Технологии и методология в системах безопасности
Правильная ссылка на статью:
Сухарев М.В.
Идеоматериальные полисистемы и политика
// Национальная безопасность / nota bene.
2022. № 6.
С. 1-22.
DOI: 10.7256/2454-0668.2022.6.38969 EDN: EXPAJJ URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38969
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: EXPAJJ
|
Аннотация:
Предметом исследования является взаимодействие идеальных и материальных составляющих политических и влияющих на них культурных и социально-экономических процессов в больших социально-экономических системах, таких как религии, науки, этносы, регионы и государства. Предложена концепция социальных идеоматериальных полисистем (ИМПС). ИМПС это холические системы, включающие социальные, культурные и экономические компоненты, составляющие сложное общество. Особенностью таких систем является то, что часть элементов этих систем материальные, а часть идеальные. Полисистема – это надсистема, состоящая из нечетких нерегулярно взаимодействующих идеоматериальных систем (ИМС). Обосновывается, что ИМПС, состоящие из людей, артефактов и биологических организмов, образуют целостности за счет объединяющей их системы идей. Именно системы идей придают смысл социальным ИМПС, объединяя сообщества, определяет их поведение и направление развития. Предложены подходы к количественному исследованию идеальных подсистем ИМПС. Методы: использование системного, холического, эволюционного и информационного подходов. Высшим типом ИМПС являются цивилизации, наиболее сложные из известных систем во Вселенной. Особенностью таких систем является то, что часть элементов этих систем материальные, а часть идеальные. ИМС, состоящие из людей, артефактов и, в ряде случаев, животных и растений, образуют целостность за счет объединяющей их системы идей. Эти идеальные системы управляют социальными ИМС, объединяя сообщества, определяет их поведение и направление развития. ИМС весьма многообразны: это могут быть научные сообщества, в которых наука объединяет ученых, научные инструменты, теорию, тексты, социальные институты, здания; это могут быть религии, в которых священное писание объединяет священников, прихожан, храмы, священные тексты и атрибуты. Комплекс идей, на которых основаны эти системы, имеет холический характер. Выводы: Предложенная концепция идеоматериальных полисистем может быть использована для углубления исследования политических систем.
Ключевые слова:
сообщество, идеоматериальная система, полисистема, идеальное, нация, эволюция, институты, культура, социология знания, парадигма
Abstract:
The subject of the study is the interaction of the ideal and material components of political, cultural and socio-economic processes influencing them in large socio-economic systems such as religions, sciences, ethnic groups, regions and states. The concept of social ideo-material polysystems (SMPS) is proposed. IMPS are holistic systems that include social, cultural and economic components that make up a complex society. A feature of such systems is that some of the elements of these systems are material, and some are ideal. A polysystem is a supersystem consisting of fuzzy irregularly interacting ideo-material systems (IMS). It is substantiated that IMPS, consisting of people, artifacts and biological organisms, form integrity due to the system of ideas that unites them. It is the systems of ideas that give meaning to social IMPS, uniting communities, determining their behavior and direction of development. Approaches to the quantitative study of ideal subsystems of IMSI are proposed. Methods: use of systemic, holistic, evolutionary and informational approaches. The highest type of IMSI are civilizations, the most complex known systems in the Universe. A feature of such systems is that some of the elements of these systems are material, and some are ideal. IMS, consisting of people, artifacts and, in some cases, animals and plants, form integrity due to the system of ideas that unites them. These ideal systems manage social IMS, unite communities, determine their behavior and direction of development. IMS are very diverse: they can be scientific communities in which science brings together scientists, scientific instruments, theory, texts, social institutions, buildings; these can be religions in which the scripture unites priests, parishioners, temples, sacred texts and attributes. The complex of ideas on which these systems are based is of a holistic character. Conclusions: The proposed concept of ideo-material polysystems can be used to deepen the study of political systems.
Keywords:
culture, institutions, evolution, nation, ideal, polysystem, ideo-material system, sociology of knowledge, community, paradigm