Международные отношения: системы взаимодействия
Правильная ссылка на статью:
Исмаилов С.
Сравнительный анализ американской и российской моделей мягкой силы в арабском регионе на примере Королевства Марокко
// Право и политика.
2024. № 12.
С. 123-131.
DOI: 10.7256/2454-0706.2024.12.72695 EDN: IBRDIN URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72695
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: IBRDIN
|
Аннотация:
Предметом исследования является анализ американской и российской типов мягкой силы в арабском мире на примере Королевства Марокко. Введя понятие «мягкой силы» в политической науке, американский политолог Джозеф Най наполнил этот термин такими либеральными ценностями как демократия, свобода слова, индивидуализм, секуляризм и так далее. Однако концепция мягкой силы является больше социально-конструируемым понятием, нежели западно-либеральным, так как мягкая сила основана на привлекательности, а сами ценности и идеи, которые могут привлекать, не являются однородными по всему миру. Например, российская мягкая сила состоит из таких ценностей, как уважение чувств верующих, запрет пропаганды ЛГБТ, анти-колониализм. По этой причине сравнительный анализ двух разных концепций мягкой силы на примере Королевства Марокко может принести интересную перспективу в изучении понятия мягкой силы и глобально-политических процессов в целом. При проведении исследования авторы применяли методы стандартизированного индивидуального интервью для получения и анализа информации и основных сведений. Метод сравнительного анализа был использован для изучения информации и подведения итогов статьи. Научная новизна данной статьи обусловлена двумя факторами: во-первых, концепция мягкой силы рассматривается не как понятие либеральной школы международных отношений, а как социально-конструируемый концепт. Во-вторых, сравнительный анализ американской и российской моделей мягкой силы в арабском регионе, в частности на примере Марокко, мало изучен в научно-политической литературе. Автор приходит к выводу, что либеральные идеи, формирующие мягкую силу США, не находят поддержки в марокканском обществе, где во главу угла ставятся ценности социальной гармонии общества и религии. Также американские образовательные институты часто игнорируют потребности марокканского общества, так как многие из них не преподают дисциплины Islamic&Arabic studies, которые являются краеугольным камнем марокканского общества. Вдобавок постоянная поддержка Вашингтона государства Израиль в конфликте с Палестиной также вызывает раздражение среди марокканцев. В сравнении с американской моделью мягкой силы, российский тип мягкой силы выглядит для марокканцев привлекательным ввиду защиты чувств верующих, традиционных отношений, ценностей семьи и поддержки признания государства Палестины.
Ключевые слова:
Мягкая сила, США, Россия, Марокко, Ценности, Общество, Образование, Религия, Арабский мир, Развитие
Abstract:
The article is devoted to the study of American and Russian types of soft power in the Arab world using the example of the Kingdom of Morocco. Introducing the concept of "soft power" in political science, American political scientist Joseph Nye filled this term with the liberal values such as democracy, freedom of speech, individualism, secularism, and so on. However, the concept of soft power is more of a socially constructed concept than a Western liberal one, since soft power is based on attractiveness, and the values and ideas themselves that can attract are not identical throughout the world. For example, Russian soft power consists of such values as respect for the feelings of believers, a ban on LGBT propaganda, and anti-colonialism. The author concludes that liberal ideas that form the soft power of the United States do not find support in Moroccan society, where the values of social harmony and religion are put at the forefront. Also, American educational institutions often ignore the needs of Moroccan society, as many of them do not teach Islamic and Arabic studies, which are the cornerstone of Moroccan society. In addition, Washington's constant support for the state of Israel in the conflict with Palestine also causes disappointment among Moroccans. Compared with the American model of soft power, the Russian type of soft power seems attractive to Moroccans due to the protection of religious feelings, traditional relations, family values, and support for the recognition of the state of Palestine. In conducting the study, the authors used standardized individual interview methods to obtain and analyze information and basic data. In addition, control interviews were conducted to clarify the information. The comparative analysis method was used to study the information and summarize the main conclusions of the article.
Keywords:
Arab world, Religion, Studies, Society, Values, Morocco, Russia, USA, Soft power, Development