Культурное наследие – памятники истории и культуры
Правильная ссылка на статью:
Бондарев С.В.
Вклад А. В. Шеманского в сохранение бывшей царской резиденции в Петергофе
// Исторический журнал: научные исследования.
2024. № 6.
С. 1-12.
DOI: 10.7256/2454-0609.2024.6.72232 EDN: IZCNIR URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72232
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: IZCNIR
|
Аннотация:
Исследование посвящено деятельности А.В. Шеманского в музейной организации, созданной на базе бывшей петергофской императорской резиденции в 1925–1937 гг. Студент Ленинградского университета, получивший опыт сохранения историко-художественного наследия в родной Тамбовской губернии, устраивается в штат Управления петергофскими дворцами-музеями. В середине 1920-х гг. идет активный поиск новых форм и содержания музеев. Неудачные опыты приводили к закрытию экспозиций и перепрофилированию бывших царских дворцов для нужд молодого советского государства. А.В. Шеманский с первых дней работы включился в рабочую группу по созданию нового типа музейной экспозиции. Изучение деятельности А.В. Шеманского на посту заместителя по научной работе позволило рассмотреть политику власти по отношению к символам царского строя на примере петергофского ансамбля. В основе методологии исследования – принципы историзма, объективизма и системности научного анализа. Статья подготовлена на основе обширных архивных материалов из различных хранилищ и довоенных путеводителях по Петергофу и пригородам. Научная деятельность А.В Шеманского до настоящей поры не становилась предметом отдельного исследования. Имя петергофского научного сотрудника часто встречается в исследованиях биографий его ближайших соратников: Н.И. Архипову и С.С. Гейченко. Также деятельность нашего героя отмечена в трудах, посвященных методу тематической экспозиции. Научная новизна работы заключается в том, что на конкретном историческом материале показаны способы создания музейных экспозиция в условиях господствующей государственной идеологии. В ходе исследования раскрыта значимость роли А.В. Шеманского в деле развития и популяризации Петергофских дворцов-музеев. А. В. Шеманский явился истинным хранителем культурного наследия, выступая против закрытия музеев и превращения исторических мест в парки культуры и отдыха. Во имя подлинной миссии музейного дела А. В. Шеманский принес себя в жертву и пережил страшное испытание, пройдя через следствие и лагерь.
Ключевые слова:
наука, экспозиция, путеводители, царская резиденция, А. В. Шеманский, идеология, культура, Петергоф, музей, дворцы-музеи
Abstract:
The study is devoted to the activities of A.V. Shemansky in the museum organization established on the basis of the former Peterhof imperial residence in 1925–1937. A student of Leningrad University, who has gained experience in preserving the historical and artistic heritage in his native Tambov province, gets a job in the Management staff of the Peterhof palaces-museums. In the mid–1920s, there was an active search for new forms and contents of museums. Unsuccessful experiments led to the closure of expositions and the repurposing of former royal palaces for the needs of the young Soviet state. A.V. Shemansky joined the working group on the creation of a new type of museum exposition from the first days of his work. The study of the activities of A.V. Shemansky as deputy for scientific work made it possible to consider the policy of power in relation to the symbols of the royal system on the example of the Peterhof palace. The research methodology is based on the principles of historicism, objectivism and systematic scientific analysis. The article is based on extensive archival materials from various repositories and pre-war travel guides to Peterhof and the suburbs. The scientific activity of A.V. Shemansky has not yet become the subject of a separate study. The name of the Peterhof researcher is often found in studies of the biographies of his closest associates: N.I. Arkhipov and S.S. Geichenko. Also, the activity of our hero is noted in the works devoted to the method of thematic exposition. The scientific novelty of the work lies in the fact that, based on specific historical material, the ways of creating museum expositions in the conditions of the prevailing state ideology are shown. The study reveals the importance of the role of A.V. Shemansky in the development and popularization of Peterhof Palace museums. A. V. Shemansky was a true guardian of cultural heritage, opposing the closure of museums and the transformation of historical sites into parks of culture and recreation. In the name of the true mission of the museum business, A. V. Shemansky sacrificed himself and survived a terrible ordeal, going through the investigation and the camp.
Keywords:
palace-museums, science, exposition, guidebooks, royal residence, A. V. Shemansky, ideology, culture, Peterhof, museum