Правильная ссылка на статью:
Р.Н. Пархоменко.
Дихотомия политического К. Шмитта
// Психология и Психотехника.
2013. № 4.
С. 380-389.
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.4.62642 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=62642
Аннотация:
В статье рассматривается теория политики Карла Шмитта (1888-1985), которую он развивал, помимо прочего, в следующих двух работах: «Политическая теология» (1922) и «Понятие политического» (1927). По мысли Шмитта, понятие политического можно определить только тогда, когда мы сформулируем специфически политические критерии и категории. В качестве такого специфически «политического различения» Шмитт вводит понятия «друга» и «врага», чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения и разделения, ассоциации и диссоциации. По его мнению, подобное различение может существовать как теоретически, так и практически, независимо от того, используются ли одновременно моральные, эстетические, экономические или иные виды различений. При этом речь не идет о моральной или эстетической оценке «врага» — самым важным здесь является тот момент, что враг выступает как «чужой» по отношению к определенной политической системе. В ходе рассмотрения политической мысли Шмитта показывается, что понятие политического, описываемого с помощью дихотомии «друг-враг», определило весь ход дальнейшего развития его теоретической мысли. Шмитт всю свою жизнь свято верил в необходимость создания политически сильного, даже авторитарного типа государства. Эта установка, в конечном итоге, повлияла как на его концепцию философии права, так и вызвала неприятие им традиций либерализма западного образца.
Ключевые слова:
психология, Карл Шмитт, государство, друг, враг, политика, мораль, общество, либерализм, Европа.
Abstract:
The article is devoted to Carl Schmitt’s (1888-1985) theory of politics mostly developed by him in his two
works, ‘Political Theology’ (1922) and ‘The Concept of the Political’ (1927). According to Schmitt, the concept of the
political can be defined only when we establish specific political criteria and categories. As a particular ‘political
distinction’, Schmitt introduces the terms ‘friend’ and ‘enemy’ to denote the highest degree of intensity of connection
and disconnection, association and dissociation. To his opinion, such a distinction can exist both in theory and practice
disregarding whether moral, esthetical, economic or other kinds of distinction are used simultaneously. At the same time, this isn’t about the moral or esthetic evaluation of the ‘enemy’. The most important point here is that the enemy
acts as the ‘Other’ with regard to a particular political system. In the course of researching Schmitt’s political concepts,
it is shown that the definition of the ‘political’ described with the help of the ‘friend-enemy’ dichotomy defined the
entire process of further theory development. All his life Schmitt believed into a need to create a politically strong or
even authoritarian type of a state institution. Such a belief actually influenced both his concept of philosophy of law
and made him despite liberal traditions of the West.
Keywords:
psychology, Carl Schmitt, state institution, friend, enemy, politics, morals, society, liberalism, Europe.