kukla svoimi rukami.-Moskva: izd-vo Belyi gorod, 2010.-112s. 12. Semenova M.V. Semantika ritual'nykh igr v traditsionnoi kul'ture semeiskikh Zabaikal'ya / Mariya Vladimirovna Semenova: Avtoref. diss. ... na soisk. kand. istorich. nauk. Ulan-Ude, 2004. 22 s. 13. Tinyakova E.A. Kak fol'klor mozhet stat' istochnikom istoricheskikh issledovanii // Filologiya: nauchnye issledovaniya. 2016. № 1. C. 21 - 25. DOI: 10.7256/2305-6177.2016.1.17898. 14. V.G. Mekhtieva Kul'turologicheskoe issledovanie pri integratsii predmetov iskusstva // Pedagogika i prosveshchenie. 2011. № 4. C. 88-90. |