Копцева Н.П. —
Современные культурные практики сохранения этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия
// Человек и культура. – 2014. – № 1.
– С. 17 - 30.
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.1.10989
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_10989.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - процессы этнической и культурной идентификации и самоидентификации, характерные для коренных народов Севера и Сибири, проживающих в Республике Бурятия. Ставится проблема исследования специфических постсоветских практик сохранения уникального культурного наследия коренных малочисленных народов. Рассматриваются правовые механизмы, информационные культурные практики, художественные культурные практики. Высказывается предположение о том, что современные практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири генетически связаны с советской культурной политикой. По-прежнему ключевая роль принадлежит государственному регулированию, которое осуществляется не столько посредством правотворчества, сколько посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока под руководством автора в 2010-2013 гг. Важными методами выступают опрос и анкетирование, обработка результатов анкетирования, фокус-группы, экспертные интервью. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы, содержание элементы научной новизны:
1. В Республике Бурятия меры государственной поддержки этнокультурных идентичностей коренных малочисленных народов с помощью правовых механизмов носят «вторичный» по отношению к федеральному законодательству характер. Республика не имеет собственного уникального регионального законодательства, связанного с сохранением уникального культурного наследия коренных народов, мерами государственной поддержки родных языков этих народов. Однако данная ситуация означает, что поддержка процессов этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в этом субъекте Российской Федерации осуществляется с помощью других механизмов, которые, видимо, не особенно нуждают в специальных правовых гарантиях.
2. Для государственной политики по поддержке этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в Республике Бурятия характерны специфические постсоветские практики, связанные с тем, что исполнительный орган государственной власти – Министерство культуры – берет на себя организацию, координирование, бюджетное финансирование ряда мероприятий, истоки проведения которых коренятся в советской культурной политике. Это календарные национальные праздники, поддержка народного творчества, художественной самодеятельности. Сложно сказать, какими были бы процессы этнокультурной идентичности без данных активных действий государства. Можно предположить, что процессы ассимиляции, которые фиксируют демографы, были бы гораздо более интенсивными, чем в настоящее время.
3. Государственная языковая политика в Республике Бурятия по отношению к родным языкам коренных народов также связана не с правотворчеством, а с поддержкой существующих педагогических и информационных практик по преподаванию родных языков в школах, а также по функционированию информационных ресурсов на эвенкийском языке. Сойотский язык находится в более сложной ситуации, чем эвенкийский. Очевидно, что культурное наследие сойотов нуждается в более интенсивной государственной защите, чем в настоящее время.
Abstract: Object of research is to study processes of ethnic and cultural identification and self-identification, the characteristic North for indigenous people and Siberia, living in the Republic of Buryatia. The problem of research specific Post-Soviet the practician of preservation of a unique cultural heritage of the indigenous small people is put. Legal mechanisms, information cultural practicians, art cultural practicians are considered. It is suggested that modern practicians of preservation of ethnocultural identity of indigenous people of the North and Siberia are genetically connected with the Soviet cultural policy. Still key role belongs to state regulation which is carried out not so much by means of law-making, how many by means of activity of executive bodies of the power in subjects of the Russian Federation. The main method - field researches in places of compact accommodation of the indigenous small people of the North, Siberia and the Far East under the leadership of the author in 2010-2013. As important methods poll and questioning, processing of results of questioning, focus group, expert interviews act. As a result of the conducted research the following conclusions, the contents elements of scientific novelty were drawn:1 . In the Republic of Buryatia of a measure of the state support of ethnocultural identichnost of the indigenous small people by means of legal mechanisms carry "secondary" character in relation to the federal legislation. The republic has no own unique regional legislation connected with preservation of a unique cultural heritage of indigenous people, measures of the state support of the native languages of these people. However this situation means that support of processes of ethnocultural identity of the indigenous small people in this subject of the Russian Federation is carried out by means of other mechanisms, which, probably, not especially нуждают in special legal guarantees.
2 . For a state policy on support of ethnocultural identity of the indigenous small people in the Republic of Buryatia the specific Post-Soviet practicians connected by are characteristic that the executive body of the government – the Ministry of Culture – assumes the organization, coordinating, the budgetary financing of a number of the actions which sources of carrying out root in the Soviet cultural policy. These are calendar national holidays, support of national creativity, amateur performances. It is difficult to tell what would be processes of ethnocultural identity without these active actions of the state. It is possible to assume that assimilation processes which are fixed by demographers, would be much more intensive, than now.3 . The state language policy in the Republic of Buryatia in relation to the native languages of indigenous people is also connected not with law-making, and with support existing pedagogical and information the practician on teaching of the native languages at schools, and also on functioning of information resources in the Evenki language. The Soyot language is in more difficult situation, than Evenki. It is obvious that the cultural heritage of Soyots needs more intensive state protection, than now.