Правильная ссылка на статью:
Ляшенко Т.М..
Страшная сказка: архетипическое содержание драмы А.П. Чехова «Три сестры»
// Филология: научные исследования.
2025. № 1.
С. 137-151.
DOI: 10.7256/2454-0749.2025.1.72674 EDN: BXQFPM URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72674
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
EDN: BXQFPM
|
Аннотация:
В качестве объекта исследования выступает драма А.П. Чехова «Три сестры» – одна из самых популярных и в то же время загадочных пьес. Предметом исследования является архетипическое содержание произведения. В течение нескольких месяцев А.П. Чехов скрупулёзно работал над текстом пьесы, вносил правки даже по ходу репетиций театральной постановки, стремясь к более точному соответствию пьесы изначальному замыслу. Трактовки, сводящие чеховский замысел к некой определённой идее, как правило, представляются крайне односторонними, в то время как драма «Три сестры» сложна и многослойна. Можно предположить, что путём насыщения пьесы случайными, на поверхностный взгляд, но значимыми в целостном восприятии деталями А.П. Чехов формирует сверхидейный смысл, благодаря чему произведение приобретает глубокий психологизм и не утрачивает своей актуальности. Сверхсмыслом, стоящим над другими идеями и установками, является архетип – образ коллективного бессознательного, который ещё до возникновения художественной литературы был воплощён в мифах и сказках. Методология архетипического подхода к литературному тексту берёт своё начало в трудах К.Г. Юнга. Если рассматривать драму «Три сестры» с позиций архетипического анализа, то многое из того, что кажется в пьесе странным, получает довольно внятное объяснение, а детали, представляющиеся «случайными», занимают важное место в общей структуре произведения. Архетипический анализ также позволяет получить ответ на вопрос, отчего сам автор называл драму «Три сестры» «водевилем» и «весёлой комедией». Комическое в пьесе восходит к теории несоответствия, сформулированной в трудах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Чехов создаёт фантасмагорический мир, полусказку-полубыль, в которой осмысливается проблема столкновения человека со смертностью, бренностью, временным характером всего сущего: все переживания и беды героев в конце концов обесцениваются, превращаются в ничто.
Ключевые слова:
волшебная сказка, тема смерти, теория несоответствия, природа комического, архетипический анализ, драма, А.П. Чехов, архетип сестры, случайная деталь, магический реализм
Abstract:
The object of the study is A.P. Chekhov's drama "Three Sisters" – one of the most popular and at the same time mysterious plays. For several months, Chekhov scrupulously worked on the text of this work, making edits even during rehearsals of the theatrical production, striving for a more accurate correspondence of the play to the original idea. Interpretations that reduce Chekhov's plan to a certain idea, as a rule, seem extremely one-sided, while the drama "Three Sisters" is complex and multi-layered. It can be assumed that by saturating the play with random, at a superficial glance, but significant details in a holistic perception, Chekhov forms a super-ideological meaning, thanks to which the work acquires deep psychologism and does not lose its relevance. The supersense that stands above other ideas and attitudes is the archetype – the image of the collective unconscious, which even before the emergence of fiction was embodied in myths and fairy tales. If we consider the drama "Three Sisters" from the standpoint of archetypal analysis, then much of what seems strange in the play gets a fairly clear explanation, and the details that seem "accidental" occupy an important place in the overall structure of the work. Archetypal analysis also provides an answer to the question of why the author himself called the drama "Three Sisters" "vaudeville" and "funny comedy". The comic in the play goes back to the theory of inconsistency formulated in the works of I. Kant and G.V.F. Hegel. Chekhov creates a phantasmagoric world, a half-tale, in which the problem of man's collision with mortality and the temporary nature of all things is comprehended: all the experiences and troubles of the heroes eventually devalue, turn into nothing.
Keywords:
magical realism, random detail, fairy tale, the theme of death, drama, archetypal analysis, the nature of the comic, the theory of inconsistency, Anton Chekhov, the archetype of the sister