Осипов С.В. —
Сталинские дома на улице Ленина: позднесоветский патриотический дискурс в неподцензурной рок-песне (1981-1991)
// Философия и культура. – 2023. – № 7.
– С. 29 - 56.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.7.39098
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_39098.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является позднесоветская неподцензурная рок-песня как в общем контексте советской популярной культуры, так и в контексте патриотического дискурса в советской популярной песне 1960-1980-ых гг. Рассматривается соотношение различных сегментов советской популярной музыки и их доступ к средствам массовой коммуникации, феномен трансформации рок-музыки из маргинальной субкультуры в один из сегментов популярной советской песни. На конкретных примерах демонстрируется содержательная многогранность неподцензурной советской рок-песни, в частности - ее вклад в патриотический дискурс. Рассматривается длительность и устойчивость существования рассмотренных вариаций патриотического дискурса. К основным выводам проведенного исследования относятся:
- развитие массовой/популярной песни находится в прямой зависимости от развития средств массовой коммуникации и обеспечения доступа к ним;
- в 1960-1980-ые гг. советское государство утратило монополию на владение средствами доставки песенного контента слушателю;
- к началу 1980-ых гг. советская рок-музыка перестала быть копией западного образца и стала именно советским/российским песенным жанром, опирающимся на отечественную мелодику, русскую литературную поэтическую традицию и т.д.;
-вышеперечисленное и доступ к средствм доставки песенного контента превратили рок-песню в сегмент советской популярной музыки, как в подцензурном, так и в неподцензурном вариантах;
- общественно-политическое содержание вообще и патриотическая тематика в частности не были атрибутом исключительно официальной советской песни, но находили свое выражение в творчестве авторов неподцензурной рок-сцены;
- советская популярная неподцензурная песня делала патриотический дискурс значительно более разнообразным, насыщенным, острым и т.д.
- выявленные интерпретации патриотического дискурса имеют устойчивое существование, актуализируясь в современной медийной среде.
Abstract: The subject of the study is the late Soviet underground rock song both in the general context of Soviet popular culture and in the context of patriotic discourse in the Soviet popular song of the 1960s-1980s. The correlation of various segments of Soviet popular music and their access to mass communication media, the phenomenon of the transformation of rock music from a marginal subculture into one of the segments of popular Soviet song is considered. Concrete examples demonstrate the content versatility of an uncensored Soviet rock song, in particular, its contribution to patriotic discourse. The duration and stability of the existence of the considered variations of patriotic discourse are considered. The main conclusions of the study include:
-the development of mass/popular songs is directly dependent on the development of mass communication and access to them;
-in the 1960s-1980s, the Soviet state lost its monopoly on the ownership of means of delivering music content to the listener;
- by the early 1980s Soviet rock music ceased to be a copy of the Western model and became a Soviet/Russian song genre based on domestic melodics, Russian literary poetic tradition, etc.;
-the access to the means of delivering song content turned rock song into a segment of Soviet popular music, both censored and in uncensored versions;
-the socio-political content in general and the patriotic theme in particular were not an attribute exclusively of the official Soviet song, but found their expression in the work of the authors of the underground rock scene;
- the Soviet popular uncensored song made the patriotic discourse much more diverse, rich, sharp, etc.
- the identified interpretations of patriotic discourse have a stable existence, being actualized in the modern media environment.
Осипов С.В. —
Играя со стереотипами: Россия и русские в анимационном сериале «Симпсоны» (1989-2020 гг.)
// Культура и искусство. – 2021. – № 5.
– С. 76 - 100.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.5.33404
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_33404.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является образ СССР/России в отражении популярного анимационного телесериала "Симпсоны" на протяжении последних 30 лет, учитывая как способ подачи заложенной в медиатексте информации, так и сложность/простоту декодирования этой информации зрителем, многозначность/однозначность трактовок и т.д. Выделяются следующие связанные с СССР/Россией темы: иммиграция в США и жизнь иммигрантов на новой родине, холодная война, коммунизм и антикоммунизм, русская культура, Россия как соперник Соединенных Штатов. Отслеживаются динамика, разнообразие и специфика использования советской/российской тематики на протяжении 30 с лишним лет в контексте динамики отношений СССР/России и Запада, включая политические, социальные, культурные и пр. нюансы. Междисциплинарное исследование, рассматривающее произведение массовой культуры в контексте политической истории конца XX - начала XXI вв.
Новизна исследования заключается как в выявлении основых тем "русского присутствия" в сериале (на основании анализа почти 700 телевизионных эпизодов), так и в определении способов подачи этих тем (нивелирование устоявшихся стереотипов или же разоблачение их прямым текстом ради противодействия манипуляциям с общественными настроениями). Оспаривая утверждение об идеологии "Симпсонов" как о чисто неолиберальной, автор указывает на более сложную и критичную по отношению к американскому обществу картину мира "Симпсонов". Россия занимает в этом мире особое место в силу сложных двусторонних отношений со времен холодной войны, чье наследие так до конца и не преодолено. Неискоренимым рудиментом холодной войны является ассоциация России с коммунизмом, причем «коммунизм» становится синонимом любого инакомыслия. Россия также ассоциируется с богатой культурой, но культурой highbrow, малоинтересной большинству обычных граждан. Культурное несовпадение лишь усиливает общие сложности взаимопонимания, основанные на политическом противостоянии и неизжитых идейных предрассудках, против которых и направлен основной сатрический запал "Симпсонов".
Abstract: The subject of this research is the image of the USSR/Russia resembles in the popular animated TV series “The Simpsons” throughout the past 30 years, considering the method of translating information inserted in the media text, as well as the complexity/simplicity of decoding this information by the viewer, ambiguity/unambiguity of interpretations, etc. The TB series touched upon the following topics related to the USSR/Russia: immigration to the United States and life of the immigrants in the new homeland, the Cold War, Communism and anti-Communism, Russian culture, Russia as a rival of the United States. The author traces the dynamics, diversity, and specificity of covering Soviet/Russian theme for over 30 years in the context of the dynamics of relations between the Soviet Union/Russia and the West, including political, social, cultural, and other nuances. The author carries out a cross-disciplinary dedicated to the work of popular culture in the context of political history of the XX – early XX centuries. The novelty consists in revealing the main themes of the “Russian presence” in the TV series (based on the analysis of almost 700 episodes), and the way they are conveyed (leveling the established stereotypes or their debunking for the sake of countering manipulations with public sentiment). Impugning the statement that ideology of “The Simpsons” is purely neoliberal, the author draws a more complex and critical worldview of “The Simpsons” in with regards to American society. Russia holds a special place in this world due to complicated bilateral relations since the Cold War, which consequences are yet to be fully overcome. An ineradicable remnant of the Cold War is the link between Russia and Communism, in which “Communism” is a synonym of any dissenting view. Russia is also associated with a rich, although highbrow culture, unattractive to most of the ordinary citizens. The main satirical idea of “The Simpsons” is to emphasize the cultural dissonance, which intensifies the difficulties of mutual understanding based on political confrontation and remaining ideological prejudices.
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. —
Император Николай II и земская делегация 6 июня 1905 г.: компромиссы и упущенные возможности
// Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 6.
– С. 65 - 79.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.6.28400
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_28400.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является малоизвестный эпизод Первой русской революции 1905-1907 гг.: прием императором Николаем II в Петергофе делегации земского съезда 6 июня 1905 г. Подробным рассмотрения данного события (предыстория, ход, последствия) выявляются тенденции в развитии отношений власти и общества по состоянию на май-июнь 1905 г., отмечаются сделанные обеими сторонами по пути к аудиенции компромиссы и упущенные обеими сторонами возможности, которые открывала эта аудиенция. Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, привлечены архивные материалы,мемуарная литература, материалы прессы. На примере конкретного события выявляются тенденции, характерные для всей Первой русской революции. Прием императором земской делегации 6 июня 1905 г. рассматривался прежде в общей хронологии отношений власть/общества, развития земского движения или политической деятельности участников приема. В данном исследовании в центр поставлено само событие, показан общественно-политический контекст, раскрыта предыстория, подробно описан сам прием, проанализированы выступления участников приема, описаны общественная реакция на событие и его последствия. Чтобы беспрецедентный прием царем земской делегации состоялся, обе стороны были вынуждены пойти на уступки. Цепочки взаимных микроуступок и компромиссов привели к приему, который мог стать началом сотрудничества власти и земства,но обернулся упущенными возможностями и для царя, и для оппозиции по вине обеих сторон. Исходя из конкретного эпизода, авторы отмечают специфику Первой русской революции в постепенности преобразований и наличии устойчивого государственного порядка как стороны заключающихся компромиссов.
Abstract: The subject of this research is the relatively unknown episode of the First Russian Revolution (1905-1907): hosting a delegation of Zemstvo Congress on June 6, 1905. The authors thoroughly examine this event (background, course, and results), determine the development trends in relations between the government and society as of May-June 1905, note the compromises made by both parties towards audience alongside the lost opportunities discovered by this audience. The article is based on the principles of historicism, objectivity and systematicity; methodology contains the historical-genetic methods, archival materials, memoires, and press reports. Using the example of a particular event, the authors determine the trends characteristic to the First Russian Revolution throughout. Receiving the Zemstvo delegation by the emperor on June 6, 1905 has been previously viewed in the general chronology of relations between the government and society, development of Zemstvo movements and political activity of participants of the convention. The focus of this research is the event itself: description of its sociopolitical context, background, details of convention, speeches of the participants, public response, and its consequences. Both parties had to make concessions in order for this imperial unprecedented event to take place. The chains of mutual micro-concessions and compromises lead to the convention that could mark the beginning of cooperation between the government and Zemstvo, but turned as lost opportunities for the emperor and the opposition for reasons attributable to both parties. Leaning on a particular episode, the authors emphasize the specificity of the First Russian Revolution in gradual approach to reforms and sustainable public order as a characteristic of arranged compromises.
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. —
Организационные и технические проблемы становления белогвардейской наградной системы
// Исторический журнал: научные исследования. – 2019. – № 2.
– С. 51 - 61.
DOI: 10.7256/2454-0609.2019.2.28672
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_28672.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются вопросы организационно-технического обеспечения функционирования наградных институтов различных белогвардейских армий периода Гражданской войны в России. Анализируются проблемы административного, производственно-технического и кадрового характера, проявившиеся при разработке и производстве групп наград различных белогвардейских формирований и правительств. Сравниваются подходы и возможности белых и красных в формировании наградных систем. Освещаются каналы обеспечения белогвардейских частей и подразделений наградными знаками и сырьем для их изготовления. Выделяются специфические особенности белогвардейской наградной системы Работа основана на принципах историзма, объективности, системности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод. Многосторонний анализ множества разрозненных объектов (наград) позволяет сделать обобщающие выводы касательно специфических проблем и особенностей белогвардейской наградной системы и указать на элементы преемственности и новизны в данной системе. Новизна исследования заключается в отказе от традиционного индивидуально-описательного подхода к наградам и выявлении общих проблем и подходов белогвардейских правительств относительно наградной системы, причем упор сделан на организационные и производственно-технические сложности. Авторы указывают на различные способы организации производства наград (дореволюционные запасы, централизованные заказы командования, личные инициативы командиров подразделений,размещение заказов за границей и т.д.), источники сырья (переплавка царских наград, конфискации у ювелиров и церкви, золотой запас и т.д.). Общие проблемы Белого движения отразились и в наградной системе: отсутствие единой системы, ограниченные сырьевые и производственные возможности, падение качества. Именно попытки ограниченным набором средств создать наградную систему и сделали белогвардейскую наградную систему уникальным явлением.
Abstract: The research subject of this article is the issues behind the organization and technical provisions of the award institutions of various White Guard armies during the Civil War in Russia. The authors analyze the problems of administrative, production-technical and personnel nature that appeared during the development and production of award groups belonging to various White Guard formations and governments. Additionally, the approaches and possibilities of "whites" and "reds" in forming award systems are compared. The authors examine the supply channels of White Guard units and divisions of award insignia and raw materials for their production, and distinguish the specific features of the White Guard award system. The article is based on the principles of historicism, objectivity, systematics, and the methodological basis of this research is the historical-genetic method. The multilateral analysis of the many disparate objects (awards) allowed the authors to draw general conclusions about the specific problems and particularities in the White Guard award system and to highlight the elements of continuity and novelty in this system. The novelty of this study lies in the abandonment of the traditional individual-descriptive approach to award systems and the identification of common issues and approaches in White Guard governments regarding their award systems, with the emphasis being placed on organizational and production-technical difficulties. The authors point to various means of organizing the production of awards (pre-revolutionary reserves, centralized command orders, personal initiatives of unit commanders, placing orders abroad, etc.) and sources of raw materials (melting tsarist awards, confiscations of jeweler and church goods, gold reserves, etc.). The common problems of various White Movement branches were reflected in their award system: lack of a unified system, limited raw materials and production capabilities, drop in quality. It was precisely their attempts to create an award system with a limited set of resources that made the White Guard award system a unique phenomenon.
Осипов С.В. —
Формирование исторической памяти: образ короля Георга VI в англо-американском кино и телевидении
// Исторический журнал: научные исследования. – 2019. – № 1.
– С. 187 - 205.
DOI: 10.7256/2454-0609.2019.1.28122
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_28122.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является формирование исторической памяти средствами массовой культуры на примере конкретной личности - британского короля Георга VI, чей образ был фактически заново сформирован в последние 10 лет и явлен публике после десятилетий забвения/однобокого подхода. Материалом для исследования стали более 10 теле- и киновоплощений короля Георга VI, представляющие собой преимущественно контекстуальные или герменевтические биографии самого Георга или близких к нему исторических персон, произведенные в последние 40 лет. Методом исследования является анализ и социально-культурная интерпретация серии кино- и телеобращений к образу Георга VI c целью выявления динамики и особенностей формирования образа исторического персонажа в массовой культуре и исторической памяти. Автор приходит к выводу, что за последние десять лет англо-американское кино и телевидение заново сформировали образ короля Георга VI в качестве узнаваемой исторической персоны, прочно привязанной к важнейшим историческим событиям и личностям XX века и обладающей целым набором замечательных качеств. Георг VI был заново представлен как положительный и активный персонаж британской истории в той полноте, которая ранее присутствовала на страницах специальных исследований о короле, но не в массовой культуре. Сложившийся в среде профессиональных историков консенсус касательно фигуры Георга VI был успешно перенесен в сферу массовой культуры, и та оказала существенное влияние на формирование исторической памяти о покойном короле.
Abstract: The article's research subject is the formation of historical memory through mass media culture on the example of a specific figure: the British King George VI, whose image was practically reinvented in the last 10 years and revealed to the public after decades of obscurity and one-sided approaches. The research material for this study includes more than 10 television and film sources produced in the last 40 years which portray King George VI, and which are mainly contextual or hermeneutical biographies of George himself or of historical figures close to him. The author's research method is the analysis and socio-cultural interpretation of the collection of film and television productions with the figure of George VI with the aim of identifying the dynamics and features behind the formation of a historical character's figure in popular culture and historical memory. The author comes to the conclusion that over the past ten years, Anglo-American cinema and television have re-created the image of King George VI to become a recognizable historical person, firmly tied to the most important historical events and personalities of the 20th century and possessing a whole range of remarkable qualities. George VI was re-introduced as a positive and active figure in British history in its entirety, which was previously present only on the pages of focused studies about the king, but not in popular culture. The established consensus among professional scholars concerning the figure of George VI was successfully transferred to the sphere of mass culture, and this had a significant influence on the formation of the historical memory about the late king.
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. —
Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России (вторая половина XVIII – начало XX вв.)
// Genesis: исторические исследования. – 2018. – № 7.
– С. 96 - 105.
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.7.26465
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_26465.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются наградные знаки, которыми награждались за успехи в учебе и поведении учащиеся системы среднего и высшего образования в дореволюционной России (конец 18-начало 20 вв.), этапы становления наградной системы, конкретные знаки отличия и т. д. Отмечается многофункциональность образовательных наград, их значительная материальная ценность равно как и ценность при трудоустройстве. Рассматриваются механизмы обеспечения престижности данных наград. Приводятся описания конкретных наградных знаков различных высших учебных заведений (медали, перстни, жетоны, шифры). На основе анализа собранного массива данных с помощью историко-генетической методологии определяются истоки, особенности и этапы развития наградной системы, выделяются её уровни, указывается на моральный и материальный аспекты. Авторы систематизируют сведения о наградах средней и высшей школы царской России, обращая внимание на комплексный характер многих знаков отличия (моральное поощрение, материальное поощрение, знак корпоративной солидарности). Выделяются четыре уровня наград: первый (золотые и серебряные медали и золотые шифры ), второй - Высочайше пожалованные медали для выпускников отдельных учебных заведений и специальных училищ, третий (грамоты, наградные листы, книги н за успехи в учёбе в течение обучения в конце четверти, полугодия или учебного года),четвёртый – памятные подарки (золотые и серебряные выпускные жетоны, золотые перстни). Делаются выводы о преимуществах дореволюционной наградной системы в плане наличия материальной составляющей, преимуществ при приеме на государственную службу и т.д.
Abstract: The object of this research is the reward signs bestowed upon the students of secondary and higher education for academic achievements and behavior in prerevolutionary Russia (the late XVIII – the early XX centuries); stages of the establishment of reward system; marks of distinction, etc. The author underlines the versatility of educational rewards, their tangible values, as well as the value in case of employment. The authors review the mechanism of ensuring credibility of such rewards, as well as describes the particular marks of distinctions of the various higher education facilities (medals, rings, tokens, etc.). Based on analysis of the collected data with the use of historical-hermeneutic methodology, the work defines the origins, peculiarities and development stages of the rewards system. Determines its levels, and underlines the moral and material aspects. The authors systematize the records on the rewards of secondary and higher schools of Imperial Russia, turning attention to the holistic character of many of the marks of distinction (moral rewards, tangible rewards, sign of corporate solidarity). A conclusion is made on the merits of prerevolutionary rewards system due to the presence of tangible component, and advantages in recruiting for government service, etc.