Королев С.А. —
Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы
// Психолог. – 2013. – № 7.
– С. 135 - 168.
DOI: 10.7256/2306-0425.2013.7.10402
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_10402.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется вопрос о том, каким образом отражаются в сновидениях те или иные социальные реалии, как они обозначают себя в пространстве сна и каково эмоциональное отношение индивидов к этой новой, уже сновидческой, реальности. Автор пытается выявить, как выстраиваются и взаимодействуют между собой своего рода «элементы реальности», проникающие в ткань сновидения, и каковы особенности подобного рода комбинаторики. Другой важной проблемой, которой уделяется внимание в статье, является специфика пространства и времени сновидения. Исследователь опирается в первую очередь на концептуализацию Г.К. Юнга, идею З. Фрейда о типических сновидениях и размышления А. Бергсона о роли воспоминаний в генерировании сновидений. Автору представляется вполне разумным сочетание различных подходов к изучению сновидений, воплощенных в концепциях ряда крупных ученых и мыслителей (З. Фрейд, Г.К. Юнг, А. Бергсон, Э. Фромм и т. д.). В данном исследовании использованы прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей. В связи с чем в публикации содержится краткая характеристика соцсетей как крайне важного и полезного для осмысления реалий современного российского общества и понимания специфики бытия индивидов в этом обществе источника. Автор констатирует, что поскольку существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, есть и некая типологическая модель отражения в сновидениях стандартных, повторяющихся ситуаций. В исследовании используется относительно новый для отечественных социально-гуманитарных дисциплин термин «общественное подсознание». Очевидно, подобная интерпретация надиндивидуального компонента сновидений является достаточно оригинальной. При этом подчеркивается определенная метафоричность данного термина и акцентируется отличие его содержания от юнговского «коллективного бессознательного», которое является продуктом наследуемых структур мозга. Вместе с тем, анализируя отношение сновидцев к «явленным» им снам, автор вынужден констатировать, что это погружение, в основном, в негативную реальность и негативные эмоции, – вывод, который коррелирует с размышлениями многих других исследователей, занимавшихся данной проблематикой.
Abstract: The author of the article analyzes the question of how these or those social realities as they designate themselves in space of a dream and what emotional attitude of individuals towards this new, already snovidchesky, realities are reflected in dreams. The author tries to reveal as are built and "reality elements", dreams getting into fabric, and what features of combination theory of this sort interact among themselves some kind of. Other important problem to which the attention in article is paid, specifics of space and dream time are. The researcher relies first of all on G. K. Jung's conceptualization, S. Freud's idea about typical dreams and A. Bergson's reflections about a role of memoirs in generation of dreams. To the author the combination of various approaches to studying of the dreams embodied in concepts of a number of outstanding scientists and thinkers (S. Freud, G. K. Jung, A. Bergson, E. Fromm etc.) is reasonable quite . In this research materials from social networks, the records describing dreams of specific users are used first of all. In this connection the publication contains the short characteristic of social networks as the extremely important and useful to judgment of realities of modern Russian society and understanding of specifics of life of individuals in this society of a source. The author notes that as there is a certain general matrix of perception and an assessment of social realities, there is also a certain typological model of reflection in dreams of standard, repeating situations. In research term "public subconsciousness" rather new to domestic social and humanitarian disciplines is used. Obviously, similar interpretation of a nadindividualny component of dreams is rather original. A certain metaphoricalness of this term is thus emphasized and difference of its contents from yungovsky "collective unconscious" which is a product of inherited structures of a brain is accented. At the same time, analyzing the relation of snovidets to the dreams "shown" by it, the author is compelled to note that this immersion, generally in negative reality and negative emotions, – a conclusion which correlates with reflections of many other researchers who were engaged in this perspective.