Петров В.О. —
Музыкальная тишина и шумовая музыка Джона Кейджа: принципы интеграции шума в музыкальную композицию
// Культура и искусство. – 2015. – № 5.
– С. 479 - 490.
DOI: 10.7256/2454-0625.2015.5.16026
Читать статью
Аннотация: Как известно, в 1913 году итальянским композитором, художником и поэтом Луиджи Руссоло под влиянием футуристов был написан манифест «Искусство шумов», который в среде перформансистов и любых «передовых» деятелей культуры того времени, утвердил точку зрения, что источником звука может стать все, что угодно и, в первую очередь, разного рода предметы, машины и аппараты, а также — рычание, визг, шепот, рев, грохот чего-либо. Особую роль шум и эстетика шума в целом сыграли в творческом наследии одного из самых радикальных новаторов в музыке ХХ века, американского композитора Джона Кейджа, ставшего отрицать тональность вообще, прибегая к шумовому наполнению своих музыкальных композиций. На своем пути интеграции шума в музыку Кейдж прибегнул к четырем основным принципам: 1) создание препарированного фортепиано, 2) изобретение новых или включение в исполнение своих произведений неиспользованных до этого инструментов и нетрадиционного применения человеческого голоса, 3) использование электронных средств подачи звука (компьютерная, конкретная музыка), 4) полная замена музыки шумами.
Методология статьи базуируется на комплексном подходе к таким макропонятиям, как "шум в музыке" и "музыкальная тишина", адептом которых и стал Кейдж. Также использован аналитический метод, касающийся анализа конкретных опусов композитора. В качестве вывода отметим, что ярчайший новатор в музыке Джон Кейдж создал сначала внутри себя, внутри собственной философии совершенно индивидуальный мир, который впоследствии словно обрушил на огромное количество публики, воспринявшей или не воспринявшей эти новации, эти идеи и концепты, но в любом случае, он совершил важный прорыв в аспекте понимания феномена музыки и ответа на извечный вопрос «Что есть музыка?». А может быть она, действительно, — только Шум?
Abstract: As it is well-known, in 1913 an Italian composer, artist and poet Luigi Russolo, being influenced by the futurists of those times, wrote his manifesto "The Art of Noises". Among the performers and all "advanced" cultural figures of those times the manifesto introduced the view that the musical sound could be created by anything, first of all, all kinds of machines and devices, and the sound could also be a growling, scream, whisper, roar, rumble, etc. Noise and aesthetics of noise had a special influence on the creative heritage of one of the most radical innovators in music of the XXth century, American composer John Cage who denied tonation in general and used only the noise in his musical compositions. On his way to the integration of noise into music, Cage followed the following four principles: 1) creation of a so-called prepared piano, 2) invention of new instruments or involvement of instruments that had never been used in music before, as well as a non-traditional use of human voice; 3) implementation of electronic means of sound transmission (computers or concrete music), 4) complete replacement of music with noises. The methodology of the research is based on the integrated approach to such macro-terms as "noise in music" and "musical silence" introduced and first used by John Cage. The author has also used the analytical method for the analysis of specific works created by the composer. In conclusion, the author notes that being the brightest innovator in music, John Cage created a completely new world inside himself and his own philosophy. Later Cage introduced that world to the audience. Someone accepted his innovations, ideas and concepts and someone rejected them, but in any case, John Cage made an important breakthrough in understanding the phenomenon of music and answering the universal question 'What is music?'. What if music is just the Noise indeed?