Воронова Н.И., Михайлов Д.В., Никифорова А.А. —
Методические аспекты преподавания методологии гуманитарного исследования на примере структурного и синергетического анализа
// Педагогика и просвещение. – 2024. – № 3.
– С. 57 - 74.
DOI: 10.7256/2454-0676.2024.3.71712
URL: https://e-notabene.ru/ppmag/article_71712.html
Читать статью
Аннотация: Исследование посвящено разработке и обоснованию методического подхода к преподаванию методологии гуманитарного исследования в контексте формирования научно-исследовательской активности студентов. Нехватка учебно-методического материала, посвященного методологии гуманитарного исследования, отсутствие простых и ясных для студентов рекомендаций и алгоритмов по построению собственных исследований и выбору методов делает этот подход актуальным. Принцип данного подхода раскрывается на примере изложения теоретических и прикладных вопросов структурализма и синергетики как методов исследования и основывается на движении познания от простого к сложному. Материалом исследования послужили современные публикации посвященные проблемам образования, гуманитаристики, методологии исследования, а так же структурализму и синергетике как формам научного анализа и их транскрипциям феноменов культуры и искусства. В ходе разработки данного методического подхода авторами проведена редукция синергетического и структурного методов, систематизация основных понятий, используемых в научно-исследовательской работе студентов, выявлен ряд характеристик, описывающих ход исследования с применением указанных методов, проведен их сравнительный анализ с указанием слабых и сильных сторон. Новизна исследования заключается в разработке и демонстрации возможностей предлагаемого методического подхода, который предлагает: поэтапное освоение исследовательского инструментария с опорой на такие базовые понятия, как «объект», «категория», «ценность» и пр.; наглядное – в виде таблицы, – сравнение методов и характеристик исследования; проработку категориального аппарата методов с опорой на историю их происхождения, авторитет классических авторов и цитаты их текстов, демонстрацию возможностей методов в современных исследованиях. При этом акцент делается на уникальных особенностях изучаемых методов, необходимых для критического осмысления эстетических и культурных феноменов и построения непротиворечивого маршрута исследования. Результатом такого подхода является понятный алгоритм выбора в пользу того или иного метода, а также возможность создания комплексной методологии. Разработанный методический подход может быть применен в непосредственно в педагогической практике, а также в ходе подготовки студентами своих научных исследований.
Abstract: The research is devoted to the development and substantiation of a methodological approach to teaching the methodology of humanitarian research in the context of the formation of research activity of students. The lack of educational and methodological material devoted to the methodology of humanitarian research, the lack of simple and clear recommendations and algorithms for students to build their own research and choose methods makes this approach relevant. The principle of this approach is revealed by the example of the presentation of theoretical and applied issues of structuralism and synergetics as research methods and is based on the movement of knowledge from simple to complex. The research material was modern publications devoted to the problems of education, humanities, research methodology, as well as structuralism and synergetics as forms of scientific analysis and their transcriptions of cultural and art phenomena. During the development of this methodological approach, the authors carried out a reduction of synergetic and structural methods, systematization of the basic concepts used in the research work of students, identified a number of characteristics describing the course of research using these methods, conducted their comparative analysis indicating weaknesses and strengths. The novelty of the research lies in the development and demonstration of the possibilities of the proposed methodological approach, which offers: step–by–step development of research tools based on such basic concepts as "object", "category", "value", etc.; visual – in the form of a table – comparison of research methods and characteristics; elaboration of the categorical apparatus of methods based on the history of their origin, the authority of classical authors and quotations of their texts, the demonstration of the possibilities of methods in modern research. At the same time, the emphasis is on the unique features of the studied methods, which are necessary for a critical understanding of aesthetic and cultural phenomena and the construction of a consistent research route. The result of this approach is an understandable algorithm for choosing one or another method, as well as the possibility of creating a comprehensive methodology. The developed methodological approach can be applied directly in pedagogical practice, as well as during the preparation of students' scientific research.
Никифорова А.А., Воронова Н.И. —
Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт)
// Философия и культура. – 2023. – № 5.
– С. 60 - 73.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40731
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40731.html
Читать статью
Аннотация: Предметом настоящего исследования стали иммерсивные художественные среды, существующие в современном культурном пространстве. Иммерсивные технологии сегодня используются в образовательных процессах, исторической реконструкции, различных формах социализации, в визуальных искусствах; иммерсия реализуется как особый научный подход в антропологических, этнографических, искусствоведческих исследованиях. Интерактивность и иммерсивность здесь рассматриваются как сложные прогнозируемые процессы, чьи алгоритмы заложены в саму основу художественного произведения или культурной среды. Они позволяют интенсифицировать весь спектр чувственно-эмоционального восприятия, создавая не только новый тип художественного произведения, но и новый тип реципиента, погруженного в процесс развертывания художественного сюжета. В исследовании предложена классификация функций иммерсивного искусства. На примере российских и зарубежных художественных проектов проанализированы и выявлены существенные признаки и особенности иммерсивного искусства. На примере культурного поля северо-запада России рассматриваются иммерсивные проекты, реализованные в последние годы, а также проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных эвентов. Исследование пришло к выводу, что иммерсивные среды обладают как позитивным, так и негативным потенциалом: комплексное воздействие на чувства человека с использованием особых технологических приемов, влияющих на восприятие, может приводить как к эффекту полного погружения и катарсису, так и к разрушительной гиперстимуляции психики. А сами художественные иммерсии в большей степени являются формой медиакоммуникации, нежели законченными произведениями.
Abstract: The subject of this research is the immersive artistic environments that exist in the modern cultural space. Immersive technologies are used today in educational processes, historical reconstruction, various forms of socialization, in visual arts; immersion is implemented as a special scientific approach in anthropological, ethnographic, art history studies. Interactivity and immersiveness are considered here as complex predictable processes whose algorithms are embedded in the very basis of an artistic work or cultural environment. They make it possible to intensify the entire spectrum of sensory-emotional perception, creating not only a new type of artwork, but also a new type of recipient immersed in the process of unfolding an artistic plot. The classification of functions of immersive spaces is proposed in the study. On the example of Russian and foreign art projects, the essential signs and features of immersive art are analyzed and identified. Immersive projects implemented in recent years are considered on the example of the cultural field of the north-west of Russia, as well as a comparative analysis of foreign and domestic events is carried out. The study concluded that immersive environments have both positive and negative potential: a complex effect on human feelings using special technological techniques that affect perception can lead to both the effect of complete immersion and catharsis, and to destructive hyperstimulation of the psyche. And the artistic immersions themselves are more a form of media communication than finished works.
Никифорова А.А. —
Интерактивные формы сохранения культурной памяти (на примере исторической реконструкции в северо-западном регионе России)
// Культура и искусство. – 2021. – № 3.
– С. 37 - 46.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.3.33133
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_33133.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье исследуется процесс сохранения культурного наследия посредством интерактивных форм исторической реконструкции. Рассматриваются такие относительно новые для нашей страны явления как военно-исторические клубы, этнопарки, зоны тематического туризма, частные музеи и этнографические собрания, которые организуют знакомство с историей нашей родины на условиях интерактивности. Деятельное включение посетителей / участников клуба в процесс реконструкции быта, образа жизни, военных традиций наших предков позволяет стать участником восстановленной живой истории, более понятной и близкой, нежели тексты в учебнике или артефакты на витрине, и, соответственно, вызывает более живой и эмоциональный отклик, формируя уважительное и патриотическое отношение к родной стране. В ходе проведенного исследования было установлено, что этнопарки, зоны тематического туризма, частные музеи, дома этнографии, созданные усилиями энтузиастов, не часто являются объектом научного интереса. Случается, что профессиональное научное сообщество относится к этим организациям с пренебрежением или снисходительным сочувствием. Но практика показывает, что историческая реконструкция привлекает к себе больше внимания граждан, чем традиционный музей. Такая ситуация требует исследования и обусловливает его новизну. Результатом исследования явилось создание ценностно-ориентированной классификации организаций исторической реконструкции, а также предположение, что с точки зрения посетителя/участника ведущую роль в исторической реконструкции является не столько фактическая достоверность (с определенной степенью домысла), но создание цельного образа живой истории, наполненного ценностным смыслом ушедшей эпохи.
Abstract: This article examines the process of preservation of cultural heritage through interactive forms of historical reconstruction. The author reviews such relatively new for Russia phenomena as military-historical clubs, ethnic parks, thematic tourism zones, private museums and ethnographic collections, which familiarize with the history of our homeland in an interactive form. The active engagement of visitors and members of the club into the process of reconstruction of lifestyle and military traditions of previous generations is like being a participant of the restored history, which is more comprehensible than the textbook or exhibited artifacts, and thus arouses more emotional response and forms a respectful and patriotic attitude towards the native country. It is established that ethnic parks, thematic tourism zones, private museums, houses of ethnography, created by the efforts of enthusiasts do not often become the object of scientific interest, at times receiving contempt from the professional scientific community. However, the practice demonstrates that historical reconstruction draws more citizen’ attention than the traditional museum. Such situation requires examination and defines its novelty. The result of research consists in the creation of value-oriented classification of historical reconstruction organizations, as well as in assumption that from the visitor’s or participant’s perspective the leading role in historical reconstruction is not so much the accuracy (with a certain degree of fiction), but the creation of a holistic image of living history, filled with the value meaning of the bygone era.