Шумов М.В. —
Творческие союзы Дмитрия Астрахана
// Философия и культура. – 2024. – № 5.
– С. 59 - 72.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.5.70726
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70726.html
Читать статью
Аннотация: В современной концепции лидерства успеха одного человека недостаточно. Гораздо эффективнее выстраивать долгосрочные взаимоотношения между партнерами и двигаться от проекта к проекту. В творческом тандеме складывается очень близкая коммуникация и синхронизация действий, благодаря которой участники вдвоём создают уникальную ценность. Дмитрий Астрахан – режиссер, который безмерно «чувствует время». Его фильмы 1990-х годов – кинодокументы своей эпохи, которые находят отражение в работах современных режиссеров. Все это подчеркивает и несомненно подтверждает актуальность данного исследования. Исходя из этого автор ставит перед собой цель – выявить особенности творческих союзов Дмитрия Астрахана. Поставленная цель решается следующими задачами: 1) проанализировать творческую команду режиссера Дмитрия Астрахана; 2) выявить участников творческого коллектива, с которыми режиссер работал больше, чем с другими; 3) обосновать роль творческого тандема в кинорежиссерском творчестве Дмитрия Астрахана. В качестве объекта исследования представляется творческий тандем, а предметом исследования являются основные творческие тандемы в режиссерском кинотворчестве Дмитрия Астрахана. В качестве ключевых методов текущего исследования были выбраны культурно-исторический и искусствоведческий методы исследования. Теоретической и методологической базой при написании данной работы послужили труды отечественных исследователей З. Лисса, А.О. Козырева, М.А. Новоселовой, С.В. Лавровой, Ли Цзянь и Н.В. Медведевой. Нельзя не отметить предыдущие публикации автора по теме исследования, послужившие материалом для работы. Также в арсенале источников использовались статьи публицистического характера для отражения мнений кинокритиков и кинозрителей по вопросам исследования. Научная новизна работы заключается в актуализации роли творческого тандема в отношении творчества отечественных режиссёров кино и обосновании четкого аналитического подхода к выявлению участников основного творческого коллектива кинорежиссера Дмитрия Астрахана. В результате исследования было выявлено, что больше всего Дмитрий Астрахан за весь творческий период (1991-2020) сотрудничал со сценаристом Олегом Даниловым – 24 совместных фильма и композитором Александром Пантыкиным – 11 совместных фильмов. Это послужило формированием общих стилевых черт и взаимосвязей, позволяющих создавать фильмы с уникальным авторским почерком.
Abstract: Dmitry Astrakhan is a director who immensely "feels the time." His films of the 1990s are documentary films of their era, which are reflected in the works of modern directors. All this underlines and undoubtedly confirms the relevance of this study. Based on this, the author sets a goal to identify the features of Dmitry Astrakhan's creative unions. The set goal is solved by the following tasks: 1) to analyze the creative team of director Dmitry Astrakhan; 2) to identify the members of the creative team with whom the director worked more than with others; 3) to substantiate the role of the creative tandem in the filmmaking work of Dmitry Astrakhan. The object of the study is a creative tandem, and the subject of the study is the main creative tandems in the directorial filmmaking of Dmitry Astrakhan. Cultural-historical and art-historical research methods were chosen as the key methods of the current research. The theoretical and methodological basis for writing this work was the works of Russian researchers Z. Lissa, A.O. Kozyreva, M.A. Novoselova, S.V. Lavrova, Li Jian and N.V. Medvedeva. It is impossible not to mention the author's previous publications on the research topic, which served as material for the work. Also, journalistic articles were used in the arsenal of sources to reflect the opinions of film critics and moviegoers on research issues. The scientific novelty of the work lies in the actualization of the role of the creative tandem in relation to the work of domestic film directors and the justification of a clear analytical approach to identifying participants in the main creative team of film director Dmitry Astrakhan. As a result of the study, it was revealed that Dmitry Astrakhan collaborated most of all with screenwriter Oleg Danilov during the entire creative period (1991-2020) – 24 joint films and composer Alexander Pantykin – 11 joint films. This served as the formation of common stylistic features and relationships that allow you to create films with a unique author's handwriting.
Шумов М.В. —
Актерское решение фильма в контексте режиссерского почерка Мартина Скорсезе
// Философия и культура. – 2024. – № 3.
– С. 142 - 157.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.3.70226
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70226.html
Читать статью
Аннотация: В качестве материала исследования рассматриваются полнометражные и короткометражные самостоятельные художественные фильмы режиссера Мартина Скорсезе. Объектом исследования обозначены основные элементы режиссерского почерка Мартина Скорсезе. На протяжении всего творческого пути исследуемый режиссер, не боясь оперирует многочисленными художественными приемами, которые сегодня образовывают режиссерский стиль и режиссерский почерк – трансляция христианских мотивов, жестокость в сочетании с красотой преступного мира, глаза как элемент души героя, использование зеркала в контексте отражения иного мира персонажа, повествование через сны и фантазии, а также изобилие монтажных решений. Основное внимание уделено актерскому решению в фильмографии режиссера, что коррелирует с предметом данного исследования. В данной статье автором были проанализированы 33 фильма режиссёра, попадающие под условия исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных теоретиков и практиков кинематографа, а также киноэнциклопедии и киносправочники академического характера. По результатам исследования автор пришел к выводу, что режиссер привержен постоянному актерскому составу в своих фильмах. Больше других у Мартина Скорсезе снимаются такие актеры как Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Катрин Скорсезе (Catherine Scorsese), Чарльз Скорсезе (Charles Scorsese), Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio). Сам же режиссер ставит себя на вершину этого списка. Во всех исследуемых фильмах приняло участие 430 актеров, которые появляются в фильмографии режиссера как минимум два раза. В фильмах Ирландец (2019) (Ориг. The Irishman), Волк с Уолл-стрит (2013) (Ориг. The Wolf of Wall Street), Отступники (2006) (Ориг. The Departed), Славные парни (1990) (Ориг. Goodfellas) и Казино (1995) (Ориг. Casino) снялись наибольшее количество повторяющихся в творчестве режиссера актеров. Также в процессе исследования нами было обнаружено, что режиссер в большинстве своих фильмов предпочитает снимать не только себя, но также и членов своей семьи.
Abstract: Full-length and short independent feature films directed by Martin Scorsese are considered as the research material. The object of the study is the main elements of Martin Scorsese's directorial style. Throughout his creative career, the director under study, without fear, operates with numerous artistic techniques that today form the directorial style – broadcasting Christian motifs, cruelty combined with the beauty of the criminal world, eyes as an element of the hero's soul, using a mirror in the context of reflecting the other world of the character, narration through dreams and fantasies, as well as an abundance of editing solutions. The main attention is paid to the cast in the director's filmography, which correlates with the subject of this study. In this article, the author analyzed 33 films of the director that fall under the conditions of the study. The theoretical and methodological basis of the research was the works of domestic and foreign theorists and practitioners of cinematography, as well as film encyclopedias and film textbooks of the academic level. According to the results of the study, the author came to the conclusion that the director is committed to a permanent cast in his films. More than others, Martin Scorsese stars such actors as Robert De Niro, Catherine Scorsese, Charles Scorsese, Leonardo DiCaprio. The director puts himself at the top of this list. 430 actors took part in all the films studied, who appear in the director's filmography at least twice. In the films The Irishman (2019), The Wolf of Wall Street (2013), Goodfellas (1990), and Casino (1995) starred the largest number of recurring actors in the director's work. Also, in the course of our research, we found that the director in most of his films prefers to shoot not only himself, but also members of his family.
Шумов М.В., Павлов А.Ю. —
Творческий диапазон Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. К 100-летию «королевы эпизода»
// Философия и культура. – 2023. – № 5.
– С. 191 - 205.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40697
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40697.html
Читать статью
Аннотация: В качестве объекта данной статьи авторами была обозначена речевая культура. Предметом исследования является творческий потенциал заслуженной артистки РСФСР Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. Авторы поставили перед собой цель выявить диапазон потенциала речевых возможностей в деле озвучивания мультипликационных персонажей. Методологическую основу статьи составляет контент-анализ, сравнительный, статистический, историко-культурологический анализ советских мультипликационных произведений, а также их персонажей, озвученных Марией Виноградовой. Авторы при рассмотрении проблемы достигают следующих результатов: с 1954 по 1995 годы Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских мультфильмов. Наиболее плодотворными годами для актрисы с точки зрения озвучивания были 1973, 1974, 1975, 1976 годы. За 40 лет актриса озвучила 109 животных, 87 мальчика, 22 девочки, 14 неопределенных персонажа и 9 неодушевленных предметов. В процессе разработки поставленной проблемы авторы выделяют категории озвучиваемых персонажей (персонажи-мальчики, персонажи-девочки, персонажи-животные, персонажи-предметы, неопределенные персонажи) и проводят анализ творчества актрисы на предмет принадлежности озвучиваемых ею персонажей к этим категориальным элементам. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе палитры речевых возможностях Марии Виноградовой. В результате исследования авторы приходят к следующим выводам: 1) Высокий творческий подъем актрисы сформировался в 1970-е годы – в это десятилетие был озвучен 91 советский мультфильм, что от общего числа озвученных мультфильмов составляет 42%. 2) Актерское амплуа-травести Марии Сергеевны подтверждает первое место по количество озвученных персонажей мужского пола – детей и животных. 3) В 15 мультфильмах Мария озвучила нескольких персонажей, а в 2х – всех персонажей, что говорит о широком речевом диапазоне актрисы.
Abstract: The authors designated speech culture as the object of this article. The subject of the study is the creative potential of the Honored Artist of the RSFSR Maria Vinogradova in the context of voicing Soviet cartoons. The authors set a goal to identify the range of the potential of speech capabilities in voicing cartoon characters. The methodological basis of the article is content analysis, comparative, statistical, historical and cultural analysis of Soviet animated works, as well as their characters voiced by Maria Vinogradova. The authors, when considering the problem, achieve the following results: from 1954 to 1995, Maria Sergeevna took part in the dubbing of 213 Soviet cartoons. The most fruitful years for the actress in terms of voice acting were 1976 – 15 works; 1975, 1984 - 12 works; 1973 – 11 works; 1974 – 10 works. For 40 years, the actress has voiced 109 animals, 87 boys, 22 girls, 14 indeterminate characters and 9 inanimate objects. In the process of developing the problem, the authors identify categories of voiced characters (boy characters, girl characters, animal characters, object characters, indeterminate characters) and analyze the actress' creativity for the characters she voices belonging to these categorical elements. The novelty of the research lies in the unconventionality of the indicated approach, as well as in the complex analysis of the palette of Maria Vinogradova's speech capabilities. As a result of the study , the authors come to the following conclusions: 1) The high creative rise of the actress was formed in the 1970s - 91 Soviet cartoons were voiced in this decade, which is 42% of the total number of voiced cartoons. 2) The acting role of Maria Sergeevna's travesty confirms the first place in the number of voiced male characters - children and animals. 3) In 15 cartoons, Maria voiced several characters, and in 2 – all the characters, which indicates a wide speech range of the actress.
Шумов М.В. —
Развитие отечественного кинофестивального движения: тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв.
// Человек и культура. – 2021. – № 6.
– С. 34 - 48.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.6.37160
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_37160.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в контексте развития отечественного кинофестивального движения. Автор поставил перед собой цель проследить эволюцию развития отечественного кинофестивального движения, выражающуюся в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XI вв. Методологическую основу статьи составляет динамика формирования опыта эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности (Б.М. Неменский), контент-анализ, сравнительный, жанрово-тематический, статистический, историко-культурологический анализ тематики и жанров произведений кинолюбительства советского и постперестроечного периодов, представленных на кинофестивалях. Автор при рассмотрении проблемы достигает следующих результатов: разрабатывает положение о разделении традиционного кинолюбительства на любителей киноискусства и видеолюбителей; организационные формы и тенденции развития кинофестивального движения в России, тематические отличия современных кинолюбителей, заключающиеся в преемственной, традиционной, новой и утраченной тематике детских и взрослых любительских кинофильмов. В процессе разработки поставленной проблемы автор выделил традиционные кинолюбительские и современные видеолюбительские жанры экранных произведений. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе проблемы современного развития любительского кинофестивального движения. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: 1. Разделение традиционного кинолюбительства на две группы: любителей традиционного киноискусства и видеолюбителей-создателей произведений новой и традиционной тематики обусловлено социально-культурными особенностями современного развития кинофестивального движения любителей. 2. Отмечается, что утраченные тематические группы, такие как наследие советской эпохи, будут возрождены в деятельности современных авторов. 3. Существует важная особенность в развитии современного видеолюбительства в контексте кинофестивального движения и становления новых жанров.
Abstract: The subject of this research of this article is the trends, forms, themes and genres of children and adult amateur filmmaking on the context of development of the national film festival movement. The author traces the evolution of the Russian film festival movement, which is reflected in trends, organizational forms, themes and genres of children, mixed and adult amateur filmmaking in the XX – XXI centuries. Methodological framework of this research is comprised of the dynamics of formation of the experience of emotional-value perception of the visual image of reality (B. M. Nemensky), content analysis, comparative, genre-thematic, statistical, historical-culturological analysis of the themes and genres of works of amateur filmmaking of the Soviet and post-perestroika periods presented at film festivals. As a result of the conducted research, the author divides the traditional filmmaking into enthusiasts of cinemagorahic art and amateur videographers; outlines the organizational forms and development trends of the Russian film festival movement; highlights the thematic peculiarities of modern amateur filmmakers that consist in the successive, traditional, new and lost themes of children and adult amateur films. The traditional amateur film and modern amateur video genres of screen works are determined. The novelty of this research lies in nontraditional approach, as well as comprehensive analysis of the problem of modern development of the amateur film festival movement. The main conclusions are as follows: 1) the division of traditional amateur filmmaking into two groups: enthusiasts of traditional cinematographic art and amateur videographers – creation of the works of new and traditional themes is substantiated by sociocultural peculiarities of modern development of the amateur film festival movement; 2) It is noted that the lost thematic groups, such as the Soviet legacy, would be revived in the works of modern authors; 3) there is an important feature in the development of modern amateur videography in the context of film festival movement and establishment of the new genres.