Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Никифорова А.А., Воронова Н.И.
Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве
// Философия и культура.
2022. № 9.
С. 108-120.
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.9.38781 EDN: ABLROM URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38781
Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.9.38781EDN: ABLROMДата направления статьи в редакцию: 16-09-2022Дата публикации: 08-10-2022Аннотация: Статья посвящена трансформации традиционных для народной культуры архетипов дерева, камня, нити в современном декоративно-прикладном искусстве, а также способам использования нитей, дерева и камня как материалов для изготовления объектов современного искусства. Исследование не ставит своей целью повторять классические этнографические исследования или реферировать монографии по истории культуры. Статья представляет собой попытку комплексного анализа современной практики декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии культуры и практической эстетики. Данный подход является уникальным опытом аналитики ювелирной и декоративной практик обработки разнородных материалов природного происхождения. Кластер мастеров декоративно-прикладного искусства в России расширяется, возможностей и материалов для творчества становится все больше, однако сами авторы изделий не занимаются стилистическим, искусствоведческим или философским осмыслением своей деятельности. Тем не менее, в их работах, по мнению исследователей, отражаются древнейшие мифологические образы, являющиеся краеугольными камнями отечественной культуры и представляющие собой наследие мировой культуры, трансформированное пост-культурой и техногенными тенденциями, проникшими, в том числе, и в искусство. Архетипы дерева, камня, нити, сохраняясь с древнейших времен, приобретают новые смыслы и новые формы воплощения в творчестве современных авторов. Ключевые слова: камень, нить, дерево, архетип, философия искусства, миф, декоративно-прикладное искусство, современное искусство, культура, эстетикаAbstract: The article is devoted to the transformation of traditional folk culture archetypes of wood, stone, thread in modern decorative and applied art, as well as ways of using threads, wood and stone as materials for the manufacture of objects of modern art. The research does not aim to repeat classical ethnographic studies or to refer monographs on the history of culture. The article is an attempt at a comprehensive analysis of the modern practice of decorative and applied art from the point of view of the philosophy of culture and practical aesthetics. This approach is a unique experience in the analysis of jewelry and decorative practices of processing heterogeneous materials of natural origin. The cluster of masters of decorative and applied art in Russia is expanding, there are more and more opportunities and materials for creativity, but the authors of the products themselves are not engaged in stylistic, art criticism or philosophical understanding of their activities. Nevertheless, their works, according to researchers, reflect the oldest mythological images that are the cornerstones of Russian culture and represent the heritage of world culture, transformed by post-culture and man-made trends that have penetrated, among other things, into art. Archetypes of wood, stone, thread, preserved since ancient times, acquire new meanings and new forms of embodiment in the works of modern authors. Keywords: stone, thread, tree, archetype, philosophy of art, myth, decorative and applied art, contemporary art, culture, aesthetics
Художественная обработка камня, нити и дерева сопутствует истории человечества с древнейших времен – без нее невозможно представить историю материальной культуры. От древнего плетения к ткачеству, от корения до резьбы, от сверления до огранки, от естественных потребностей в защите до стремления к роскоши, – эволюция обработки природных материалов сложна и разнообразна. Ручная обработка камня и древесины, плетение шнуров из льняной или крапивной нити, ткачество – все эти процессы, как и практически любой труд в традиционной культуре, сопровождались бытовой магией. Предметы украшались особыми знаками и становились оберегами, например, как пояса, плетеные на бёрдо в славянских культурах. Домашние деревянные идолы, каменные божки известны этнографам по всему миру, а мифологический смысл традиционных узоров на полотнах или в резьбе по дереву уже стали предметами научных исследований наряду с устным народным творчеством. Большой объем научной литературы посвящен не только истории искусства, но семантике, генезису и онтологии мифа и самого мифологического сознания, что значимо для понимания древних культурных традиций и современных тенденций их интерпретации. Миф сегодня понимается не как сказка, выдумка или фантазия, но как сила, формирующая «на основе сакрализации данной информации определенный образ себя и окружающего мира, систематизирующий пространственно-временные связи и ценностные ориентиры» [1, c. 13] Аналитика современного декоративно-прикладного искусства позволяет выделить несколько направлений в декоративной обработке камня, дерева, волокон: Первое демонстрирует технологичные и оптимизированные приемы обработки, характерные для цивилизации 20-21 веков. Здесь – мебель, ткани и ювелирные украшения фабричного производства, массовость тиражей и авторские или высококачественные изделия, которые не выходят за рамки общепринятой стилистики, либо подражают стилям ушедших эпох. Кто скажет, что мебельный гарнитур, выполненный из карельской березы в стиле ампир или барокко, не востребован сегодняшним покупателем, мечтающим жить по-царски? То же можно сказать и о ювелирных коллекциях модных европейских домов и ювелирных холдингах: драгоценные камни ценились и в древнем Риме, и сегодня. При огромном количестве стилей, направлений в предметном и средовом дизайне, технологий обработки материалов, большая часть выпускаемой продукции лишена какого-либо сакрального смыла (за исключением особых ритуальных предметов) и сугубо функциональна [2-4]. Второе – сохранение и развитие традиционных народных промыслов, связанных с обработкой ткани, дерева и камня. К примеру, в настоящее время в России существует Ассоциация народных промыслов, объединяющая более 200 организаций в 48 регионах. Среди многочисленных ресурсов, пропагандирующих народные традиции можно назвать «Путеводитель по русским ремеслам», «Народные художественные промыслы России», портал Ассоциации народных художественных промыслов России, ресурс «Ремесленничество России» и другие. Часть из этих промыслов процветает, часть – нуждается в поддержке и развитии [5]. Однако современное производство, сохраняя стилистику предметов, пережившую не один век, трансформируя или обновляя ее, не наделяет эти предметы – кружева или деревянные изделия, – символическим значением. Они продолжают существовать как традиция, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства, как коммерческий проект. В мировой практике существует третье направление – реконструкция традиций прошлого, связанных с ткачеством, дерево- и камнеобработкой. Примерами могут служить не только деятельность музеев по сохранению этнографического наследия, но и многочисленные мастерские и клубы по интересам, возрождающие забытые традиции – деревянную игрушку, ткачество, вышивку и пр., практика изготовления которых была прервана, не сохранилась или не стала такой узнаваемой как ростовская финифть, гжельский фарфор или хохломская роспись. Часто любителями-реконструкторами становятся этнографы, краеведы, люди, знакомые с историей культуры своего региона [6]. В этом плане очень показательна деятельность и творчество нашего современника краснодеревца Дэвида Эстерли: в свое время он был поражен красотой и изяществом творчества Гринлинга Гиббонса, увлекся резьбой по дереву и стал одним из лучших специалистов по истории художественной обработки дерева 18 века, а также уникальным мастером, освоившим приемы и технологии, характерные для той эпохи. В России тоже достаточно своих мастеров-ремесленников, уважающих старые традиции и не согласных с тем, что предметы народного творчества достойны быть лишь музейными экспонатами. Однако приверженцев данной деятельности не так уже много и предметы, создаваемые ими, скорее можно отнести к авторскому декоративно-прикладному искусству, копирующему или возрождающему какое-либо ремесло. Четвертое направление связано с возрождением интереса не столько к ремеслу (ткачеству, обработке дерева, камнерезной практике), сколько к мифу. Цивилизация 20 века, прошедшая под знаменем атеизма, борьбы с прошлым и безудержным стремлением к новым технологиям, где нет места ручному труду, сделав круг, в 21 веке снова возродила интерес к архаике: «мифологическое видится и как непременный атрибут сознания индивида, и как «генетическая память» культуры этносов, влияющая на их социокультурные установки. Кроме того, миф бытует не только как отдельная форма сознания, но и (за пределами своей собственной экзистенции) как сакральная составляющая религии, морали, т. е. как программная информация всей данной этнокультурной традиции» [7]. Обнаружение этих глубинных связей мифологического сознания и современной культуры становится одной из задач актуального искусства. Предмет декоративно-прикладного искусства – это «особая форма, в которой бытийствует человеческая память. Именно на этом ценностном уровне происходит предметная «концептуализация» вещи, антропоморфность которой соотнесена не только с потребностями тела, но имеет мировоззренческие основания, оказывается соотнесена со структурами индивидуального сознания» [8]. В русле этого направления и проведено исследование архетипов в творчестве современных авторов. Камень, нить и древо рассматриваются далее в двух ипостасях – и как образ, и как материал. Образы камня, дерева, нити являются архетипическими и восходят к глубокой древности. Как материалы они интересны с точки зрения нетрадиционных способов обработки, реализующих новые авторские подходы к транскрипции этих материалов для воплощения художественны идей. Эволюция образов и эволюция методов обработки самих материалов наиболее наглядно представлена в таблице (табл.1), где предпринята попытка систематизировать разнообразие архетипов, связанных с нитью, деревом и камнем, а также обнаружена цикличность обращения к образам древности, но уже в современном искусстве, владеющим новыми технологиями обработки этих материалов. Список авторов (отечественных и зарубежных), представленный ниже, далеко не исчерпывающий. Он показателен с точки зрения сознательного обращения художниками к теме архетипов в культуре [9], а также инновационного отношения к материалам для воплощения своих идей. При этом одни и те же тенденции в отношении к материалу и его обработке обнаруживаются в творчестве американских, европейских, российских и азиатских авторов. Таблица 1
Современная цивилизация дала принципиально новые возможности для обработки дерева, камня, производства нитей и тканей. Изобретение синтетических материалов, искусственных камня и шпона, разработка высокотехнологичных станков и инструментов для их обработки дали мастерам новые возможности для воплощения идей, сняли существовавшие ранее ограничения, связанные с техническими особенностями материалов, сократили время и трудозатраты по их обработке. Широкое распространение технологий и информации о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве позволили большему количеству людей овладеть разными видами прикладной деятельности, сделав ее более доступной. Открытость технологий, знаний, обеспеченность материалами дали толчок к развитию авторских уникальных техник и образов в декоративно-прикладном искусстве. Поиск идеальных форм для воплощения материального проявления феноменов потустороннего мира – духов, богов, энергий, сакрального знания, – на протяжении всей истории культуры приводил к обнаружению одних и тех же закономерностей бытия, отраженных в образах мировой горы/дерева, нити жизни и т.д., о которых нам хорошо известно из древних легенд и мифов народов мира. Современные авторы [11] идут каждый своим путем, но некие общие глубинные закономерности сознания и культуры приводят их к тем же образам, что существовали и тысячи лет назад. При этом создаваемые художниками произведения, с одной стороны, десакрализованы, поскольку не отсылают к реальному первообразу, чье наличие или отсутствие в нашей реальности даже не обсуждается автором: никому в голову не придет искать мировую гору, приносить жертвы мойрам или искать в эдемском саду дерево жизни. С другой стороны – авторы апеллируют к этим архетипическим образам как к феноменам культуры и сознания, что характерно для посткультуры, использующей формы, существующие в культуре и искусстве для создания новых смыслов. К примеру, в работе Сергея Фалькина «Бурхан» [илл.1] мы видим «мифопоэтичное изображение хранителя местности […]. Это работа из серии крупных скульптур, посвящённых традициям и культуре Забайкалья — родного края мастера. Все в ней «пропитано» временем: с одной стороны, образ — известный и почитаемый с древности дух, с другой, ствол дерева, который природа и время бережно сохранили, превратив в твёрдый камень. В прожилках и полостях образовались небольшие жеоды, переливающиеся на свету. Особенности удачно подобранного материала стали выразительным художественным средством, при котором авторский замысел акцентируется очерченными деталями. Он предстаёт ликом старца — мудрого и всевидящего, в пне многовекового реликтового дерева» [12].
Образ нити как символа жизни является принадлежностью не только древних культур. Инсталляции современной художницы Алены Коган, созданные из целлофановых канатов и полотен, посвящены таким мифологическим темам как «Схема рождения нового мира, «Крылья / Падение», «Прорыв», являются яркой иллюстрацией того, что «в современной культуре это стремление к упорядочиванию и структурированию выражается в процессах гипернормализации действительности, отражающей ее в системе нерефлексивной образности, утверждающей почти мифологического свойства незыблемость общечеловеческих ценностей и созидающей систему иллюзий, принимаемых за несомненную реальность» [13]. Цветные нитяные скульптуры Габриэля Доу и Шона МакГинниса фиксируют попытки художников преобразовать внутреннее и внешние пространства, запечатлеть процесс трансформации мира, показать его структуру, скрытую в обычное время сонмом предметов. Нитяные объекты, лишенные предметности – суть внутренние закономерности бытия, его математические, фрактальные, объемные формулы, делающие видимым– невидимое, осязаемым – неосязаемое. Огромные пространства из нитей, созданы, подобно рисункам в воздухе, японской художницей Тихару Сиота. Они охватывают, как растения, комнаты, залы, потолки и стены, оплетают мебель, лодки и иные предметы, попадающие в сферу их воздействия. Сама художница связывает эти растительноподобные инсталляции с метафорами путешествия, течения жизни, бесконечных связей во вселенной, памяти, эмоций. Работы студии Ball-Nogues (г. Лос-Анжелес) серии String Theory напрямую отсылают нас к теории возникновения вселенной (теория супер-струн): в их конструкциях соединены компьютерные технологии, традиционные индонезийские методы ткачества и плетения, оригинальная цветовая гамма, создающие визуальные эффекты, меняющие восприятие инсталляции в зависимости от точки зрения на нее. Если обратиться к образу дерева в мировой культуре, то мы обнаружим там Мировое древо, дриад, родовые деревья, погребальные, деревянные идолы и обереги, где сама суть древесных духов воплощена в материале, а процесс роста и развития семечка суть сама жизнь. Формы этой мифологизации бесконечны. К примеру, искусство бонсай, столетиями хранящее принципы построения композиции, эстетические закономерности [14], в творчестве Кавабэ Такэо (Япония) приобретает новое прочтение, поскольку самым важным мастер считает не следование канону, но возможность услышать голос дерева и придать ему такую форму, которое оно само предпочитает. «Сущность ремесленной культуры как раз и заключается в том, чтобы проявить жизнь, заключённую в материале. Красота – это не то, что создаётся человеком, она – в самой жизни» [15]. С другой стороны, сами архаические образы могут получить неожиданное прочтение и нестандартную прикладную окраску, становясь мотивами произведений искусства, арт-объектов, ландшафтных скульптур. В коллекции Н. Лавданского «Чернобог» мы видим, что «время и пространство — категории взаимообратимые» [16,с.128]: в современных арт-объектах фиксируются мифологические образы прошлого, перенося зрителя не только в иную эпоху, но и в иное пространство, где есть место богам и духам природы [илл. 2 ]. Резьба по дереву сложнейшего уровня характерна и для русской традиции, и для европейской, и для стран Азии: здесь можно упомянуть таких авторов как Кронид Гоголев, Кирил Томанов [17], Рендал Розенталь, Иоп ванн Дриль, Чжэн Чуньху, Хсу Тунг Хан – каждый из этих мастеров создал свой уникальный стиль, раскрывая все возможности дерева как материала [18]. Некоторые авторы придерживаются традиций ремесла и канонов и сюжетов родной культуры, некоторые - создают нечто принципиально новое. А разговоры с природой и создание духов места Китом Дженнингсом, корнепластика Нагато Ивасаки как особые виды ландшафтного искусства, позволяют созерцать застывшую красоту движения в сочетании с естественными формами, созданными самой природой. В камнерезном искусстве высокого качества обработки камня достигли многие отечественные и зарубежные авторы, такие как Владимир Путрин, семья Хенн из Германии и другие. Некоторые из камнерезов сохраняют и развивают стилистику и наработки предшественников, создавая, к примеру, цветочные композиции, популярные еще с конца 19 века [19]. Принципиально новых высот и результатов достигают те мастера, которые не пытаются повторить эстетические идеалы прошлого (как, например, подражатели творчества К.Фаберже) [20], но хорошо чувствуя возможности самого материала, подчиняют его более значимой идее – выражению пластики, движения, чувства, – того, что будет ценно для современного зрителя и интереснее, чем просто бриллианты в оправе. И снова здесь реализуется идея – показать в первую очередь красоту самого камня, выявить его максимально выразительную форму, в которой он раскроется в полноте фактуры и цвета. Еще в «Трактате о создании садов» (Япония, эпоха Хейан 790-1192) мастеру-создателю сада рекомендуется «следовать воле камней» и размещать их так, как они сами бы хотели лежать [21]. Авторы-камнерезы, такие как, например, Сергей Фалькин, Александр Веселовский показали, что драгоценные и полудрагоценные камни заслуживают большего, нежели быть ограненными и вставленными в колье. Чистота цвета, ясность фактуры и их соответствие созданному художественному образу ясно демонстрирует, что «в произведениях искусства выражается та аксиосистема которая пронизывает всю культуру и лежит в ее основе» [22], а именно – желание показать красоту и силу самого материала, его самодостаточность в возможности передать замысел автора. В этом случае нет необходимости в вычурности форм, «преодолении материала», скорее наоборот – рука мастера лишь раскрывает тот дух, эмоцию, движение, которые заключены в самом камне. Уважение к материалу, отношение к нему, как к живому существу приводит к созданию ярких произведений искусства, обладающих своим характером. И уже неважно, из драгоценного они камня (как в творчестве Алексея Антонова), или из обыкновенного гранита (как у Хиротоши Ито) [23]. Следование воле материала, раскрытие его эстетического потенциала мы видим также и в работах современных авторов, где причудливым образом переплетаются ткань, дерево, камень [илл. 3]. В области создания украшений интересным примером может служить такое творческих кредо как стремление видеть и запечатлевать «красоту несовершенства»: плетеные вручную жгуты из натурального льна органично сочетаются с деревянными и янтарными деталями, напоминая украшения и магические обереги древних славян [илл. 4]. Они «хранят тайну», ведут свой диалог, замирают во времени, фиксируют необычные «эмоции природы», приоткрывают завесу в скрытый мир нити и дерева.
Таким образом, аналитика современного декоративно-прикладного искусства позволила выявить несколько важных аспектов в его взаимоотношениях в древними архетипическими образами. С одной стороны, искусство отражает интерес пост-культуры к архаике, ее наследию и связи с бессознательным, с другой стороны – трансформирует архетипические мифологические образы, наделяя их новым смыслом [24]. Лишенные сюжетности, изъятые из родной историко-культурной среды, образы мирового древа, духа камня, нити становятся не мертвыми музейными экспонатами или героями статей в мифологической энциклопедии, но живыми объектами, воскрешенными современными технологиями и облеченными в новую плоть. Древние архетипы не теряют при этом свой первоначальный смысл, но, оживая в руках мастера, становятся актуальным инструментом познания мира, его скрытых закономерностей и возможностей, предлагая зрителю осязаемые, видимые, чувственные образы миропорядка. Эстетическое восприятие реальности и художественное воплощение констант бытия всегда находились и находятся на грани магии, медитации и просветления, когда за грубыми формами камня, нити, дерева автор и зритель ощущают не абстрактный мир идей, но прикасаются к древним основам устройства материального мира, могут ощутить их дух и жизненную силу.
Библиография
1. Московкина И.И. Неомифология древнего и нового мира // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2006. № 4. С. 3-12.
2. Jordaan R. Contemporary Jewellery as Gnosis: Interpreting alchemy through contemporary jewellery objects [Электронный ресурс]: Stellenbosch University Library and information services.-режим доступа-2022.-https://scholar.sun.ac.za/bitstream/handle/10019.1/124937/jordaan_contemporary_2022.pdf?sequence=1 3. Изместьев С.А.Русские самоцветы: возрождение ювелирных традиций уральских мастеров // Актуальные исследования. 2021. № 12 (39). С. 30-34. 4. Li J., Li Y. Traditional Carving Art and Modern Advertising Design // Canadian Social Science Vol. 10, No. 3, 2014, pp. 149-152. doi::10.3968/4561 5. Хошимова Ш.Ф. Народные промыслы и их возрождение // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. 2021. № 2 (67). С. 44-48. 6. Сырова Н.В., Морозова А.А. Народные промыслы и современное декоративно-прикладное искусство: точки соприкосновения// Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 115-118. 7. Воронова Н.И. Особенности этнонационального мифотворчества в культуре современной России // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006 г. т.2 № 19, С.15-22. 8. Летягин Л.Н. Усадебный музей: вещесловие мифа // Новые российские гуманитарные исследования. 2020. № 15. 9. Иванова М.Г. Архетипы культуры. Поиск центрального архетипа. Москва, 2021. 480 с. 10. Блинова И.В. Произведения в технике скульптурной (объемной) мозаики уральской камнерезной мастерской «Святогор» // Материалы X международной научно-практической конференции вузов России. Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов Санкт-Петербург, 23–28 апреля 2018 года. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 324-329 11. Gurrey Ch. Transformations of matter:contemporary carving in stone. Sculpture Journal 21.1 . 2012 p. 30-37 12. Фалькин C. Бурхан [Электронный ресурс]: персональный сайт Сергея Фалькина.-2022-режим доступа-https://sergeyfalkin.ru/raboty/burhan-2/ 13. Игнатьев Д.Ю. "Холодное искусство" в контексте гипернормализации массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 199-203. 14. Kawasumi M.II , Kawasumi M.III . The Secret Techniques of Bonsai: A Guide to Starting, Raising, and Shaping.-•Tokyo, Kodansha International, 2013. 15. Рёити Т. Услышать голоса деревьев: бонсай Кавабэ Такэо [Электронный ресурс]: Nippon.com Современный взгляд на Японию. – электронный журнал. – 03.04.2017-режим доступа-https://www.nippon.com/ru/views/b02317/ 16. Летягин Л.Н. Топология путешествий: профанное и сакральное // Ценности и смыслы, 2011 г. С.126-135 17. Konov M. Contemporary Miniature Wood Carving. Themes and Motifs in Kiril Tomanov’s Artworks // visual studies «st. Cyril and st. Methodius» university of veliko tarnovo-university press 2020 (4) iss 2. Pages: 181-187 doi: https://doi.org/10.54664/xcws7771 18. Пухначева Е.Ю. Резьба по дереву в современной культуре // Материалы международного научного форума "Образование. Наука. Культура". Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». В 5 ч.. Гжель, 2020. С. 115-117. 19. Габриэль Г.Н. Цветочные композиции в контексте отечественного камнерезного искусства: история и современность // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 4. С. 60-65. 20. Скурлов В.В. (ред.-сост.), Фаберже Т.Ф., Илюхин В.Н. К.Фаберже и его продолжатели. Санкт-Петербург: Издательство «Лики России», 2009. 21. Takei J. Sakuteiki, visions of the Japanese garden: a modern translation of Japan’s gardening classic / Jiro Takei and Mark P. Kean. Boston: Tuttle Publ., 2008. 22. Никифорова А.А. Художественный образ как система ценностей // Картина человека: философия, культурология, коммуникация. Коллективная монография. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество.-Санкт-Петербург, 2016. С. 535-541. 23. Schmidt F.. The Art of Shaping Materials // Art & Perception. 28 Oct 2019. doi:10.1163/22134913-20191116 24. Баркова В.В. Миф как универсальная форма интерпретации глубин человеческого мышления о миробытии. Челябинск, 2021. References
1. Moskovkina, I.I. (2006). Neomythology of the ancient and new world. Russian language, literature, culture at school and university, 4, 3-12.
2. Jordaan, R. (2022). Contemporary Jewellery as Gnosis: Interpreting alchemy through contemporary jewellery objects. Stellenbosch University Library and information services. Retrieved from https://scholar.sun.ac.za/bitstream/handle/10019.1/124937/jordaan_contemporary_2022.pdf?sequence=1 3. Izmestyev, S.A. (2021). Russian gems: revival of ural jewelers’ traditions.Actual research. 12 (39), 30-34. 4. Li, J., Li, Y. (2014). Traditional Carving Art and Modern Advertising Design. Canadian Social Science 10 (3) , 149-152. 5. Hoshimova, Sh.F. (2021). Folk crafts and their revival. Scientific notes of Khujand State University named after academician B. Gafurov. Series of Humanities and Social Sciences. 2 (67), 44-48. 6. Syrova, N.V., Morozova, A.A. (2021). Folk crafts and modern decorative applied arts: points of contact. In: Culture, Education and Art: Traditions and innovations (pp. 115-118). Nizhny Novgorod: Minin University. 7. Voronova, N.I. (2006) . Features of ethnonational myth-making in the culture of modern Russia. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences 2 (19), 15-22. 8. Letyagin, L.N. (2020). Manor Museum: The Myth's narrative. New Russian Humanitarian Studies, 15. 9. Ivanova, M.G. (2021). Archetypes of culture. Search of the Central archetype. Moscow, Russia: Flinta. 10. Blinova, I.V. (2018). Works in the technique of sculptural (three-dimensional) mosaics of the Ural stone-cutting workshop "Svyatogor". Materials of the X International scientific and practical conference of Russian universities. Science and education in the field of technical aesthetics, design and technology of artistic processing of materials St. Petersburg, April 23-28, 2018. 324-329 11. Gurrey, Ch. (2012). Transformations of matter: contemporary carving in stone. Sculpture Journal 21 (1), 30-37. 12. Falkin, S. (2022). Burkhan. Retrieved from https://sergeyfalkin.ru/raboty/burhan-2/ 13. Ignatiev, D. (2019). "Cold art" in the context of Mass Culture Hypernormalization. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1 (106), 199-203. 14. Kawasumi, M. II, Kawasumi M. III. (2013). The Secret Techniques of Bonsai: A Guide to Starting, Raising, and Shaping ... Tokyo, Japan: Kodansha International. 15. Ryoichi, T. (2017). Hear the voices of the trees: bonsai Kawabe Takeo . E-journal A modern view of Japan. Retrieved from https://www.nippon.com/ru/views/b02317/ 16. Letyagin, L.N.( 2011).Topology of travel: profane and sacred. Values and meanings,126-135. 17. Konov, M. (2020). Contemporary Miniature Wood Carving. Themes and Motifs in Kiril Tomanov’s Artworks. Visual studies «st. Cyril and st. Methodius» university of veliko tarnovo 4, (2), 181-187. doi: https://doi.org/10.54664/xcws7771 18. Pukhnacheva, E.Yu. (2020). Wood carving in modern culture. Materials of the international scientific forum "Education. The science. Culture",115-117. 19. Gabriel, G.N. (2020). The flower compositions in the context of the Russian gemstone curving art: the history and the present days . New Art studies. History, theory and philosophy of art, 4, 60-65. 20. Skurlov, V.V. (Ed.), Faberge, T.F., Ilyukhin, V.N. (2009). K.Faberge and his successors. St. Petersburg, Russia: Faces of Russia. 21. Takei, J. Kean, M.P. (2008). Sakuteiki, visions of the Japanese garden: a modern translation of Japan’s gardening classic. Boston: Tuttle Publishing. 22. Nikiforova, A.A. ( 2016). Artistic image as a system of values. In: The picture of a man: philosophy, cultural studies, communication. (pp 535-541). St.-Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University Publ. 23. Schmidt,F. (2019)The Art of Shaping Materials. Art & Perception. doi:10.1163/22134913-20191116 24. Barkova, V.V. (2021). Myth as a universal form of interpretation of the depths of human thinking about the world. Chelyabinsk, Russia: SUSHPU Publ.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор в представленной работе пошел по интересному пути: обратился к эстетике архетипов дерева, камня и нить с целью проследить их смысловое и атрибутивное воплощение в декоративно-прикладном искусстве современности. Связано это прежде всего с художественной обработкой дерева, камня и нити. В аналитике современного декоративно-прикладного искусства автор в результате обобщений выделяет несколько направлений в художественной обработки камня, дерева, нити: так, например, первое направление связано с современными условиями обработки, которые носят продуктивный технологичный характер – в этом случае автор даже апеллирует, хотя и вскользь к явлениям массовой культуры: изготовлению мебели для широкого потребления и т.д. Представляется, что выделение таких направлений имеет убедительную авторскую трактовку, сопровождается соответствующими примерами. В целом такой подход обоснован: автор не просто склоняется к исследованию научных работ по теме, а идет по несколько другому пути – анализирует ключевые направления декоративно-прикладного искусства, в котором применяются указанные атрибуты: дерево и т.д. Это позволит автору далее перейти к интерпретациям архетипики, что в конечном итоге приведет к полноценному раскрытию заявленной темы. К тому же автором оперирует необходимыми понятиями для успешного обобщения по тематике, например, использует сакральную составляющую религии, генетическую память культуры и т.д. Это придает научность материалу, но не только: автор таким образом демонстрирует свое погружение в тему, и доверие в связи с этим по ходу прочтения статьи только возрастает. Рассуждения по ключевым вопросам, затрагиваемым в материале, обоснованны, соответствуют выстроенной логике научного поиска, отражают глубину проработки тематики. Несомненными плюсами статьи можно рассматривать присутствие в ней иллюстративного материала, а также достаточного списка источников. При этом автор сопровождает иллюстрации пространным комментарием, который позволяет глубже понять архетипику дерева, камня и нити в декоративно-прикладном искусстве. Я бы, пожалуй, большее внимание все же сосредоточил на эстетике древнейших архетипов (кстати, считаю, что слово древнейших – здесь лишнее, т.к. архетипы восходят к глубинам эпох). У автора именно эстетика становится по ходу повествования вторичным элементом, а вместе с тем она должна быть на первом месте. Хотя, к слову сказать, это не мешает понять авторскую задумку, а автору справиться со столь сложным и многогранным материалом. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие моменты: 1) затронут поиск идеальных форм для воплощения материального проявления феноменов потустороннего мира – «духов, богов, энергий, сакрального знания»; 2) затронуты принципы построения композиции, которые не могут быть не сопряжены с нормами эстетики, и т.д. Таким образом, статья может представлять интерес для читателей и рекомендуется к опубликованию. |