Поринец Ю.Ю. —
Литературные аллюзии в детективных романах Агаты Кристи
// Филология: научные исследования. – 2022. – № 8.
– С. 73 - 86.
DOI: 10.7256/2454-0749.2022.8.38665
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_38665.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируются литературные аллюзии в детективных романах Агаты Кристи. Впервые подробно рассматриваются аллюзии на произведения У. Шекспира, Ч. Диккенса, П. Г. Вудхауза, Г. К. Честертона. Многие аллюзии установлены впервые. В качестве материала для написания данной статьи использовано большое количество романов, среди которых присутствуют и редко рассматриваемые тексты английской писательницы. Подробно раскрывается значение аллюзий на «Двенадцатую ночь» в романе «Печальный кипарис», на произведения Вудхауза – в романе «Почему не Эванс?» В статье в контексте изучаемой проблемы рассматриваются особенности эскапизма детективного жанра. На основании рассмотрения примеров из целого ряда романов Агаты Кристи делаются выводы о значении литературных аллюзий в ее романах в целом и в конкретных произведениях, в частности. Аллюзии расширяют семантическое поле романов, позволяют Агате Кристи выходить за рамки детектива, ограниченного принципами формульной литературы, рассматривать психологические проблемы, изображать неоднозначные характеры в духе классической английской литературы. При этом с помощью значительного количества аллюзий, подчеркиваемых автором, на первый план выдвигается литературность происходящего в детективных романах, что во многом соответствует эскапистской природе данного жанра.
Abstract: The author analyzes literary allusions in detective novels by Agatha Christie. For the first time, allusions to the works of W. Shakespeare, C. Dickens, P. G. Wodehouse, G. K. Chesterton are considered in detail. Many allusions are established for the first time. As a material for writing this article, a large number of novels were used, among which there are also rarely considered texts of the English writer. The meaning of allusions to "Twelfth Night" in the novel "The Sad Cypress" is revealed in detail, to the works of Wodehouse – in the novel "Why not Evans?" In the article, in the context of the studied problem, the features of escapism of the detective genre are considered. Based on the consideration of examples from a number of novels by Agatha Christie, conclusions are drawn about the significance of literary allusions in her novels in general and in specific works in particular. Allusions expand the semantic field of novels, allow Agatha Christie to go beyond the detective story, limited by the principles of formulaic literature, to consider psychological problems, to portray ambiguous characters in the spirit of classical English literature. At the same time, with the help of a significant number of allusions emphasized by the author, the literary nature of what is happening in detective novels is brought to the fore, which largely corresponds to the escapist nature of this genre.
Поринец Ю.Ю. —
Мотив невиновности в романах Агаты Кристи
// Филология: научные исследования. – 2022. – № 8.
– С. 33 - 46.
DOI: 10.7256/2454-0749.2022.8.38666
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_38666.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается мотив невиновности в детективных романах Агаты Кристи. Данный мотив впервые подвергается подробному анализу. Концептуальной основой исследования послужили работы У. Х. Одена, Г. К. Честертона, Д. Кавелти, Д. Сэйерс, посвященные жанру детектива. На примере многих романов в статье прослеживается взаимосвязь между мотивами вины, невиновности, потерянного рая и других. Мотив любви рассматривается как мотив, во многом противоположный мотиву вины. Особое внимание в статье уделяется роману «Испытание невиновностью», на примере которого раскрывается мотив невиновности и его значение в мотивной структуре. На основании многочисленных примеров в статье показано, что поиск истины в детективах Агаты Кристи, по существу, равнозначен защите невиновности. Мотив невиновности в романах Агаты Кристи имеет огромное значение и тесно связан с мотивами вины, возмездия, справедливости, добра и зла, рая, доверия, становления личности. В статье показано, что именно защита невинных персонажей (как жертв преступления, так и несправедливо обвиненных) является для тех, кто ведет расследование, первостепенной задачей. Это связано с присущей жанру детектива идеей восстановления первоначальной гармонии, разрушенной в результате преступления.
Abstract: The author examines the motive of innocence in the detective novels of Agatha Christie. This motive is being analyzed in detail for the first time. The conceptual basis of the research was the works of W. H. Auden, G. K. Chesterton, D. Cavelty, D. Sayers devoted to the genre of detective literature. Using the example of many novels, the article traces the relationship between the motives of guilt, innocence, paradise lost and others. The motive of love is considered as a motive, in many ways the opposite of the motive of guilt. Special attention is paid in the article to the novel "The Trial of Innocence", on the example of which the motive of innocence and its significance in the motivic structure are revealed. Based on numerous examples, the article shows that the search for truth in Agatha Christie's detectives is essentially equivalent to the defense of innocence. The motive of innocence in Agatha Christie's novels is of great importance and is closely related to the motives of guilt, retribution, justice, good and evil, paradise, trust, and personality formation. The article shows that it is the protection of innocent characters (both victims of crime and those unjustly accused) that is the primary task for those who conduct the investigation. This is due to the idea inherent in the detective genre of restoring the original harmony destroyed as a result of the crime.
Поринец Ю.Ю. —
Образ common people в романах Г. К. Честертона
// Филология: научные исследования. – 2019. – № 5.
– С. 48 - 53.
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.5.30920
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_30920.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается значение образа common people (ordinary men, vulgar men) в творчестве Г. К. Честертона на примере его романов. Полемизируя с романтической и реалистической литературной традицией, Г. К. Честертон изображает обычных людей в положительном свете. В этом он продолжает в английской литературе линию Ч. Диккенса. Г. К. Честертон противопоставляет обычных людей, хранящих верность традиционным ценностям, людям утонченной культуры, утратившим веру в жизнь и в человека. В common people он видит надежду на спасение мира, находящегося на грани катастрофы. Г. К. Честертон идеализирует нравственное чувство в обычных людях, одновременно с этим показывая их недостатки. В этом заключается один из парадоксов, являющихся одним из основных принципов его творчества. В статье проводится сопоставительный анализ образа обыкновенных людей в романах Г. К. Честертона и произведениях романтизма, реализма и модернизма, выявляются существенные отличия в трактовке этих образов. Новизна исследования заключается в подробном исследовании образа common people в романах Г. К. Честертона с учетом его значения вего творчестве в целом, показано его своеобразие в европейской литературе XIX-XX веков. Статья показывает образ common people с учетом его противоречивости и двойственности.
Abstract: The article is devoted to the image of common people (ordinary men, vulgar men) in the creative writing of Gilbert Keith Chesterton based on the analysis of his novels. Opposing to the romantic and realistic literary traditions, Gilbert Keith Chesterton described ordinary people in a positive light. By doing so, he continued the English literary line of Charles Dickens. Gilbert Keith Chesterton opposed ordinary people who kept to traditional values and sophisticate people who lost their belief in life and human. He sees common people as those who can save the world from the catastrophe. Gilbert Keith Chesterton idealizes the moral sense of ordinary people but do not ignore their drawbacks at the same time. This is one of the paradoxes that constitutes the main principle of his creative writing. In this article Porinets carries out a comparative analysis of the imagem of ordinary people in Chesterton's novels and novels written by other writers following romanticism, realism and modernism. The researcher describes significant differences in interpretation of the image of orinary people by different literary movements. The novelty of the research is caused by the fact that the author gives a detailed analysis of the image of common people in Gilbert Keith Chesterton's novels taking into account his creativity in general and showing his peculiarities and role for the European literature of the XIXth - XXth centuries. The author of the article gives full analysis of the image of common people taking into account all contradictions and duality.