Языки программирования
Правильная ссылка на статью:
Малашкевич И.А., Малашкевич В.Б.
Применение fortran-библиотек линейной алгебры в среде delphi
// Кибернетика и программирование.
2013. № 1.
С. 1-8.
DOI: 10.7256/2306-4196.2013.1.8314 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8314
Аннотация:
В работе представлен компонент и заголовочные модули, написанные на языке Object Pascal, обеспечивающие простое подключение функций и процедур таких библиотек численного решения задач линей-ной алгебры как BLAS, LAPACK, ARPACK и др., написанных на языке FORTRAN. Использование этих библиотек в современных языках программирования, например в C++ или Object Pascal, сталкивается с существенными проблемами, связанными с методами передачи параметров в подпрограммы, а также со способом представления массивов в оперативной памяти. Более серьезной проблемой является нумерация элементов с 1, принятая в FORTRAN. В Object Pascal учет этого условия может потребовать тщательного анализа и модификации алгоритма решения задачи. Это существенно увеличивает трудоемкость программирования и ведет к появлению скрытых, трудно обнаруживаемых алгоритмических ошибок. Для обеспечения прозрачного обращения к подпрограммам FORTRAN-библиотек из программ на языке Object Pascal среды Delphi разработаны два класса объектов для представления одномерных массивов TVector и двумерных массивов - TMatrix.
Ключевые слова:
fortran, библиотеки, линейная алгебра, delphi, Object Pascal, TVector, TMatrix, программирование, алгоритм, подпрограмма
Abstract:
The article presents the components and header modules written in Object Pascal, allowing to easy include libraries with such functions and procedures for numerical solution of linear-algebra as BLAS, LAPACK, ARPACK etc. written in FORTRAN. Using these libraries in modern programming languages such as C ++ or Object Pascal is hard due to significant problems associated with the methods of passing parameters to subroutines, as well as to the method of representation of an array in memory. Another serious problem is the numbering of the elements that start from 1 in FORTRAN. In Object Pascal considering this condition may require careful analysis and the modification of the algorithm for solving the problem. This greatly increases the complexity of programming and leads to hidden, difficult to detect algorithmic errors. To provide transparent access the routines of FORTRAN-libraries while programming in Object Pascal in Delphi environment the authors developed two classes of objects for representing one-dimensional arrays TVector and two-dimensional arrays TMatrix.
Keywords:
programming, TMatrix, TVector, Object Pascal, delphi, linear algebra, library, fortran, algorithm, subroutine
Показатели качества и повышение надежности программных систем
Правильная ссылка на статью:
Кучинская-Паровая И.И.
Компонентное проектирование нейронных сетей для обработки баз знаний
// Кибернетика и программирование.
2013. № 1.
С. 9-15.
DOI: 10.7256/2306-4196.2013.1.8308 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8308
Аннотация:
В статье описаны основные этапы методики компонентного проектирования нейронных сетей для обработки баз знаний, представленных семантическими сетями. Методика основана на использовании унифицированной модели нейронной сети и компонентном подходе к работе с нейронными сетями. Важным элементом методики компонентного проектирования нейронных сетей является библиотека совместимых НС-компонент. Одним из возможных путей решения данных проблем может быть разработка методики проектирования и использования нейронных сетей на основе унифицированной модели нейронных сетей и компонентного подхода. Методика компонентного проектирования НС базируется на использовании библиотеки совместимых НС-компонент. Делается вывод, что использование предлагаемой методики компонентного проектирования НС позволит облегчить трудозатраты при проектировании и разработке НС, снизить требования к квалификации разработчика (конечного пользователя), а также решить задачу интеграции НС с другими методами представления и обработки информации при разработке интеллектуальных систем.
Ключевые слова:
проектирование, нейронные сети, базы знаний, обработка данных, НС-компоненты, интеграция, нейросетевые методы, нейроинформатика, гибридные системы, нейросетевые библиотеки
Abstract:
The article describes the main steps of the methodology component design of neural networks to process knowledge bases represented by semantic networks. The technique is based on the use of a unified neural network model and component-based approach to work with neural networks. An important element of the component design of neural networks is a library of neural network compatible components . One of the possible solutions to these problems may be the development of a technique of designing and using neural networks based on the unified model of neural networks and the component approach. Component Design technique is based on the use of the library of the neural networks compatible components. It is concluded that the use of the proposed methodology of component design approach will ease the design and development of the neural networks, lower qualification requirements for the developer (the end user), as well as solve the problem of neural network integration with other methods of representation and processing of information in the development of intelligent systems.
Keywords:
neuroinformatics, neural network techniques, integration, HC components, data processing, knowledge base, neural networks, design, hybrid systems, neural network library
Базы знаний, интеллектуальные системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений
Правильная ссылка на статью:
Бондаренко И.Б., Коробейников А.Г., Прохожев Н.Н., Михайличенко О.В.
Принятие технических решений с помощью многоагентных систем
// Кибернетика и программирование.
2013. № 1.
С. 16-20.
DOI: 10.7256/2306-4196.2013.1.8305 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8305
Аннотация:
В статье описан метод принятия технических решений с использованием теории многоагентных систем. Разработана структура системы принятия решений, а также описаны возможные вариации входящих в нее компонент. Многоагентные системы являются результатом пересечения теорий систем с системами распределенного искусственного интеллекта. В кооперативных многоагентных системах решение принимается в результате совместной работы, а в конкурирующих – отдельных действий агентов. У корпоративных структур многоагентных систем имеется свойство самоорганизации. Задача принятия решения - это задача выбора наилучшего варианта из многих, осуществляемая в условиях неопределенности. В функции поведения агента выделяются три части: первая закладывается проектировщиком агента, вторая вычисляется в результате работы агента по выработке действий, и третья – формируется в результате обучения агента по мере накопления опыта. Работа агента в частично наблюдаемой, стохастической, последовательной, динамической, непрерывной и мультиагентной среде считается наиболее сложной.
Ключевые слова:
мультиагентная среда, технические решения, структура, искусственный интеллект, интерфейс, интеллектуальный агент, база знаний, алгоритм, система распределения, принятие решений
Abstract:
This paper describes a method of making technical decisions using the theory of multi-agent systems. The structure of decision-making system, and describes the possible variations of its constituent components. Multi-agent systems are the result of the intersection theory of systems with distributed artificial intelligence systems. In co-operative multi-agent systems, the decision is made as a result of joint work, and competing - individual agents' actions. At the corporate structures of multi-agent systems have the property of self-organization. The problem of making decision is the task of selecting the best option out of many under conditions of uncertainty. The functions of the agent's behavior is divided into three parts: the first lays designer agent, the second is calculated as a result of the agent on development activities, and the third - formed as a result of learning agent with experience. Job agent in a partially observable, stochastic, sequential, dynamic, continuous and multi-agent environment is considered to be the most difficult.
Keywords:
knowledge base, intelligent agent, interface, artificial intelligence, structure, technical solutions, multiagent environment, algorithm, allocation system, decision making
Кодирование и защита информации
Правильная ссылка на статью:
Галанина Н.А., Иванова Н.Н., Песошин В.А.
Способы реализации устройств кодирования цифровых сигналов вычетами в системе остаточных классов
// Кибернетика и программирование.
2013. № 1.
С. 21-36.
DOI: 10.7256/2306-4196.2013.1.8311 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8311
Аннотация:
Проведен аналитический обзор способов реализации устройств кодирования входных сигналов вычетами в системе остаточных классов и обоснован выбор их оптимальных структур. Оценены аппаратурные и временные затраты рассмотренных схемотехнических решений. Цель исследования состоит в рассмотрении всех возможных вариантов кодирования входных сигналов в остаточных классах с учетом современной элементной базы и наиболее полным использованием преимуществ системы остаточных классов, оценке аппаратной и временной сложности этих вариантов и выборе и обосновании наилучшего решения с точки зрения выше обозначенных критериев. Аппаратурные затраты для логических шифраторов выражаются количеством двухвходовых логических элементов, а для ППЗУ приводятся в виде ее информационной емкости в битах. Аппаратурные затраты шифраторов на логических схемах зависят от того, на сколько частей делятся числа входной последовательности. Делается вывод, что возможно дальнейшее упрощение таких логических шифраторов и, как следствие, – сокращение аппаратурных затрат.
Ключевые слова:
кодирование, цифровой сигнал, остаточные классы, исследование, шифратор, интегральная схема, элементная база, биты, микросхемотехника, аппаратурные затраты
Abstract:
The article presents an analytical review of ways to implement encoders input residues in the residue number system and justified their selection of optimal structures. Authors evaluates instrumental and time costs considered circuit solutions. The purpose of the study is to consider all possible options encoding input signals in residual classes with the modern element base and full advantage of the system of residual classes, evaluation of hardware and time complexity of these options and the selection and justification of the best solution in terms of the criteria indicated above. Hardware cost of encoders are expressed as logical number of two-input logical elements, and to an EPROM contained in the form of its information bits in capacity. Instrumental cost of encoders on logic circuits depends on how many parts the input sequence is divided. It is concluded that it is possible to further simplify logical encoders and, as a consequence, reduce hardware expenses.
Keywords:
the element base, integrated circuit, scrambler, research, residual classes, digital signal, coding, bits, microcircuitry, hardware expenses
Методы, языки и модели человеко-машинного взаимодействия
Правильная ссылка на статью:
Шункевич Д.В.
Многоагентный подход к построению машин обработки знаний на основе семантических сетей
// Кибернетика и программирование.
2013. № 1.
С. 37-45.
DOI: 10.7256/2306-4196.2013.1.8299 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8299
Аннотация:
В данной работе рассматриваются проблемы существующих мето-дов, средств и технологий построения машин обработки знаний, рас-сматривается подход к их построению, призванный решить поставлен-ную проблему путем интеграции различных методов и способов реше-ния задач на общей формальной основе. Машина обработки знаний каждой конкретной системы во многом зависит от назначения данной системы, множества решаемых задач. Основная проблема, рассматриваемая в данной работе, заключается в отсутствии средств, позволяющих относительно неподготовленному разработчику в удовлетворительные сроки проектировать машины обработки знаний для прикладных интеллектуальных систем различного назначения. Технология проектирования машин обработки знаний предполагает использование многоагентной архитектуры. В данной работе рассматриваются два основных способа классификации агентов: по функциональному назначению и по внутренней структуре. Рассматривается ряд средств, обеспечивающих дополнительные возможности при проектировании машин обработки знаний на основе библиотек. В статье рассмотрены наиболее значимые средства, позволяющие осуществлять проектирование многоагентных систем.
Ключевые слова:
семантические сети, агенты, обработка знаний, проектирование, технология, машины, многоагентные системы, информационно-поисковая машина, операции, задачи
Abstract:
In this paper we consider the problem of existing methods-ing, tools and technologies for construction machinery processing knowledge, dis-regarded approach to their construction, designed to solve the put-ing problem by integrating different methods and ways of solution of the problem, a common formal basis. Machine processing of knowledge of each particular system depends largely on the purpose of the system, the set of tasks. The main problem addressed in this paper is the lack of means to relatively inexperienced developer in terms satisfactory to design the machine processing of knowledge for application of intelligent systems for various purposes. Machine Design Technology knowledge processing involves the use of multi-agent architecture. In this paper, we consider two basic ways to classify agents: based on their functions and internal structure. Addresses a number of tools that provide additional opportunities for the design of machines processing of knowledge-based libraries. The article deals with the most important tools that enable the design of multi-agent systems. The paper discusses two basic ways of classifying agents: based on their functions and internal structure. Author consider a number of features that provide additional capabilities when designing knowledge processing machines on the basis of libraries. The article deals with the most important means to implement the design of multi-agent systems.
Keywords:
multi-agent systems, machine, technology, design, knowledge information processing, agents, semantic network, information retrieval machine, operations, tasks