Фусу Л.И. —
Лиминальность в русском фольклоре
// Культура и искусство. – 2019. – № 9.
– С. 22 - 27.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.9.30492
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_30492.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования составляют проявления лиминальности в отечественном фольклоре. В статье анализируется лиминальность как характерная черта русской народной культуры, обусловленная ее плюралистичностью и масштабностью. Данная специфическая черта менталитета находит выражение в фольклоре как сердцевине этнического сознания и народного духа. Рассматриваются хронотопы, персонажи и сюжетные черты русских народных сказок, где повсеместно встречаются лиминальные локации и лиминальные персонажи. Говорится об отражении в сказках ритуалов инициации, включающих состояния лиминальности и перехода. При написании данной статьи использовался историко-культурологический, структурный и компаративистский подходы, в методологии исследования задействован также психоанализ, позволяющий интерпретировать лиминальность как длительное погружение в бессознательное и функционирование психики на пограничном уровне. Особым вкладом автора в исследование данной темы является анализ выражения лиминальности в русском фольклоре на примере народных волшебных сказок и сформированные выводы о том, что в фольклоре как сердцевине народного обыденного сознания четко отражается имманентно присущее мировоззрению и мироотношению русского этноса граничность. Лиминальные пространства и лиминальные персонажи в фольклорных сюжетах отражают неотъемлемость лиминальности от жизненного развития и становления личности.
Abstract: The subject of the research is liminality in Russian folklore. In his article Fusu aanlyzes liminality as a typical feature of Russian folk culture caused by its adherence to pluralism and immensity. This specific feature of mentality is expressed in folklore as the core of etnic mind and national spirit. Fusu analyzes chronotopes, characters and narrative features of Russian fairy tales in which liminal locations and liminal characters are a frequent case. Fusu discusses how initiation rituals that imply liminality and transfer are expressed in fairy tales. To write this article, the author has used the historical-culturological, structural and comparative approaches. The research methodology also includes psychoanalysis that allows to interpret liminality as a longtime immersion into the unconscious and functioning of psyche at the borderline level. The author's special contribution to the topic is the anlaysis of how liminailty is expressed in Russian folklore based on the example of fairy tales and the author's conclusion that as the core of national everyday consciousness, folklore reflects boundedness typical for the world view and attitude of Russian ethnos. Liminal spaces and liminal characters in folklore tales reflect inherency of liminality from life and personality development.
Фусу Л.И. —
Лиминальное состояние общества в период глобализации и пути его преодоления
// Философия и культура. – 2019. – № 5.
– С. 46 - 52.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.5.29808
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_29808.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования составляет лиминальность общества как результат воздействия глобализационных трансформаций. В статье подвергаются анализу трансформации общественного сознания в эпоху всеобщей построения информационного обществ и цифровой революции. Данные изменения в духовной жизни сводятся к понятию лиминальности, то есть пограничности между полноценным человеческим и машиноподобным состоянием. Приводятся возможные пути преодоления лиминального состояния, связываемые с ослаблением воздействия массовой культуры через приобщение как к традиционным народным формам духовной жизни, так и продукции мид-культуры При написании статьи использовался философско-антропологический метод, методологию исследования составили такие подходы, как экзистенциализм, фрейдомарксизм и когнитивизм Особым вкладом автора в исследование темы лиминальности общества является анализ ее связи с глобализацией и сформированные выводы о том, что именно глобализация, а также связанные с ней тенденции информатизации, цифровизации, компьютеризации, автоматизации ведут к лиминальному состоянию общества. Также к основным выводам проведенного исследования относится тезис о массовом сознании как порождающем начале лиминальности
Abstract: The subject of this research is the liminality of society as a result of influence of globalizational transformations. The article analyzes the transformations of social consciousness in the era of universal building of information society and digital revolution. Such changes in the spiritual life are reduced to the concept of liminality, in other words, marginality between the entirely human and machine-like state. The study demonstrates the possible ways of overcoming the liminal state, associated with weakening of the impact of mass culture through introduction to the traditional folk forms of spiritual life, as well as production of mid-culture. The philosophical-anthropological method along with the approaches of existentialism, Freud-Marxism, and cognitivism were used in the course of research. The author’s special contribution into the study of the topic of social liminality lies in the analysis of its correlation with globalization, as well as in the formulated conclusions that namely globalization and the related trends of informatization, digitalization, computerization, and automation lead to the liminal state of society. A thesis is proposed on the mass consciousness as the emanation of liminality.