Философия культуры
Правильная ссылка на статью:
Усачев А.В.
Творчество И.А. Бунина и европейская метафизика
// Культура и искусство.
2019. № 7.
С. 12-25.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.30201 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30201
Аннотация:
Объектом исследования является творчество И.А. Бунина в послевоенный период. Предметом исследования является роман "Жизнь Арсеньева" и наиболее характерные рассказы: "Митина любовь", "Машенька", сборник "Тёмные аллеи", в которых наиболее ярко выразила себя зависимость автора от европейских концептов, широко обсуждаемых в современной философии. А именно: "выдвинутость в Ничто", "статус природы в мировосприятии человека", а так же "время как основополагающая категория в восприятии феноменов мира. Проявлен интерес к образам, которые уникально фиксируют известные понятия европейской метафизики. Методология исследования основана на наиболее близких друг другу методических подходах. Основой является компаративный метод, который складывается из сравнения разного звучания и понимания одних и тех же категорий и образов в литературном и философским дискурсах. Историко-генетический метод позволяет проследить развитие понятия или образа от страницы к странице, от рассказа к рассказу, а так же в различные периоды творчества. Текст состоит из философских категорий и понятий, которым даны разъяснения и иллюстрации из рассказов и повестей русского писателя И.А. Бунина. Такие понятия как «отсутствие», «революция», «отсрочка», «ничто», «экзистенция» находят в материале литературы писателя текстовые раскрытия и подтверждение своей существенности. Сколько-нибудь известных комментариев о философии Бунин не давал, тем интереснее прослеживать его зависимость в творчестве от этих понятий. Русский писатель предстает перед нами не только крупным поэтом и прозаиком, но и европейским интеллектуалом, который опосредованно использует ключевые понятия и конструкции для своего творчества.
Ключевые слова:
экзистенция, литература, поэзия, бытие, ничто, сущность, природа, философия, дискурс, феноменология
Abstract:
The object of the study is I.A. Bunin's creation in the postwar period. The subject of the study is the novel The Life of Arseniev and most significant stories Mitya's Love, Mashenka, collection of short stories Dark Avenues, in which author's dependence on European concepts, extensively discussed in modern philosophy, expressed itself most vividly, specifically, 'nothingness', 'status of nature in human perception of the world', and also 'time as a fundamental category in the perception of the phenomena of the world'. The interest in images, which uniquely fix the well-known concepts of European metaphysics, was shown. The methodology of the study is based on the closest to each other methodological approaches. A comparative method is a basic one, which consists of a comparison of different understandings of the same categories and images in literary and philosophical discourse. A historical-genetical method allows tracing the development of a concept or an image from page-to-page, novel-to-novel, and also in different periods of creative work. The text consists of philosophical categories and concepts which are clarified and illustrated with images from I.A. Bunin short novels. Such concepts as 'absence', 'revolution', 'respite', 'nothing', 'existence' expose and confirm its essentiality in author's literary material. Bunin did not give any famous comments on philosophy, due to this fact it is more interesting to trace his dependence on these concepts in his work. Russian writer appears not only as a great poet and novelist but also a European intellectual, who indirectly uses the key concepts and construction in his creative work.
Keywords:
discourse, philosophy, nature, essence, nothing, being, poetry, literature, existence, phenomenology