Бычков В.В. —
Художники-романтики об искусстве
// Культура и искусство. – 2023. – № 12.
– С. 195 - 210.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.12.39476
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_39476.html
Читать статью
Аннотация: Известные живописцы романтического направления Филипп Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих были не только крупными мастерами кисти, но и теоретиками искусства. Анализу основных их суждений и посвящена настоящая статья. Ее новизна заключается в том, что впервые подвергаются анализу теоретические взгляды, выраженные в текстах обоих художников.
Для Рунге характерно пантеистическое переживание Бога, что должно в его понимании находить выражение и в искусстве. Он предлагает собственную диалектику бытия, сущность которой составляют развитие, борьба и взаимоуничтожение в момент достижения совершенства противоположных начал. Ее он и кладет в основу искусства, в котором видит противостояние чувства и рассудка. Особое внимание Рунге уделяет понятию «дух искусства», который возникает на основе чувства взаимосвязи человека со вселенной и предчувствия художником Бога. Искусство в основе своей символично и этим близко к религии. Дух искусства проявляется в том, что можно назвать музыкой, поэзией или символикой произведения.
Фридрих видел в искусстве духовную сущность мира, различал в нем ремесло и «духовное», полагая, что ремеслу можно научиться, а духовное дается человеку от рождения, и далеко не все художники им обладают. Как романтический пейзажист он выступал против иллюзионизма в живописи, утверждая главное значение в искусстве творческой составляющей, рождающейся во внутреннем мире художника. Художник, полагал Фридрих, должен изображать то, что «видит в себе». Чувство играет главную роль в искусстве, поэтому он выдвигает бессознательное на первый план, хотя убежден, что разум и ремесло должны активно участвовать в творческом процессе. Был сторонником зимних, затуманенных, сумеречных пейзажей, которые хорошо выражали романтические настроения.
Abstract: Philipp Otto Runge and Caspar David Friedrich, well known Romantic painters, were not only notable masters of the brush but also theorticians of art. The present essay is devoted to an analysis of their theories. Its novelty consists in the fact that it analyzes for the first time the theoretical views that are expressed in the texts of both artists.
Runge’s charactertistic feature is a pantheistic experience of God. According to him, it must be expressed in art. He proposes his own dialectic of being, which essentially consists of development, struggle, and mutual annihilation of opposite elements at the moment of achieving perfection. It is precisely this dialectic that, according to him, forms the foundation of art, where he sees an opposition between feeling and reason. Runge pays special attention to the notion of the “spirit of art,” which appears on the basis of the feeling of mutual connection between the human being and the universe, as well as of the artist’s foresentiment of God. In its foundation, art is symbolic and therefore close to religion. The spirit of art manifests itself in what one can call the music, poetry, or symbolism of a work of art.
In art, Friedrich sees the spiritual foundation of the world. He distinguishes between skill and “spirituality” in it. According to him, one can master the skill, but one inherits spirituality from birth, and few artists possess it. As a Romantic landscape artist, he opposed illusionism in painting. He considered the creative element in art, which is born in the artist’s inner world, as pivotal. Feeling plays the principal role in art. For this reason Friedrich foregrounds the uncon-scious, although he is convinced that reason and skill must actively participate in the creative process as well. Friedrich preferred winter, foggy, and crepuscular landscapes, which expressed Romantic moods well.