Правильная ссылка на статью:
Буданов В.Г., Синицына Т.А..
Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ
// Культура и искусство.
2020. № 7.
С. 13-28.
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.7.33362 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33362
Аннотация:
Проблема понимания телесности в философии, науке, медицине, культуре насчитывает не одно тысячелетие, и в наше время интерес к ней только усиливается. Это связано, в первую очередь, с антропологическими вызовами кризисной техногенной цивилизации, пытающейся улучшать человеческую природу, без понимания ее целостности, с экзистенциальными проблемами гибридных человекомашинных систем и соций, виртуальных и киберфизических умвельтов, в которых наша телесность становится скорее атавизмом и тормозом для стремительных миров, управляемых мощным искусственным интеллектом. В философии ХХ века осмысление обобщенной телесности связывается, в первую очередь, с феноменологическим проектом Э. Гуссерля и его развитием в работах Мерло-Понти, с работами французских постструктуралистов А.Арто, Ж.Делеза, Ф.Гватари, которые концептуализировали представление обобщенной телесности, скорее в терминах культуры, чем естествознания. Мы же предлагаем введение онтологий обобщенной телесности на основе дифференциации ее функциональных проявлений в актах коммуникации, деятельности и театрального искусства, обращаясь к современным представлениям о механизмах их возможной реализации, как на уровне физиологии и психо-ментальной сферы личности, так и на уровне субстанциональных причин биологии, психофизики и робототехники. Для этих целей привлекаются представления синергетики и квантовой теории как модельных оснований таких функциональных онтологий, причем, полная онтология обобщенной телесности представлена прямым произведением онтологий состояний и темпоральных онтологий физических и психоментальных процессов человека, что позволяет, например, создать семиотику телесности игры актера или антропоморфного аватара-робота. Рассмотрены границы эмуляции человеческой телесности современными методами IT-технологий и вопрос принципиальной недостижимости многих творческих и духовных подтел личности техническими средствами.
Ключевые слова:
Антропология, самоорганизация, обобщенная телесность, квантовая психология, онтологии состояний, темпоральные онтологии, искусственный интеллект, гибридная реальность, режиссура, актерская игра
Abstract:
The question of understanding of corporeality in philosophy, science, medicine and culture goes back centuries and remains relevant until the present. This relates mostly to anthropological challenges of the crisis technogenic civilization that is trying to improve human nature, without understanding of its holism, taking into account existential issues of hybrid man-machine systems and socies, virtual and cyber-physical umvelts, within which corporeality becomes more of an atavism and a deterrent for the rapid worlds managed by the powerful artificial intelligence. In philosophy of the XX century, the understanding of generalized corporeality is associated primarily with the phenomenological project of E. Husserl and its advancement in the works of M. Merleau-Ponty, French poststructuralists A. Artaud, G. Deleuze, F. Guattari, who conceptualizes the idea of generalized corporeality in cultural terms, rather than in natural science. The author proposes the introduction of the ontologies of generalized corporeality based on differentiation of its functional manifestations in communication and theatrical art, referring to the modern representations on the mechanism and their potential implementation on the level of physiology and mental sphere of personality, as well as on the level of substantial factors of biology, psychophysics and robotics. For these purposes, the author attracts the concepts of synergetics and quantum theory as the grounds for such functional ontologies; at the same time, full ontology of generalized corporeality is presented by direct product of the ontologies of states and temporal ontologies of physical and mental processes of a human, which allows creating a semiotics of corporeality of acting or anthropomorphic avatar-robot. The article explores the boundaries of emulation of human corporeality by the modern means of IT technologies, and the question of unattainability of many creative and spiritual sub-bodies of a person using technical means.
Keywords:
temporal ontologies, state ontologies, quantum psychology, generalized corporeality, self-organization, Anthropology, artificial intelligence, hybrid reality, directing, acting