Философия культуры
Правильная ссылка на статью:
И. И. Евлампиев
Европейская традиция в современной русской философии
// Культура и искусство.
2012. № 4.
С. 32-40.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=61217
Аннотация:
в статье дается характеристика воззрений некоторых ярких представителей современной российской философии, которых можно назвать современными западниками. Показано, что указанные мыслители сочетают в своем творчестве идеи западной философии с традициями русской мысли. Одним из самых заметных мыслителей поздней советской эпохи является Мераб Мамардашвили. Важнейшая идея Мамардашвили тесная взаимосвязь личности и мира: с одной стороны, мир зависит от личности и поэтому к нему неприменимы формы классической рациональности, с другой стороны, личность должна признать свою зависимость от «божественного измерения» мира. Владимир Бибихин доказывал, что главное качество личности не обособленность от мира, а открытость ему; на этой основе Бибихин резко критиковал западную цивилизацию. Карен Свасьян, развивая философские идеи Ф. Ницше и О. Шпенглера, также говорит о необратимом кризисе западной культуры. Как и Бибихин, он утверждает, что причина этого кризиса связана с искажением христианского мировоззрения, произошедшим в исторической церкви. Рассмотрено творческое развитие современного философа и писателя Владимира Кантора. В русской истории он видит противостояние стихии и цивилизации. Прогрессивное развитие России он видит в постепенном внедрении идеи права в общественную жизнь, укрощающее «стихию» народной жизни и деспотический произвол власти.
Ключевые слова:
культурология, традиция, западничество, русская философия, М. Мамардашвили, В. Бибихин, К. Свасьян, В. Кантор, Россия, Западная Европа.
Abstract:
The article provides a description of several bright
Russian philosophers of the modern times who can be also
called modern Westerners. It is shown that in their creative
work the above mentioned philsophers manage to combine
Western philosophical concepts with the traditional ideas of
Russian philosophy. One of the brightest philosophers of the
late Soviet era was Merab Mamardashvili. The most important
Mamardashvili’s concept was the close connection betwee
personality and the world: on one hand, world depends on
personality and this is why classical rationality cannot be applied
to it. On the other hand, personality must admit its dependence
on the ‘divine dimension’ of the world. Vladimir Bibikhin proved
that the main quality of personality is not isolation but opennness
for the world. Based on that concept, Bibikin critisized Western
civilization. Developing Friedrich Nietzsche’s and Oswald
Spengler’s ideas, Karen Swassjan aso talked about incovertible
crisis of Western culture. Just like Bibikhin he insisted that the
crisis was caused by distortion of the Christian outlook which
had happened in the history of church. The author also described
creative development of another modern philospher and writer
– Vladimir Kantor. Kantor viewed Russian history as the
opposition between environmental powers and civilization. In his
opinion, progressive development of Russia depends on gradual
introduction of the concept of right into social life which would
tame the power of people’s life and despotism of government.
Keywords:
cultural studies, tradition, Westernism, Russian Philsophy, Merab Mamardashvili, Vladimir Bibikhin, Karen Swassjan, V. Kantor, Russia, Western Europe.