Правильная ссылка на статью:
Шишов А.А..
Границы чуждости в "Диегесисе" Иоанна Анагноста
// Исторический журнал: научные исследования.
2019. № 1.
С. 45-63.
DOI: 10.7256/2454-0609.2019.1.28651 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28651
Аннотация:
Предметом исследования является "Диегесис", то есть "Повествование" Иоанна Анагноста, посвященный осаде и падению Фессалоники в 1430 г. Несмотря на то, что в поле зрения византинистов текст Иоанна Анагноста попал давно, использовался он лишь в общих трудах по истории палеологовской Византии, а также для исследования политики турок на бывших территориях империи. В данное статье автор ставит целью проанализировать отношение Иоанна Анагноста к туркам и латинянам, а также к согражданам ромеям, пережившим вместе с ним осаду Фессалоники. Автор делает попытку оценить через призму взаимоотношений "свой-чужой", насколько сильно подвергается изменениями привычная парадигма самоидентификации для византийского сознания в условиях конфликта и наступившей переходной эпохи. Основным методом исследования является сопоставление представленных Иоанном Анагностом критериев отношения к туркам и латинянам с современными ему греческими авторами, а также с византийской традицией в целом. В результате исследования автор приходит к выводу, что в условиях конфликта повышается уровень неопределенности внутри той группы, к которой относит себя Анагност, а потому отношение к чуждому элементу если и проявляется, то скорее ситуативно. В то же время на передний план выступает религиозная принадлежность Анагноста, которая позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации вокруг Фессалоники, ставшей турецким городом Селаник. в свою очередь политический и языковой элемент византийской идентичности представляются для Анагноста не существенными. На этом основании автор делает предположение, что византийская идентичность начала свою трансформацию уже задолго до падения Константинополя.
Ключевые слова:
Византийская идентичность, Иоанн Анагност, Фессалоника, Ромеи, Эллины, Христианство, Симеон Солунский, История ментальности, Византия, Историческая антропология
Abstract:
The subject of this research is the "Diegesis", that is, the "Narration" of John Anagnostes, which concerns the siege and fall of Thessalonica in 1430. Despite the fact that the text of John Anagnostes has been known to Byzantinists for a long time, it has only been used in general works on the history of Byzantium under the Paleologoi and in studies on the policies of the Turks in the former territories of the empire. In this article, the author aims to analyze the attitude of John Anagnostes towards the Turks and Latins, as well as towards his fellow Romaioi who survived the siege of Thessalonica with him. The author undertakes to evaluate, through the prism of the “friend or foe” relationship, how strongly were subject to change the usual paradigm of self-identification in the Byzantine consciousness under the conditions of conflict and a transitional period. The author's main research method is the comparison of the criteria presented by John Anagnostes for the attitude towards the Turks and Latins with those of contemporary to him Greek authors, as well as with the Byzantine tradition in general. As a result of this analysis, the author comes to the conclusion that under the conditions of conflict, the level of uncertainty increased within the group to which Anagnostes referred himself to, and as a consequence the attitude towards an alien element, if manifested, is situational. At the same time, the religious affiliation of Anagnostes, which allows adaptation to the changing situation around Thessaloniki, having become the Turkish city of Selanic, comes to the foreground. In turn, the political and linguistic elements of the Byzantine identity appear unimportant to Anagnostes. On this basis, the author makes the assumption that the Byzantine identity had begun its transformation long before the fall of Constantinople.
Keywords:
Symeon of Thessalonica, Christianity, Hellas, Romaios, Thessalonike, John Anagnostes, Byzantine identity, Mental history, Byzantium, Historical anthropology