Правильная ссылка на статью:
Зырянова И.П., Ильина А.А..
Использование песенного дискурса как источника прецедентных имен при обучении английскому языку (на материале композиции «We Didn't Start the Fire»)
// Филология: научные исследования.
2024. № 4.
С. 102-114.
DOI: 10.7256/2454-0749.2024.4.70255 EDN: QACSBA URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70255
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: QACSBA
|
Аннотация:
Предметом исследования настоящей статьи являются прецедентные имена, зафиксированные в англоязычном песенном дискурсе, и особенности их использования на уроках английского языка. В статье описываются примерные задания для трех этапов работы с текстом: предтекстового этапа, текстового этапа и послетекстового этапа. Указанные единицы изучаются в рамках песенного дискурса, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, данный тип дискурса отражают особенности современного английского языка и когнитивной базы среднестатистического представителя исследуемого лингвокультурного сообщества, а во-вторых является одним из самых популярных способов передачи информации от адресата к адресату, так как симбиоз вербального (текстового) и невербального (музыкального) компонентов ведет к тому, что информация, передающаяся таким образом, запоминается человеку гораздо проще. Именно легкость восприятия и запоминания текстов при помощи песен показывает, что песенный дискурс является эффективным способом изучения английского языка. Методологическую базу исследования составили отдельные положения теории дискурса, теории прецедентных феноменов, когнитивной теории и теории песенного дискурса. В рамках исследования применялся комплекс методов: метод сплошной выборки, статистической и типологической обработки данных, сопоставительный и описательный методы, метод дискурсивного анализа. Новизна настоящего исследования заключается в разработке упражнений на поиск, отработку найденных в ходе исследования прецедентных имен. Данный комплекс заданий может применяться на занятиях по английскому языку как в школах, так и в вузах. Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее применения в практике преподавания иностранного языка, в курсах по межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, стилистики, когнитивной лингвистики, а также страноведению. Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: реализация предложенной методики применения прецедентных единиц в рамках преподавания иностранного языка позволяет расширить кругозор учащихся, познакомить с лингвокультурной базой английского языка, что позволяет корректно понимать аутентичные тексты, адекватно воспринимать особенности речевой коммуникации. Обращение к песенному дискурсу также призвано служить повышению мотивации к изучению английского языка и англоязычной массовой культуры.
Ключевые слова:
песенный дискурс, прецедентный феномен, прецедентное имя, методика преподавания, прецедентность, когнитивная лингвистика, песня, дискурс, лингвокогнитивная база, имя собственное
Abstract:
The subject of this article deals with precedent names found in the English song discourse and the way they can be taught at English lessons. The methodology of the study is based on the discourse theory, the theory of precedent phenomena, cognitive theory and the theory of song discourse. As part of the study, a set of methods was used: continuous sampling, statistical and typological data processing, comparative and descriptive methods, and a discourse analysis method. The novelty of this research lies in the development of exercises for practicing the precedent names found during the research within the framework of English lessons. The article describes sample tasks for three stages of working with text: pre-text stage, text stage and post-text stage. The practical significance of this work lies in the possibility of its using while teaching the foreign language, intercultural communication, linguoculturology, stylistics, cognitive linguistics. The value of using this composition also lies in phonetic practice, since very often the pronunciation of proper names in a foreign language does not coincide with the pronunciation of the same realities in the native language. In addition, working with this composition also develops listening skills, since students need to understand the meaning of the composition by ear, and in this case it is quite difficult to do this, since to fully understand the meaning of the composition it will not be enough to add up the meaning of each word, it is necessary to have background knowledge in order to understand what the author had in mind when creating this composition. The implementation of the proposed methodology for using precedent units allows to broaden the horizons of students, introduce them to the linguocultural base of the English language, which helps them to understand authentic texts correctly.
Keywords:
discourse, song, cognitive linguistics, precedency, teaching methods, precedent name, precedent phenomenon, song discourse, lingvocognitive base, proper name