Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Развитие отечественного кинофестивального движения: тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв.

Шумов Максим Владимирович

доцент, кафедра режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

644043, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 36

Shumov Maksim Vladimirovich

Associate Professor, Department of Directing and Choreography, Dostoevsky Omsk State University

644043, Russia, Omsk region, Omsk, Krasny Put str., 36

mvshumov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.6.37160

Дата направления статьи в редакцию:

15-12-2021


Дата публикации:

22-12-2021


Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в контексте развития отечественного кинофестивального движения. Автор поставил перед собой цель проследить эволюцию развития отечественного кинофестивального движения, выражающуюся в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XI вв. Методологическую основу статьи составляет динамика формирования опыта эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности (Б.М. Неменский), контент-анализ, сравнительный, жанрово-тематический, статистический, историко-культурологический анализ тематики и жанров произведений кинолюбительства советского и постперестроечного периодов, представленных на кинофестивалях. Автор при рассмотрении проблемы достигает следующих результатов: разрабатывает положение о разделении традиционного кинолюбительства на любителей киноискусства и видеолюбителей; организационные формы и тенденции развития кинофестивального движения в России, тематические отличия современных кинолюбителей, заключающиеся в преемственной, традиционной, новой и утраченной тематике детских и взрослых любительских кинофильмов. В процессе разработки поставленной проблемы автор выделил традиционные кинолюбительские и современные видеолюбительские жанры экранных произведений. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе проблемы современного развития любительского кинофестивального движения. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: 1. Разделение традиционного кинолюбительства на две группы: любителей традиционного киноискусства и видеолюбителей-создателей произведений новой и традиционной тематики обусловлено социально-культурными особенностями современного развития кинофестивального движения любителей. 2. Отмечается, что утраченные тематические группы, такие как наследие советской эпохи, будут возрождены в деятельности современных авторов. 3. Существует важная особенность в развитии современного видеолюбительства в контексте кинофестивального движения и становления новых жанров.


Ключевые слова:

эволюция кинолюбительства, кинофестивальное движение, организационные формы, тематика кинофильмов, жанры кинофильмов, кинолюбительство, детское кинолюбительство, взрослое кинолюбительство, смешанное кинолюбительство, тенденции кинолюбительства

Abstract: The subject of this research of this article is the trends, forms, themes and genres of children and adult amateur filmmaking on the context of development of the national film festival movement. The author traces  the evolution of the Russian film festival movement, which is reflected in trends, organizational forms, themes and genres of children, mixed and adult amateur filmmaking in the XX – XXI centuries. Methodological framework of this research is comprised of the dynamics of formation of the experience of emotional-value perception of the visual image of reality (B. M. Nemensky), content analysis, comparative, genre-thematic, statistical, historical-culturological analysis of the themes and genres of works of amateur filmmaking of the Soviet and post-perestroika periods presented at film festivals. As a result of the conducted research, the author divides the traditional filmmaking into enthusiasts of cinemagorahic art and amateur videographers; outlines the organizational forms and development trends of the Russian film festival movement; highlights the thematic peculiarities of modern amateur filmmakers that consist in the successive, traditional, new and lost themes of children and adult amateur films. The traditional amateur film and modern amateur video genres of screen works are determined. The novelty of this research lies in nontraditional approach, as well as comprehensive analysis of the problem of modern development of the amateur film festival movement. The main conclusions are as follows: 1) the division of traditional amateur filmmaking into two groups: enthusiasts of traditional cinematographic art and amateur videographers – creation of the works of new and traditional themes is substantiated by sociocultural peculiarities of modern development of the amateur film festival movement; 2) It is noted that the lost thematic groups, such as the Soviet legacy, would be revived in the works of modern authors; 3) there is an important feature in the development of modern amateur videography in the context of film festival movement and establishment of the new genres.


Keywords:

the evolution of film lovers, film festival movement, organizational forms, the subject of movies, genres of films, amateur filmmaking, children's film lovers, adult film lovers, mixed amateur filmmaking, trends in amateur filmmaking

Проблема современного состояния и развития любителей в контексте кинофестивального движения связана с некоторыми положениями. Так, большинство любительских кинофестивалей ориентированы на показ достижений, представляющих собой реализацию одной тематической направленности (познавательной, популяризаторской, пропагандистской, мемориальной, художественной и пр.). Эти успехи имеют личностную значимость в ходе стремления к совершенству и самореализации в кругу ближайшего социального окружения. Кинофестивальное движение аккумулирует важные аспекты для пропаганды общечеловеческих и национальных ценностей в пространстве эстетической и духовно-нравственной культуры общества. Этот процесс можно объяснить возрастающей в последнее время тенденцией усиления личностного, авторского начала в кинематографе, вследствие которой творческий процесс создания любительского фильма подчиняется единству авторского замысла.

Б.М. Неменский определяет метод сравнения как «путь активизации потребности в самостоятельном мышлении». По его мнению, «на занятиях должен постоянно присутствовать веер возможностей разных решений данной проблемы, должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной задачи. В восприятии произведений искусства также имеет смысл показ нескольких возможностей решения одной темы или сюжета» [1, с. 28].

Следует согласиться с мнением Н.Ф. Хилько относительно того, что в становлении кинолюбительского искусства ключевую роль играет расширение и идентификация спектра форм коммуникации и взаимодействия, приводящих к новой типологии фестивалей, новым темам и жанрам. Автор по этому поводу пишет: «В сфере любительского фестивального движения, в отличие от профессионального, спектр форм значительно расширяется, до девяти, что обусловлено тем, что многие факторы развития экранной культуры проявляются в регионе лишь на уровне инициативной или хобби-деятельности» [2, с. 277]. При этом, можно лишь отчасти согласиться с позициями К.Э. Разлогова относительно необходимости воссоздания историко-культурного контекста развития системы кинофестивалей (3, с. 251). Данная точка зрения имеет непосредственное отношение к профессиональным кинофестивалям, однако по отношению к любительском творчеству большую роль играет историко-региональный контекст специфической деятельности кинолюбителей. В то же время теоретические и практические аспекты кинофестивального движения были высказаны самые разные ­­- от вопроса «Нужны ли кинофестивали? И если да, то зачем?» (К. Разлогов) до парадоксальных ответов типа «кинофестиваль -­ это теория вероятности» (Н. Клейман), «фестивали открывают новые ценности» (Е. Плажевский), «меняется мир – изменяются фестивали» (У. Грегор) [4]. Свою точку зрения высказывает Н.Б. Кириллова, справедливо «утверждающая форму кинофестиваля как творческую лабораторию кинематографистов, пространство диалога культур, способствующую формированию мировоззрения и медиакультуры личности, что сближает роль фестиваля в этом процессе с медиапедагогикой и медиаобразованием» [5, с. 80].

Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением А.А. Гука по поводу того, что «для субъектов современного видеолюбительства характерно иное отношение к профессионализму, грамотности в сфере экранного творчества, раскрепощение творческого сознания, разрушения сложившихся штампов и стереотипов» [6, с. 119]. Однако этот подход нам кажется слишком узким.

Для рассмотрения проблемы, которая упирается в статистику любительских кинообъединений советской эпохи, в начале охарактеризуем состав любительских киностудий СССР 60-80-х годов ХХ в. Так, из 38 зафиксированных на любительских кинофестивалях киностудий небольшая часть ­ 15,78% , то есть 5 студий, были детскими и существовали чаще всего при внешкольных учреждениях: дворцах пионеров, станциях юных техников или реже, Дворцах культуры. (см. рис. 1).

Рис. 1. Детские любительские киностудии в составе всех любительских объединений СССР

По организационным формам это были первичные ячейки киноколлективов при различных учреждениях, детские киностудии при внешкольных учреждениях, в том числе образцовые, творческие мастерские, кружки, клубы и общества кинолюбителей. Особенно выделялись клубы-лаборатории и народные (образцовые) киностудии. По виду иногда выделялись мультипликационные (например, «Поиск» в г. Новосибирске); школьные при школах и Домах культуры, учебных заведениях. Были также объединения явно идеологической или национально-фольклорной направленности (например, детская мультстудия в г. Днепропетровске, «Флоричка» в Молдавии, «Пионерфильм» в г. Тбилиси). Остальные любительские киностудии по составу участников были взрослые или смешанные, что трудно определить по их названию, но можно узнать исходя из тематики фильмов. Например, смешанный состав имела народная киностудия «Патриот» Оконешниковского района Омской области. Здесь снимались фильмы на различные темы, включая воспитательное значение.

Распределение любительских киностудий в городах республик СССР по данным кинофестиваля 70- годов выглядело следующим образом (см. табл. 1).

Республика

Количество центров

любительских киностудий в республике

1.

Украинская ССР

6

2.

Белорусская ССР

3

3.

Молдавская ССР

1

4.

Казахская ССР

2

5.

Киргизская ССР

2

6.

Азербайджанская ССР

1

7.

Узбекская ССР

1

8.

Литовская ССР

1

9.

Латвийская ССР

1

10.

Эстонская ССР

1

11.

Грузинская ССР

1

12.

Узбекская ССР

1

13.

Таджикская ССР

1

14.

Российская ССР

12

15.

Армянская ССР

0

Всего:

34 (35,2%)

Табл. 1. Распределение любительских киностудий в городах республик СССР по данным кинофестиваля 70- годов

Рис. 1. Распределение любительских киностудий в городах республик СССР по данным кинофестиваля 70- годов

Как видно из табл. 1, по количеству любительских киностудий в СССР бесспорным лидером была Российская ССР (12 киностудий любителей, включая Сибирь). Немало студий было на Украине и в Белоруссии (соответственно – 6 и 3). По две киностудии любителей имели Казахстан и Киргизия. Остальные республики имели по одной киностудии, располагавшиеся, как правило, в их столицах.

Можно отметить ряд руководителей-подвижников советской киноэпохи: руководитель клуба-лаборатории Ю.Ромашкана, Л. Лейзерович, Кямил Мирзоев; Г. Чигогидзе и С. Марджанишвили, И. Фролов; Виктор Васильевич Строганов, директор Верх-Сузунского сельского Дома культуры – руководитель киностудии, Н.Н. Островский, Ю. Сыч; Анатолий Головков, Петр Анофриков.

Например, Новосибирская мультстудия «Поиск» существует свыше 40 лет, а ее бессменный руководитель – Петр Иванович Анофриков начинал в 1973 г. Свой опыт он обобщил в своей книге «Клуб, кино и фантазия», вышедшей в 1990 г. , а впоследствии в 2011 г. – в замечательном педагогическом труде «Принципы работы детской студии мультипликации». 43 года своей жизни отдал своей народной кино-, видеостудии «Патриот» Николай Николаевич Островский в селе Оконешниково Омской области, которая была основана в 1970 г. Неоднократно фильмы студии становились лауреатами многих кинофестивалей. Его педагогическая деятельность сочеталась с творческим подходом к делу и отражала жизнь земляков. красот родного края, любовь к земле, бережное отношение к природе.

В 50-80-е гг. ХХ в. любительские кинофестивали, проходившие на всесоюзном и всероссийском уровнях, чаще всего были приурочены к, так называемым, «советскими датам». Например, Всесоюзный конкурс любительских фильмов «Золотое Полесье» в 1968 г. был посвящен 50-летию ВЛКСМ, Всесоюзный конкурс 1975 года -­ 30-летию Великой Победы.

По типологии любительские кинофорумы были общими, нетематическими: Всесоюзные смотры и фестивали 1959 г, 1692 г, 1965 г, 1976 г., а также – производственно-техническими (1971, 1974 гг.), аграрными (1979 г.): например «Урожай-79» (1979 г.); Всесоюзный конкурс любительских кинокомедий «Гаврила (1979 г.; 80-е годы ХХ в.), спортивными (1980 г. – год Олимпиады): «Олимпиада-80» (1980 г.).

В начале XXI в. отмечается изменения в тенденциях развития кинофестивального движения в России. Происходит обособление кинолюбительства в России в связи с распадом СССР. Большинство кинофестивалей проходит на местах и интегрирует в себе деятельность не столько кино-, видеостудий при учреждениях дополнительного образования, сколько видеостудий при школах, гимназиях, библиотеках и других учреждениях. Имеет место регионализация кинолюбительского движения, совместное участие регионов при проведении межрегиональных мероприятий. Часто видеолюбительство выступает номинацией на некоторого рода конкурсах одаренных детей, сливается с конкурсами слайд-фильмов и видеопрезентаций. Постепенно кинолюбительство превращается в видеолюбительство. Презентационная функция видеотворчества реализуется в большей степени в сети Интернет. При этом присутствует активная поддержка профессионалов и взаимодействие с ними (например, Омские кинофорумы: «Любительское кино+профи», «Фильменок», «Окно», «Мир вокруг нас»). По мимо этого расширяется тематика произведений. Стали сниматься видеоролики на такие темы как: традиционная культура, здоровый образ жизни, жизнь наших земляков. Был обозначен новый тип видеоконкурсов – интегрированный в музыкальное искусство, библиотично-информационную деятельность (например, федеральный конкурс видеороликов «Песни Великой Отечественной», конкурс «Юный кинематографист» и областной конкурс видеопрезентаций) .

Стоит отметить и авторов-участников студий: Виктория и Иосиф Барбэ, Сиявуш Алхазов, Владислав Блинструбас, М. Козе и X. Тальвя, X. Хальдре и Э. Мянниксон; космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов; профессора Б. Виноградов, А. Самарцев, С. Рубенко, Хирург М. Мицкевич; Л. Леонов, М. Матусовский, С. Смирнов, А. Казанцев, П. Нилин; моск­вич А. Лапшин, Михаил Пильнов.

Сравнивая тематику произведений детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв., можно увидеть существенные тематические отличия современных кинолюбителей, связанные со сменой духовно-нравственных ценностей и установок. Тематика любительских кинолент отличалась у взрослых и детей. Так у детей она носила преимущественно воспитательный характер, у взрослых – это была направленность на развитие и самореализацию. В связи с этим отмечаются следующие тенденции: «Взамен идеологически стойкой творческой личности пришла самодостаточность свободного творчества, что нельзя не приветствовать. Вместе с тем совершенно другим стал интеллигентный человек, превратившийся в мобильного индивида» [7, с.30].

Следует согласиться с А. А. Гуком, в том, что «любительские фотографии и фильмы стали не просто легко тиражируемыми, а избыточно мультиплицированными, изменились условия их восприятия зрительской аудиторией, произошли трансформация и появление новых жанрово-видовых образований. Все это стало возможным благодаря интенсивному развитию цифровизации и сетевых технологий, сформировавших информационное общество. Для любительства это своеобразный «прорыв» в плане самореализации, самовыражения творческого субъекта, а также в плане социального позиционирования в целом» [8, с. 101].

Рассмотрим примеры ключевой тематики детских любительских кинофильмов согласно любительским кинофестивалям 80-х годов ХХ в.

Для этого, нужно отметить, что эстетическое воспитание в сфере кино успешно осуществляли детские любительские коллективы. При этом «неизбежное и желательное освоение взрослыми разнообразных знаний, необходимых для работы даже над самыми простыми фильмами, еще более справедливо в отношении детей. Съемки фильмов требуют широкого круга знаний и кинематографических, и технических, и литературных. Вместе с тем, кинотворчество стало средством развития у детей творческого потенциала, ­ правда, это срабатывало лишь в том случае, «если педагоги детских любительских кружков и киностудий руководят ими, не навязывая детям своей воли, своих вкусов, представлений и художественных решений, а развивали их творческую инициативу. В результате появлялись детские фильмы неповторимые по своим особенностям, отмеченные своеобразием «детской» оригинальности взглядов на действительность» [9, с. 42].

Все детские любительские ленты формируют 11 тематических групп.

1.Большую ценность представляли собой фильмы о малой Родине: «Деревенька моя» (автор — В. Строганов; киностудия ДК с. Верх-Сузун Новосибирской обл.) – 1975 г., «В ауле Айдайбека».

2. Особенно актуальная была военно-патриотическая тематика. Она проявилась в следующих фильмах:«Эта знаменитая 34-ка», «Капля крови». Автором фильмов является Ян Вандерс, который в годы войны, тринадцатилетним мальчиком, видел, как фашисты вели колонны военнопленных женщин и детей в лагерь смерти в Саласпилсе. О событиях войны также рассказывают следующие фильмы: «Йозеп Тоотс на Чудском озере»; «Говорят камни Аджимушкая»; «Полуторка»; «Десант». «Возвращение»; Расстрелянная песня» (киноколлетив Гродненской клинической больницы); «Неизвестный солдат» (автор — П. Гудзенко; народная самодеятельная киностудия «Дон» РДК г. Калач-на-Дону, Волгоградской области). «Десант» ( авторы — О. Базилевич, С. Андреев, В. Горбунов, С. Никоренок, А. Шлома; народная самодея­тельная киностудия Дворца культуры профсоюзов, Ленинград), «Послесловие к подвигу» (авторы — Л. Правниченко, М. Красножан, Ф. Шептун, И. Михеев, Ю. Година; кинообъединение «Славутич» культбазы Херсонского завода имени Коминтерна), «Простой солдат» (цветной, авторы — Е. Хозберидзе, Н. Вепхвадзе, X. Хачишвили, Б. Гордадзе; народная самодеятельная киностудия «Пионер-фильм» Республиканского Дворца пионеров и школьников, Тбилиси, «9 часов боя» (автор — Г. Аббасов; самодеятельная киностудия Дворца культуры «Строитель», Кировабад). Тему охраны рубежей нашей Родины отразил фильм «Дом мой — застава» (автор — Г. Дитковский; самоде­ятельная киностудия «Иссыккуль» городской киносети, г. Пржевальск).

3. Большое воспитательное значение имели фильмы о материнстве и семейных ценностях: «Эстафета поколений», «Радуга твоя, малыш» «Дочери ее и сыновья»(авторы — А. Калуцкий, C. Бурда, В. Николаенко, А. Савченко, В. Пограничный, А. Полякова, В. Лопатин, С. Аксенов, Л. Погребняк; народная самодеятельная киностудия «Юность» Днепропетровского горного института имени Артема). «Берегите сердце матери» (авторы — А. Фисенко, И. Васильева; самодеятельная киностудия клуба-лаборато­рии кинолюбителей Могилевского областного совета профессиональных союзов).

4. Одной из ведущих была тематика любви к природе и ее защиты: «Шуметь ли березам?» (Оконешиковская народная киностудия «Патриот» Омская обл.), «Животные песчаных пустынь», «Край березовый» (1978 г.), «Жизнь вулкана» (коллектива киноклуба Дома народного творчества, Петропавловск-Камчатский), получившая приз имени Дзиги Вертова (Всесоюзный фестиваль любительских кинофильмов 1965 г.); «Третье солнце Ангары» (автор — Б. Ракии: Иркутск, 1975 г.).

5. Больше внимание в работе с детскими киноколлективами уделялось тематике охраны памятников культуры: фильм «Мой Кремль» всколыхнул общественность славного древнего города, просившую снять сюжет в защиту Тульского кремля, оказавшегося в запустении и пренебрежении у туляков.

6. Ряд фильмов любителей отражали учебу детей в школе, школьную жизнь, например, фильм «В страну знаний» (1974 г.).

7. Значительное место в тематике детских киностудий занимали экранизации, в том числе экранизация фольклора: например, фильмы Днепропетровской любительской мультстудии; фильм «Волк и портной» (киностудия «Банга» Каунасского радиозавода Литовской ССР. 1965 г.), «Зерна сказки» (народная киностудия «Двигатель», Таллин, 1975 г.).

В процессе развития самого кинотоворчества тематика претерпевала ряд изменений: она была преемственно возрождаемой, новой, традиционно-сохраняемой или со временем утрачивалась. Это подтверждается анализом данных таблиц (см. табл.2).

Традиционно-сохраняемая

тематика (50-80-е гг.)

Преемственная и возрождаемая тематика (90-е гг.)

Утраченная тематика (в настоящее время)

Новая тематика

1.

Фильмы о малой Родине

Гражданско-патриотическая тематика

Ценности труда и трудолюбия, особенно труд молодежи

Труд, быт и культура земляков

2.

Военно-патриотическая тематика

Историческая память

Бережливое отношение к хлебу

Ценности

традиционной народной культуры

3.

Фильмы о материнстве и семейных ценностях

Фильмы об экологии семейных ценностей

Романтика трудовых будней

Здоровый образ жизни

4.

Любовь к природе и ее защита

Экология природы

Защита мира

Духовные ценности («Дорога к храму»

5.

Охрана памятников культуры

Защита культурного наследия

Эстафета поколений

6.

Школьная жизнь

Детство – это ты и я

7.

Киноэкранизации, в том числе экранизации фольклора

Буктрейлеры

Табл. 2. Преемственная, традиционная, новая и утраченная тематика детских любительских кинофильмов

Как видно из табл. 2, тематика детских любительских кинофильмов делится на традиционную, преемственную, новую и утраченную. Так, традиционная тематика к 90-м годам ХХ в. трансформируется в преемственную. Это происходит следующим образом. Фильмы о малой Родине наполняются гражданско-патриотическим пафосом. Военно-патриотические становятся отражением исторической памяти. Фильмы о семейных ценностях превращаются в ролики об их сохранении в обществе. Картины, наполненные любовью к природе, становятся фильмами о ее сохранении. Фильмы-призывы к охране памятников культуры дополняются мотивами ее защиты от разного рода посягательств. Тема школьной жизни расширяется до темы детства в целом, а экранизации превратились в буктрейлеры.

Особо следует отметить пять утраченных тем: ценности труда и трудолюбия, особенно труда молодежи, бережливого отношения к труду, в частности к хлебу и эстафеты поколений. Отчуждение от труда и межпоколенных связей – серьезный симптом социальной болезни общества. Особо следует выделить актуальные в ХХ в. и забытые ныне темы о романтике трудовых будней, строительства коммунизма и борьбе за мир. В то же время наряду с сохранением пяти традиционных тем в чистом или трансформированном виде отмечается и появления новой тематики: это акцент на духовных ценностях, символизирующих дрогу к храму и ценностях традиционной народной культуры, которые становятся все более важным в деле сохранения нематериального наследия. Особую значимость приобрела тема здорового образа жизни.

В то же время у взрослых и смешанных групп кинолюбителей была и остается своя тематика, мотивированная иным образом. По количеству она увеличилась почти вдове: вместо семи у детей она расширилась до тринадцати тематических групп. Вот примеры кинолент, снятых взрослыми кинолюбителями.

1. Тематика мастерства в труде отражала ценности труда и трудолюбия: «Рабочий человек» народной киностудии ДК металлургов, Челябинск (1965 г.); «Так рождается рекорд» (киностудия ДК комбината Кабардино-балкарской АССР); «Ритмы труда» (г. Кустанай, 1974 г.); «Мы кузнецы» (киностудия ДК Магнитогорск (1975 г.). «Трудная руда» (автор — В. Подчиненов; самодеятель­ная киностудия «Реагент» Джезказганского горно-метал­лургического комбината, Узбекская ССР). Мастерство в труде показано также в фильмах: «Рационализаторы», «Идущие впереди», «Автотранспортный конвейер — селу» (Азербайджан), «Проблемы... проблемы» (Узбекистан) «Зерна» (Литва), фильм хирурга-кинолюбителя о трепанации черепа.

2.Особо следует выделить фильмы-портреты о людях труда, интеллигенции, отражающих труд молодёжи. Это были картины о победителях соцсоревнований, героях труда, рационализаторах, народных умельцах, например: «Слово о труде», «Наследник» (1976 г.), «Чародей из Луцка» (авторы — В. Ревенко, И. Ольшев­ская, Н. Иванюк, Г. Сажина; народная киностудия «Во­лынь» Волынского Областного научно-методического центра и культурно-просветительной работы (Белорусская ССР). Это были своеобразные киноочерки любителей: «Так мы живем», «Сердце, отданное школе»; «Рабочий поэт» — это своего рода повесть о старо­жиле Нефтяных камней Юрии Мухине, о его труде и поэзии; «Михаил Анипкин». Романтика трудовых будней молодежи показывалась в фильмах: «БАМ — наша мечта», «Строительство коммунизма начинается сегодня», «Увлеченные небом», «Я знаю — город будет!» (1984 г.).

3. Тематика защиты памятников культуры смыкалась с направлением, отражающим историко-культурное наследие нашей страны: «Горки Ленинские» авторы Ф. Еремин, Л. Гельфер (1965 г.); «Разлив» (автор — К. Баранова, Вторая твор­ческая мастерская Московского клуба кинолюбителей, 1965 г.).

4. К этому направлению примыкала и тематика показа достопримечательностей родного края, например: «Посетите Эльсинор», «Царицынский дворец» (1974 г.).

5. Тематика природы у взрослых более осознанна и многоаспектна. Это чаще всего показ сенсаций и стихии в природе: «Ураган», «Затме­ние», «Не молчите, горы», «Дождь саранчи»; «Земля», «Тюльпан»: «Арча», «Сладкий ко­рень» (1986 г.).

6. Тематика, связанная с исторической памятью, также нашла свое место у взрослых кинолюбителей. Это фильмы, рассказывающие об истории предприятий, родных мест: «История завода ФЭД», «Фильм о знаменитом Кировском завод» (1987 г., Ленинград). Часто персонажами таких картин были выдающиеся исторические деятели, например, фильмы тобольских кинолюбителей: «Семен Ремезов» (часть II), «Менделеев в Тобольске» (1974 г.).

7. Бережливое отношение к хлебу, труду хлеборобов, животноводов, аграриев: «Хлеб» (1978 г.); «Испытание» (автор — К. Янковский; киностудия кол­хоза «Яунайс коммунар» Салдусского района, Латвий­ской ССР), Слово о молоке» (авторы — Д. Лиепиньш, И. Хаукс, самодеятельная киностудия Дома культуры профсоюзов, Рига), «Канчаланские оленеводы» (киностудия поселка Кан-чалан, Чукотского автономного округа Магаданской области).

8. Не так часто, но появлялись любительские кинопроизведения, пропагандирующей здоровый образ жизни и долголетие, например фильм дагестанских кинолюбителей «Долгожители (1964 г.).

9. На кинофестивалях любителей немало встречалось картин, показывающих достижения в науке, творчестве, ремеслах. Это кинорассказы о поразивших восприятие авторов явлениях и местах: «Антенна на острове» (Латвия, 1978 г.). В это число попали картины о научных открытиях, например, фильмы о новых исследованиях киргизских ученых и о внедрении их в народное хозяйство; «Параллакс» (Эстония); «Копетдагскими тропами» раскопки Горно-Алтайских курганов (1967 г.)

10. Сатирико-юмористическая тематика поддерживалась киножурналом «Фитиль». Это были работы типа: «Внимание, халтура!» (Украина, 1979 г.).

11. Лирика в любительских лентах – не частое явление. Однако, некторое таких произведений было у прибалтийских кинолюбителей, у ленинградцев, например, «Мелодия старого трамвая» (народная киностудия ДК профтехобразования, Ленинград, 1975 г.)

12. Довольно часто было также обращение кинолюбительства к теме защита мира, например, в публицистической социальной ленте: «Будет ли XXI» (1982 г.).

13. Популярной долгое время была и остается спортивная тематика. В этих картинах утверждалась слава советскому спорту, вера и надежда на победу и рекорды. Такого рода мотивы давали о себе знать в фильмах: «Посвящение в спорт» (автор — Б. Ракин; киностудия ДК им. Гагарина, Иркутск), «Прыжки, акробатика, прыжки» (Куйбышев), «И мы надеемся на воду...» (киностудия клуба «Знамя труда», Саратов).

Традиционно-сохраняемая

тематика (50-80-е гг.)

Преемственная и возрождаемая тематика (90-е гг.)

Утраченная тематика (в настоящее время)

Новая тематика

1.

Мастерство в труде. Труд молодежи

Успехи трудовых достижений

Достижения в творчестве, ремесле

Видовые зарисовки родных мест

2.

Фильмы –портреты

Видеоочерки о выдающихся людях

Научные открытия

Музыкальные клипы

3.

Защита памятников культуры

Охрана памятников культуры

Хобби

Ностальгические мотивы по прошлому веку

4.

Достопримечательности родного края

Погружение в краеведение

События эпохи

Фильмы-путешествия

5.

Сенсации и стихии в природе

Удивительное – рядом

Здоровый образ жизни и долголетие

Добровольчество

6

Историческая память

Охрана исторической памяти

История предприятий

Фильмы-реконструкции

7.

Бережливое отношение к хлебу и сельскому труду

Противоречивое отношение к сельскому труду

Защита мира

-

8.

Здоровый образ жизни и долголетие

-

Спортивная тема

-

9.

Достижения в науке, творчестве, ремеслах

Достижения в науке, творчестве, ремеслах

-

-

10.

Сатирико-юмористическая тема

-

-

-

11.

Лирика

-

-

-

12.

Защита мира

-

-

-

13.

Спортивная тема

-

-

-

Табл. 3. Преемственная, традиционная, новая и утраченная тематика взрослых любительских кинофильмов

Итак, как это видно из таблицы 3, наряду с традиционно-сохраняемой тематикой 50-80х гг. в 90-е гг. ХХ в. появляется преемственная и возрождаемая тематика. Полностью сохранились три направления тематики любительских лент: достижения в науке, творчестве, ремеслах, сатирико-юмористическая тема и лирическая тема, которая по-прежнему встречается редко. Так, показ взрослым кинолюбителем мастерства в труде часто сочеталось в презентации успехов своих трудовых достижений, которые были наиболее близки кинолюбителям-рабочим. При этом снимались ленты и о своих товарищах: фильмы–портреты постепенно начинали выливаться в широкомасштабные видеоочерки. Тема защиты памятников культуры была свойственна кинолюбителям из интеллигентной среды. Она расширилась за счет выделения аспекта ее охраны. Показ достопримечательностей родного края постепенно превратился в более полное погружение в краеведение с его историей и культурой. Сенсации и стихии в природе сменились темой ­ «Удивительное – рядом». От показа исторической памяти кинолюбители переходят к показу способов ее охраны. Тема бережливого отношения к хлебу и сельскому труду превратилось в противоречивое к нему отношение.

В то же время почему-то неоправданно утраченными оказались семь тем: достижения в творчестве, ремесле, научные открытия, показ своих увлечений, хобби, событий эпохи, здорового образа жизни и образцов долголетия, защита мира и спортивная тема. На их смену пришли шесть новых тем: видовые зарисовки родных мест, музыкальные клипы, ностальгические мотивы по прошлому веку, фильмы-путешествия, показ примеров добровольчества, фильмы-реконструкции.

Тематика кинофильмов взрослого и детского кинолюбительства показывает жанрово-тематическую устойчивость любительских кинолент: документально-исторический фильм, лирическая киноновелла, киноочерки, производственный, пропагандистский, сатирический, фильм-памфлет, юмористический фильм, фильм-экранизация, фильм-путешествия. Эти жанры претерпели небольшое изменение в XXI (см. табл. 4) веке [6, с. 122].

Традиционные кинолюбительские жанры

Современные производные и новые видеолюбительские жанры

1.

Хроникально и документально-исторический фильм

Историческая видеореконструкция, видеоблогинг и кинообзор, видеолетопись

2.

Лирическая киноновелла

Лирическая киноновелла

3.

Киноочерки

Фильмы-портреты, музыкальные видеоклипы, фильмы- «селфи»

4.

Производственный фильм

-

5.

Пропагандистский фильм

Социальные видеоролики, фильмы-призывы, видеореклама

6.

Сатирический, фильм-памфлет

-

7.

Юмористический фильм

Видеошутки, пародии

8.

Фильм-экранизация

Буктрейлеры

9.

Фильмы-путешествия

-

Табл. 4. Традиционные кинолюбительские и современные видеолюбительские жанры

Как видно из табл. 4, у видеолюбителей XXI века исчезли производственные фильмы и сатирические картины. При этом остались неизменными лишь два жанра: лирическая киноновелла и фильмы-путешествия. При этом на основе традиционных появились новые производные жанры. Так, на основе хроникальных и документально-исторический лент все чаще начали появляться фильмы в жанре видеолетописи, исторической видеореконструкции, а также – видеоблогинг (аналитический, комплитистский и комментирующий) и кинообзор. Нужно во многом согласиться с Белобровым К.В, пишущим, что «потенциал видеоблогинга в целом и кинообзора в частности, как инструментов формирования культурного интереса крайне высок» [10, с. 74].

Традиционные киноочерки трансформировались в фильмы-портреты, музыкальные видеоклипы, фильмы-«селфи». Пропагандистские картины приобрели характер свободных, выкладываемых в социальных сетях социальных видеороликов, фильмов-призывов. Наконец, особую роль начала играть видеореклама, в том числе социальная. Юмористические фильмы, содержащие в себе здоровый смех, постепенно превратились часто в видеошутки, подражательные пародии типа «Ералаш». Наконец, фильмы-экранизации приобрели форму буктрейлеров, носящих пропагандистский характер.

Итак, эволюция развития отечественного кинофестивального движения показала разительные перемены в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ- XXI вв. На смену универсальному кинолюбителю- кинозрителю пришли, с одной стороны, любители традиционного киноискусства и, с другой стороны, видеолюбители ­ создатели произведений новой и традиционной тематики. Хочется верить, что утраченные тематические группы (ценности труда и трудолюбия, особенно труд молодежи, бережливое отношение к хлебу, романтика трудовых будней, защита мира, эстафета поколений, научные открытия, хобби, события эпохи, здоровый образ жизни и долголетие, история предприятий, защита мира, спортивная тема) как наследие советской эпохи, будут возрождены в деятельности современных авторов. Коме того, из девяти существовавших ранее жанров в неизменном виде сохранилось и только два. При этом положительной тенденцией является появление новых жанров: историческая видеореконструкция, видеоблогинг и кинообзор, видеолетопись, музыкальные видеоклипы, фильмы-«селфи»; социальные видеоролики, фильмы-призывы, видеореклама, видеошутки, пародии, буктрейлеры.

Библиография
1. Неменский Б.М. Познание искусством.-М.: «Издательство УРАО», 2000. 122 с.
2. Хилько Н.Ф. Динамика форм творческой коммуникации в сфере кинофестивального движения в социально-культурном пространстве омской области во второй половине XX-начала XXI века// Мир науки, культуры. образования. №3. 2010. С. 274-278.
3. Разлогов К.Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России // Ярославский педагогический вестник, 2013. №4. Т. 1. С. 251-255
4. Фестиваль как явление кинокультуры // Киноведческие записки. – М., 1995. – № 27
5. Кириллова Н.Б. Фестиваль аудиовизуальных искусств как индикатор развития региональной медиакультуры // Вестник КемГУКИ, 2013. С. 72-82.
6. Гук А.А. История любительского кино-, фото-, и видеотворчества. Кемерово, 2020. 133 с.
7. Хилько Н.Ф. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория, история и современность: монография.-Омск, 2011. 88 с.
8. Гук А. А. Эволюция современного фото-, видеолюбительства и развитие социальной активности людей информационного общества // Вестник КемГУКИ, 2019. 101 с.
9. Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. М., 1986. 42 с.
10. Белобров К.В. Кинообзоры на youtube как форма репрезентации интереса к кино // Вестник КемгУКИ, 2020. С. 70-75.
References
1. Nemenskii B.M. Poznanie iskusstvom.-M.: «Izdatel'stvo URAO», 2000. 122 s.
2. Khil'ko N.F. Dinamika form tvorcheskoi kommunikatsii v sfere kinofestival'nogo dvizheniya v sotsial'no-kul'turnom prostranstve omskoi oblasti vo vtoroi polovine XX-nachala XXI veka// Mir nauki, kul'tury. obrazovaniya. №3. 2010. S. 274-278.
3. Razlogov K.E. Rol' kinofestivalei v razvitii ekrannoi kul'tury v Rossii // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2013. №4. T. 1. S. 251-255
4. Festival' kak yavlenie kinokul'tury // Kinovedcheskie zapiski. – M., 1995. – № 27
5. Kirillova N.B. Festival' audiovizual'nykh iskusstv kak indikator razvitiya regional'noi mediakul'tury // Vestnik KemGUKI, 2013. S. 72-82.
6. Guk A.A. Istoriya lyubitel'skogo kino-, foto-, i videotvorchestva. Kemerovo, 2020. 133 s.
7. Khil'ko N.F. Dukhovno-nravstvennyi potentsial detskogo kino i televideniya v Rossii: teoriya, istoriya i sovremennost': monografiya.-Omsk, 2011. 88 s.
8. Guk A. A. Evolyutsiya sovremennogo foto-, videolyubitel'stva i razvitie sotsial'noi aktivnosti lyudei informatsionnogo obshchestva // Vestnik KemGUKI, 2019. 101 s.
9. Il'ichev S.I., Nashchekin B.N. Kinolyubitel'stvo: istoki i perspektivy. M., 1986. 42 s.
10. Belobrov K.V. Kinoobzory na youtube kak forma reprezentatsii interesa k kino // Vestnik KemgUKI, 2020. S. 70-75.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Развитие отечественного кинофестивального движения: тенденции, формы, тематика и жанры детского и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ-XXI вв.», в которой проведено исследование особенностей любительских кинофестивалей и их роли в социокультурном развитии общества.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что кинофестивальное движение необходимо рассматривать как социокультурный феномен, как механизм трансляции идеологических и культурных ценностей определенного периода, формирования социокультурных стандартов. Детские любительские кино- и видеосъемки можно позиционировать как один из действенных методов воспитания подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием научного сообщества к изучению кинематографа как культурного феномена и авторского кино как средства выражения личностного авторского замысла. Научная новизна заключается в рассмотрении и анализе любительских кинофестивалей и любительского кино. Целью исследования, соответственно, является на основе статистических данных провести анализ становления и развития любительского кинофестивального движения в нашей стране в XX и XXI веках.
Методологической базой явился комплексный подход, включающий исторический, компаративный и функциональный анализ. Теоретическим обоснованием исследования являются работы исследователей К.Э. Разлогова, Н.Б. Кириллова, У. Грегора, А.А. Гука и др. Эмпирической базой послужили статистические данные о состоянии отечественного любительского кинематографа второй половины ХХ века.
Автор начинает свое исследование с заявления о наличии проблемы современного состояния и развития любительского кинофестивального движения, что представляет частичный диссонанс с тематикой исследования и последующем его содержанием, так как не наблюдается рассмотрения и анализа указанной проблемы.
Изучая в своей статье степень научной разработанности изучаемого вопроса, автор констатирует, что любительский кинематограф, в особенности детский, и любительское кинофестивальное движение однозначно рассматривается исследователями как система коммуникации и трансляции принятых в обществе норм и ценностей, а также как средство социализации и самореализации.
Анализируя статистические данные о состоянии отечественного любительского кинематографа второй половины ХХ века, автор отмечает их небольшое количество (38 киностудий), из них 5 детских. Любительские кинообъединения и студии и выпускаемые ими фильмы носили идеологический или национально-фольклорный характер. Кинофестивали проходили на республиканском или всесоюзном уровне и чаще всего были приурочены к определенным датам и событиям.
Автор уделяет внимание изучению изменений в тенденциях развития любительского кинематографа и кинофестивального движения в России в начале XXI века. После распада СССР автор отмечает переход фестивалей на региональный уровень, появление смешанных профессиональных и любительских фестивалей. Благодаря появлению современных цифровых технологий получает широкое распространение создание видеороликов, видеопрезентаций и размещение их на различных интернет-ресурсах.
Особый интерес представляет проведенный автором сравнительный анализ тематической направленности любительских кинолент XX и XXI веков. Автор отмечает существенные тематические отличия, связанные со сменой духовно-нравственных ценностей и установок. Тематика любительских кинолент периода СССР отличалась у взрослых и детей. У детей она носила преимущественно воспитательный характер, у взрослых была направлена на развитие и самореализацию. В XXI веке наметилась тенденция к самореализации творческой личности, свободному творчеству. Согласно мнению автора, тематика создаваемых фильмов и видеороликов напрямую зависит от социокультурных и моральных ценностей общества: так, исчезла пропаганда трудовой деятельности, но популярными темами стали спорт и ведение здорового образа жизни. Претерпела изменения и жанровая направленность: появились видеоблоги, видеолетописи, пародии, музыкальные видеоклипы, социальная реклама. Все свои выводы и положения автор формирует в таблицы, что облегчает понимание и усвоение данных.
Проведя исследование, автор приходит к выводу, что эволюция развития отечественного кинофестивального движения и любительского киноискусства показала разительные перемены в тенденциях, организационных формах, тематике и жанрах детского, смешанного и взрослого кино- и видеолюбительства в ХХ- XXI веках. Данные процессы напрямую и неразрывно связаны в социально-экономическими и социокультурными общественными трансформациями, происходящими в нашей стране.
Автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения создания любительских кино- и видеофильмов как средства социализации и самореализации, формирования нравственных ценностей и моделей поведения молодых людей представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшего изучения.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Однако библиография статьи состоит всего из 10 источников, что представляется недостаточным для анализа научного дискурса по рассматриваемой проблематике.
Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка.