СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Правильная ссылка на статью:
Горюнов М.А.
Проблемы изучения аффекта после отказа от концепции индивидуальности
// Психология и Психотехника.
2014. № 7.
С. 727-737.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65238
Аннотация:
За последние пятьдесят лет нейронауки, сравнительная этология, социология религии, институциональная экономика существенно расширили наши представления о мотивах человеческого поведения. Побочным следствием этого расширения стал отказ, иногда полный, иногда частичный, от просвещенческой концепции Я как независимого источника действия. Вслед за ним последовала коррекция методологии изучения аффекта. Теперь сильная страсть не есть результат напряженной внутренней жизни, слабо соотнесенный с ее внешними условиями, а сложная, растянутая во времени реакция на среду. Наша убежденность в том, наши эмоции являются действительно нашими, на поверку оказалась иллюзией. Выражаясь образно: человек похож на осознающее себя полотно, на котором художник рисует нечто: полотну кажется, что оно причастно к действию, краски и образы принадлежат ему, хотя на самом деле оно здесь – претерпевающая сторона. Из всех возможных вариантов мировоззрений одна только современная теология, благодаря уловке уклонившись от процедуры радикальной научной критики, оказывается защитником тезиса о реальности сознания. В ходе исследования были применены правила дедуктивной и индуктивной логики, стандартные аналитические процедуры правила герменевтики и феноменологии. В статье предпринята попытка кратко обобщить следствия из последних работ Жан-Мари Шеффера, Дэниела Деннета и Мансура Олсона, которые касаются проблем гуманитарного изучения аффекта. Изменения, связанные с взрывным ростом знаний о поведении человека, привели к радикальной смене перспективы. Во-первых, отошла на периферию интроспекция. Наблюдения за собственными эмоциями и самостоятельный их анализ теперь слишком малопродуктивная стратегия. Во-вторых, поскольку феномен индивидуальности как минимум сомнителен, предпочтение отдается внешним обстоятельствам. Аффект представляется многосложной, растянутой во времени реакцией на раздражители среды. Наблюдение со стороны дает лучший результат в кратчайшие сроки. В-третьих, последним убежищем просвещенческих представлений о человеке оказывается современная некритическая теология, для которой полный отказ от концепции Я означает окончательное поражение.
Ключевые слова:
аффект, сильная страсть, сознание, прогресс, наука, нейроэкономика, этология, теология, критика мировоззрения., индивидуальность
Abstract:
Over the last fifty years neurosciences, comparative etiology, social studies of religion and institutional economy
have significantly extended our views on the motives of human behavior. The ‘side-effect’ consequence of such
an extension is a denial, full or partial, from the Enlightenment concept of Self as an independent source of action.
Methodology of studying the affect followed, too. Now the ‘strong passion’ is viewed not as a result of tensed internal
life that has very little connection with the external environment but a difficult and prolonged response to the environment.
Our belief that our emotions are actually hours has turned out to be just an illusion. Figuratively speaking, human
is like a canvas used by an artist for creating a painting. The canvas ‘thinks’ that it has something to do with the
action and that all paints and images belong to it but this is not quite true. Out of possible variants of word views only
modern theology defends the thesis about the reality of consciousness. In the course of research the author applies
the rule of deductive and inductive logic, standard analytical procedures and rules of hermeneutics and phenomenology.
The author of the article also makes an attempt to summarize conclusions made on the basis of the latest works
by Jean-Marie Sheffer, Daniel Dennet and Mansur Olson who touched upon the problems of studying the affect in the
humanities. Changes caused by the rapid growth of knowledge about human behavior have led to the radical shift of
the perspective. First of all, introspection has lost its popularity. Self-observation and self-analysis of emotions is now
quite a low-effective strategy. Secondly, preference is given to the external circumstances since the phenomenon of
individuality appears to be rather doubtful. The affect is shown as a complex and prolonged response to the environment
and therefore usual observation provides better results in better terms. Thirdly, the last ‘shelter’ of the Enlightenment
views on human is the modern ‘non-critical’ theology that views a full denial of the Self theory as something
which would mean the final and complete failure of humanistic views on the affect.
Keywords:
affect, strong passion, consciousness, progress, science, neuroeconomics, etiology, theology, critics of the world view, individuality.