Библиотека
|
ваш профиль |
Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Исмаилов С.
Сравнительный анализ американской и российской моделей мягкой силы в арабском регионе на примере Королевства Марокко
// Право и политика.
2024. № 12.
С. 123-131.
DOI: 10.7256/2454-0706.2024.12.72695 EDN: IBRDIN URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72695
Сравнительный анализ американской и российской моделей мягкой силы в арабском регионе на примере Королевства Марокко
DOI: 10.7256/2454-0706.2024.12.72695EDN: IBRDINДата направления статьи в редакцию: 12-12-2024Дата публикации: 05-01-2025Аннотация: Предметом исследования является анализ американской и российской типов мягкой силы в арабском мире на примере Королевства Марокко. Введя понятие «мягкой силы» в политической науке, американский политолог Джозеф Най наполнил этот термин такими либеральными ценностями как демократия, свобода слова, индивидуализм, секуляризм и так далее. Однако концепция мягкой силы является больше социально-конструируемым понятием, нежели западно-либеральным, так как мягкая сила основана на привлекательности, а сами ценности и идеи, которые могут привлекать, не являются однородными по всему миру. Например, российская мягкая сила состоит из таких ценностей, как уважение чувств верующих, запрет пропаганды ЛГБТ, анти-колониализм. По этой причине сравнительный анализ двух разных концепций мягкой силы на примере Королевства Марокко может принести интересную перспективу в изучении понятия мягкой силы и глобально-политических процессов в целом. При проведении исследования авторы применяли методы стандартизированного индивидуального интервью для получения и анализа информации и основных сведений. Метод сравнительного анализа был использован для изучения информации и подведения итогов статьи. Научная новизна данной статьи обусловлена двумя факторами: во-первых, концепция мягкой силы рассматривается не как понятие либеральной школы международных отношений, а как социально-конструируемый концепт. Во-вторых, сравнительный анализ американской и российской моделей мягкой силы в арабском регионе, в частности на примере Марокко, мало изучен в научно-политической литературе. Автор приходит к выводу, что либеральные идеи, формирующие мягкую силу США, не находят поддержки в марокканском обществе, где во главу угла ставятся ценности социальной гармонии общества и религии. Также американские образовательные институты часто игнорируют потребности марокканского общества, так как многие из них не преподают дисциплины Islamic&Arabic studies, которые являются краеугольным камнем марокканского общества. Вдобавок постоянная поддержка Вашингтона государства Израиль в конфликте с Палестиной также вызывает раздражение среди марокканцев. В сравнении с американской моделью мягкой силы, российский тип мягкой силы выглядит для марокканцев привлекательным ввиду защиты чувств верующих, традиционных отношений, ценностей семьи и поддержки признания государства Палестины. Ключевые слова: Мягкая сила, США, Россия, Марокко, Ценности, Общество, Образование, Религия, Арабский мир, РазвитиеAbstract: The article is devoted to the study of American and Russian types of soft power in the Arab world using the example of the Kingdom of Morocco. Introducing the concept of "soft power" in political science, American political scientist Joseph Nye filled this term with the liberal values such as democracy, freedom of speech, individualism, secularism, and so on. However, the concept of soft power is more of a socially constructed concept than a Western liberal one, since soft power is based on attractiveness, and the values and ideas themselves that can attract are not identical throughout the world. For example, Russian soft power consists of such values as respect for the feelings of believers, a ban on LGBT propaganda, and anti-colonialism. The author concludes that liberal ideas that form the soft power of the United States do not find support in Moroccan society, where the values of social harmony and religion are put at the forefront. Also, American educational institutions often ignore the needs of Moroccan society, as many of them do not teach Islamic and Arabic studies, which are the cornerstone of Moroccan society. In addition, Washington's constant support for the state of Israel in the conflict with Palestine also causes disappointment among Moroccans. Compared with the American model of soft power, the Russian type of soft power seems attractive to Moroccans due to the protection of religious feelings, traditional relations, family values, and support for the recognition of the state of Palestine. In conducting the study, the authors used standardized individual interview methods to obtain and analyze information and basic data. In addition, control interviews were conducted to clarify the information. The comparative analysis method was used to study the information and summarize the main conclusions of the article. Keywords: Soft power, USA, Russia, Morocco, Values, Society, Studies, Religion, Arab world, DevelopmentВведение: На протяжении всей истории отношения между западными странами и арабским миром представлялись собой непростыми. Проблемы признания палестинского государства, американские военные интервенции в арабский регион, разные идеалы и ценности, которые продвигаются на Западе и в арабском мире, – все это является лишь небольшим углублением в комплексные отношения между двумя регионами. Концепция мягкой силы предполагает, что сила в международных отношениях необязательно представляет собой принудительно-силовой характер. Понятие мягкой силы продвигает идею, согласно которой государство может реализовывать свои внешнеполитические цели за счёт привлекательности, а не принуждения. Джозеф Най – американский политолог, который ввел понятие мягкой силы в политическую науку – подчеркивал, что мягкая сила зиждется на идее привлекать и убеждать, а не принуждать [1, 95]. Концепция мягкой силы, которую изначально разработал Джозеф Най, очевидно страдает от либерально-западного угла анализа, так как сам Най не рассматривал незападные ценности как привлекательные. По его мнению, только либеральные ценности, такие как демократия, свобода слова, индивидуальные свободы могут производить мягкую силу [2, 6-9]. С другой стороны, мягкую силу можно и нужно рассматривать как социально-конструируемое понятие, так как согласно теории культурной относительности, каждая страна имеет собственную культуру с идеалами, нормами и ценностями, которые складывались из покон веков [3, 79-80]. Именно по этой причине сложно согласиться с идеей Ная, что исключительно либеральные ценности могут быть привлекательными, так как многие другие культуры не разделяют западные идеалы. В качестве сравнения можно привести российскую модель мягкой силы, где во главу угла ставятся ценности семьи и социальной гармонии, традиционных отношений, защиты чувств верующих. [4] Таким образом, можно увидеть, что каждое государство наполняет свою мягкую силу такими ценностями, которые формировались на протяжении ее истории. Итак, исходя из информации, проанализированной выше, будет интересно изучить, как американские ценности, которые формируют мягкую силу стран не только США, но и глобального Запада в целом, воспринимаются в арабском мире в сравнении с российскими ценностями. Для проведения сравнительного анализа страной из арабского мира является Королевство Марокко, в которой был проведен опрос для данной статьи. Научная новизна статьи обусловлена двумя факторами: во-первых, концепция мягкой силы еще мало изучена в политической науке с точки зрения конструктивистской теории. Во-вторых, в отечественной литературе не так много исследований, посвященных анализу различных моделей мягкой силы в арабском мире в целом и в Королевстве Марокко в частности. В качестве цели исследования мы должны будем проанализировать, почему американские ценности мягкой силы в арабском мире являются неэффективными в сравнении с российскими идеалами и нормами. Для достижения главной цели статьи был проведен ряд интервью со свободными ответами на открытые вопросы с 25 респондентами из Марокко. Респонденты были выбраны по следующим критериям: а) люди в возрасте от 18 до 65 лет; б) они проживают в Марокко; в) должны быть представлены и мужчины, и женщины. Для исследования в основном применялись методы стандартизированного индивидуального интервью для получения информации и основных сведений. Затем также проводились и контрольные интервью для уточнения информации. Совокупность интервью, которые были проведены для сбора и анализа информации, проводились в период с октября 2023 года по июнь 2024 года. Затем был использован метод сравнительного анализа для изучения данных и подведения итогов.
Основная часть: В первую очередь, участникам интервью из Марокко было предложено сравнить влияние американской и российской культур в их стране. Респонденты заявили, что американское влияние в Марокко ощущается намного больше, чем российское. Однако они также подчеркнули, что посредством экономических и культурных отношений США стремятся изменить арабскую культуру, общество и людей, сделать их светскими и более «западными людьми». По мнению опрошенных людей, западные политики делают это, потому что считают, что западные люди превосходят арабов, и, следовательно, убеждены, что могут указывать им, как жить, когда это абсолютно неправильно и неприемлемо. Это объяснение, данное респондентами, подчеркивает концепцию американского этноцентризма, которая, согласно ответам респондентов, навязывается людям из Марокко [5, 428-430]. Также особую роль в данном восприятии играет концепция Ориентализма, введенная в политическую науку исследователем Эдвардом Саидом [6, 197]. Саид развивал концепцию Ориентализма как понятие, которое конструирует «Восток» как противоположность «Западу». Например, люди Востока могут быть охарактеризованы западными СМИ как экзотические, эмоциональные, отсталые, гедонистические, нерациональные и т. д. Это контрастирует с более позитивными атрибутами, обычно связанными с Западом, такими как рациональность, мужественность, цивилизованность и современность. В продолжение темы, большинство опрошенных марокканцев дали пример американских фильмов, где подчеркивается превосходство американской культуры над арабской. Многие респонденты из Марокко подчеркнули, что в западных фильмах арабы зачастую изображаются необразованными варварами. Вдобавок ко всему, многие респонденты подчеркнули, что иногда они расстраиваются, когда видят американские фильмы о военных интервенциях США в арабском регионе, где американские солдаты изображаются как жертвы. Это разочарование ощутимо, поэтому неправильно недооценивать, как западные, особенно американские фильмы, усиливают антизападные чувства в арабском регионе в целом и в марокканском обществе в частности. Можно также отметить, что в своей статье марокканский автор Дрисс Ридуани [7, 4-12] тоже утверждают и приводит примеры того, как арабский народ изображается в негативном свете в западных фильмах и средствах массовой информации, что заставляет арабов чувствовать себя неполноценными по сравнению с западными людьми и культурой. В то же время, большинство респондентов заявили, что не чувствуют никакого навязывания культуры и этноцентризма со стороны России. Более того, опрошенные марокканцы склонны соглашаться с антиколониальной риторикой президента России Владимира Путина, где Президент РФ продвигает идею о широком распространении американского неоколониализма в мире и необходимости борьбы с ним. [8] Касательно политической легитимности их правительства, респонденты из Марокко пришли к консенсусу, что политическая легитимность марокканской политической власти связана с экономическим и социальным развитием, а не с демократией и гражданскими свободами. Общим мнением было то, что первая необходимость для людей — это иметь право и возможности на качественную социально-экономическую жизнь. Они также подчеркнули, что им категорически не нравится продвижение демократии, которое западные страны, в частности США, пытаются им навязать в том числе путем военных интервенций, поскольку для многих арабских народов это традиция иметь короля так же, согласно их ответам, как и харам не уважать или открыто критиковать короля. Респонденты прямо подчеркнули, что основными ценностями для них являются Бог, страна и король. Интересы общества всегда на первом месте для марокканцев, а не интересы отдельных лиц, поскольку социальная гармония и вера в семью являются их основными ценностями. По мнению респондентов, в западных странах, особенно в США, существуют другие ценности в этом отношении (светскость власти и индивидуализм). На контрасте с ценностями США, марокканские респонденты очень положительно отзывались о российских ценностях. Большинство респондентов заявили, что российские ценности и культура им ближе, поскольку российское общество также основано на уважении религиозных чувств, морали, интересах общества и духовных ценностях. Также во время проведенных интервью была поднята тема об американских образовательных учреждениях, находящихся в Королевстве Марокко. Большинство марокканских респондентов критиковали американские школы (например, George Washington Academy) в первую очередь за то, что они не преподают такие важные предметы, как Arabic и Islamic Studies, которые являются краеугольным камнем марокканского общества. Респонденты утверждали, что, не преподавая эти предметы, американские школы пытаются превратить арабских студентов в «западных людей», навязывая им западные ценности и образ жизни. Что особенно важно, они заявили, что они также убеждены, что эти школы существуют не для образовательных целей, поскольку в этом случае «образование в таких школах не стоило бы так дорого». Участники интервью ничего не смогли сказать о российских образовательных учреждениях, так как таковые в Королевстве Марокко отсутствуют, что позволяет делать вывод о низкоэффективном продвижении инструментов российской мягкой силы в Марокко. Наконец, также был поднят вопрос о Израиле-палестинском конфликте. Разумеется, данная тематика относится больше к понятию hard power, нежели soft power, однако если позиция, которую страна занимает в этом конфликте, является привлекательной для жителей Марокко, это будет мощным инструментом мягкой силы. В первую очередь, марокканские респонденты подчеркнули, что постоянная поддержка США государству Израиль вызывает у них раздражение. Далее на примере Палестины участники опроса объяснили, что США не намерены защищать арабские страны, поскольку это не является стратегическим интересом Америки. Подчеркивая, что американские военные базы находятся и в Марокко, они не чувствуют, что американские военные будут защищать марокканское государство и общество. Респонденты добавили, что палестинский вопрос также заставляет их думать, что США больше не является надежным партнером. В подтверждение данного аргумента, можно сослаться на работу Анны Хэмм [9, 1-3], где автор также изучал этот вопрос и проводил опросы общественного мнения в арабских странах, таких как ОАЭ, Египет, Саудовская Аравия, Бахрейн и некоторых других. Авторы пришли к выводам, что: а) большинство арабов больше не считают США надежным партнером после 7 октября 2023 года; б) большинство респондентов заявили, что арабским странам следует больше рассчитывать на Россию и Китай как на политических и экономических партнеров. Далее респонденты поразмышляли, почему их правительства сотрудничают и следуют западному руководству, хотя между обществами этих двух стран существуют культурные и идеологические различия. Интересный ответ, который дали некоторые респонденты, состоял в том, что США различают арабские страны по критерию «хорошие арабские страны» и «плохие арабские страны» (цитата из некоторых проведенных интервью). Первые — это те, кто принимает американское лидерство. Вторые — те, кто его не принимает. Респонденты из Марокко заявили, что их страна относится к первой группе. Ко второй относятся такие страны, как Афганистан, Ирак, Ливия и Сирия. Респонденты прямо заявили, что, если их страна не последуют лидерству США, они рискуют получить острый политический и, возможно, военный кризис в своей стране, как это было в случае с государствами из второй группы арабских стран. Вывод, который можно сделать из собранной информации, заключается в том, что отношения Марокко, в частности, с США основаны не на привлекательности или американской мягкой силе как таковой, а скорее на чувстве страха, что война может прийти в их страну. В Королевстве Марокко это ощущается особенно остро, поскольку марокканское государство испытывает постоянную напряженность с Алжиром из-за конфликта по Западной Сахаре. В текущем опросе респонденты также подчеркнули, что им импонирует позиция российского правительства в палестинском вопросе, поскольку Кремль неоднократно заявлял, что палестинские территории должны быть освобождены, так же, как и должна быть выполнена резолюция №194 Генеральной Ассамблеи ООН, а сама Палестина должна быть признана независимым государством в границах проекта ООН 1947 года [10]. Таким образом, вопрос Палестины также имеет важное значение в негативном восприятии США и в позитивном восприятии России в марокканском обществе. Более того, особенно после эскалации на Ближнем Востоке, которая началась 7 октября 2023 года, большинство респондентов подчеркнули, что видят в России надежного партнера с моральными и духовными ценностями. Вот почему большинство респондентов из Марокко заявили, что они хотели бы расширить свое культурное, экономическое и политическое сотрудничество с Россией. Выводы: Подводя краткий итог каждому аргументу, мы приходим к следующим выводам, почему американские ценности мягкой силы в арабском мире на примере Марокко не являются эффективными на фоне российских идеалов и ценностей, формирующих мягкую силу России: 1. Марокканцы не находят американский тип мягкой силы привлекательным с их ценностями воук культуры, индивидуализма и секуляризма, идущими против арабских ценностей, таких как традиционные отношения, важность социальной гармонии и роль религии в обществе. В тоже время они находят Россию страной с моральными и духовными ценностями, где общество, семья и социальная гармония являются основой государства 2. Марокканцы подчеркивают, что мягкая сила, которую Вашингтон реализовывает через свои образовательные учреждения, идет против основных принципов арабо-мусульманского общества. Например, во многих американских образовательных учреждениях в Марокко не преподают Islamic и Arabic studies, из-за чего марокканские дети отдаляются от собственной культуры и становятся более «западными» людьми. Помимо этого, цена за обучение в американских школах стоит очень больших денег, и респонденты подчеркнули, что, если бы стояла цель образовывать марокканское население, образование «не стоило бы так дорого». Ввиду отсутствия российских институтов мягкой силы в Марокко, мы можем сделать вывод, что Москва пока не пользуется возможностью более эффективного распространения своей мягкой силы в Королевстве Марокко. 3. Палестинский вопрос имеет очень важное значение для марокканского общества. Они критикуют США за их постоянную поддержку Израиля и не признание государства Палестины. Такая позиция вызывает раздражение в марокканском обществе и, следовательно, не может генерировать мягкую силу США в Марокко. В то же время постоянная поддержка Кремля становлению и признанию палестинского государства является мощным источником российской мягкой силы в марокканском обществе. 4. В марокканском обществе чувствуется определенный страх в отношении Вашингтона, поскольку марокканцы опасаются военного конфликта. По этой причине, как они считают, правительство Марокко предпочитает сотрудничать с США, а не конфликтовать с ними, несмотря на все культурные различия. Однако все больше марокканских людей считают западные страны, особенно США, ненадежным партнером, особенно после того, как 7 октября 2023 года началась эскалация на Ближнем Востоке. На контрасте все больше людей в арабском мире, в том числе марокканцев, видят в России более надежного и перспективного партнера.
Библиография
1. Най, Дж. Публичная дипломатия и мягкая сила. AAPSS, Анналы, 616, 2008. С. 94-109.
2. Китинг, К. Качмарска, К. Консервативная мягкая сила: либеральный уклон мягкой силы и скрытая привлекательность России // JIRD, 2017. С. 1-22. 3. Хэйвуд, Э. Глобальная Политика. Palgrave Foundations, 2011. 560 c. 4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Консультант Плюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ 5. Мaтар, Х. Лимиты американской мягкой силы в арабском мире (2003-15). Современные отношения в арабском мире, 2016. С. 428-444. 6. Саид, Э. Ориентализм. Vintage Books, A Division of Random House, Нью-Йорк, 1979, 369 стр. 7. Ридуани, Д. Представление арабов и мусульман в западных СМИ. RUTA, № 3. 2011, 15 с. 8. Путин назвал суть современного неоколониализма. РБК, 2024, URL: https://www.rbc.ru/politics/07/06/2024/666317b19a79471020faac6c 9. Хэм, Рэдлих, Макдонау. С вниманием к Газе: Россия и Китай продолжают экономическую интеграцию в арабские государства. Вашингтонский институт. Форум Фикра, 4 стр. 10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №194, URL: https://www.refworld.org/legal/resolution/unga/1948/en/8683 References
1. Nye, J. (2008). Public Diplomacy and Soft Power. AAPSS, Annals, 616, 94-109.
2. Keating, C., & Kaczmarska, K. (2017). Conservative soft power: liberal soft power bias and the hidden attraction of Russia, pp. 1-22. JIRD. 3. Heywood, E. (2011). Global Politics. Palgrave Foundations. 4. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 N 809 "On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". Consultant Plus. Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ 5. Matar, H. (2016). The Limits of American Soft Power in the Arab World (2003-15). Contemporary Arab Affairs 9(3), 428-444. 6. Said, E. (1979). Orientalism. Vintage Books, A Division of Random House. New York. 7. Ridouani, D. (2011). “The Representation of Arabs and Muslim in the Western Media”. RUTA, 3, 15. 8. Putin named the essence of modern neocolonialism. RBC, 2024. Retrieved from https://www.rbc.ru/politics/07/06/2024/666317b19a79471020faac6c 9. Hamm. A., Redlich, R., & McDonough, F. (2024). With attention on Gaza, Russia and China continue Economic and Military inroads in Arab States. The Washington Institute. Fikra Forum. 10. UN General Assembly Resolution No. 194. Retrieved from https://www.refworld.org/legal/resolution/unga/1948/en/8683
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью, несмотря на некоторые её недостатки, можно квалифицировать в качестве научной работы, отвечающей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты будут интересны для политологов, социологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Право и политика». По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации ПОСЛЕ УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ. |