Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. —
Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.)
// Социодинамика. – 2014. – № 5.
– С. 71 - 79.
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.5.11887
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_11887.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в плане складывания системы православного образования и просвещения и состояние православного образования в России в условиях религиозного «возрождения»: динамика открытия новых православных учебных заведений различного уровня, проблемы становления образовательной системы (децентрализация управления, недостаточное финансирование учебных заведений, отсутствие необходимого правового статуса образовательных учреждений, дефицит преподавательского состава и богословской литературы, низкий уровень подготовки научных богословских кадров и т.д.). Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, комплексного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материала. При возможности были применены принципы социально-психологического подхода и корректности и тактичности в оценке фактов и событий. В конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом. Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.
Abstract: In article Russian Orthodox Church activity in respect of folding of system of orthodox education and education and a condition of orthodox education in Russia in the conditions of religious "revival" is analyzed: dynamics of opening of new orthodox educational institutions of various level, problem of formation of educational system (management decentralization, insufficient financing of educational institutions, lack of necessary legal status of educational institutions, deficiency of teaching structure and theological literature, low level of preparation of scientific theological shots, etc.) . The Teoretiko-metodologichesky basis of research is made by the principles of objectivity, historicism, systemacity, the complex accounting of social and subjective studying in a subject and the greatest possible neutrality of the relation of the researcher to interpretation and an assessment of the actual material. At opportunity the principles of social and psychological approach and a correctness and tactfulness in an assessment of the facts and events were applied. At the end of 1980 - the 1990th there was a mass opening of new spiritual educational institutions that, in turn, generated also new problems. At times open spiritual schools and seminaries had "facultative" character, that is in them there was no regular released person to which duties the organization and control of educational process and an institution as a whole would belong. Reviving the system of the Russian religious education fully was influenced by difficulties of formation, deficiency of teaching structure, an undermanning of libraries, a lack of manuals, shortage of buildings, lack of the necessary status were basic of which. The situation became complicated decentralization as financing of new religious educational institutions and schools was carried out not from Educational committee, and directly from dioceses; some educational institutions at all didn't receive any – neither central, nor local financing, being in self-sufficiency conditions. Only by 2000 in principle the issue of centralization of religious education in Russia was resolved: mass inspection inspections by Educational Committee are carried out, the question of obligatory licensing of spiritual academies, seminaries and schools and the subsequent their accreditation is designated.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. —
Молодежная политика Русской Православной церкви в современной России: проблемы и перспективы
// Genesis: исторические исследования. – 2014. – № 3.
– С. 53 - 59.
DOI: 10.7256/2306-420X.2014.3.11021
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_11021.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви как значимого социального института российского общества - выработка и реализация молодежной политики.
Со второй половины 1980-х гг. наблюдается серьезный подъем религиозности в государстве, Русская Православная церковь стремится максимально использовать все предоставленные возможности для расширения сферы своего влияния, распространения и даже насаждения православных духовных ценностей, в том числе, и среди подрастающего поколения. Русская Православная церковь уделяет молодежи особое внимание, поскольку именно она составляет будущее развития российского общества.
В 1991 г. на съезде православной молодежи было создано «Всецерковное православное молодежное движение» (ВПМД).
По решению Священного Синода (30-31 января 1991 г.) был создан Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (И.Н. Экономцев). В 1994 г. прошло первое совещание ректоров духовных учебных заведений под руководством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В 2000 г. был образован синодальный Отдел по делам молодежи, имеющий своей целью активизацию миссии в молодежной среде и повышение церковной активности самих молодых. С 2001 г. начинают создаваться епархиальные Отделы по делам молодежи на всей канонической территории РПЦ. С этого времени ежегодно стали проводиться Всероссийские съезды православной молодежи. В 2002 г. были учреждены «Всероссийское православное молодежное движение» и детская организация «Братство православных следопытов».
Методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов, поскольку спецификой конфессиональной практики РПЦ была сильная нравственно-этическая составляющая его участников. Научная новизна состоит в предпринятой попытке проанализировать молодежную политику РПЦ в современных условиях.
Практика показала, что духовенство в целом приняло идеи православного молодежного служения и ощутило его вкус. И хотя Церковь не имеет достаточного опыта практического воплощения таких идей, что вызывает серьезные трудности при попытке их осуществления, ее позиция в деле молодежного служения с каждым годом становится все более четкой. Поддерживая в целом конструктивные начинания Русской Православной церкви в плане воспитания молодежи, государство должно четко соблюдать нормы конфессионального законодательства, не нарушая при этом прав других религий и неверующего населения России.
Abstract: The article reviews one of the most important parts of the Russian Orthodox Church’s activity as a meaningful institution of the Russian society – working out and realization of the youth policy.
From the second half of the 1980s the state lived through a rise of interest to the religion. And the Russian Orthodox Church (ROC) aspired to use the new opportunities at maximum to widen its influence, extend and even inculcate the Orthodox spiritual values among young people. The Russian Orthodox Church pays special attention to the youth because it is the youth that makes the future of the Russian society’s development.
In 1991 the All-Church Christian Youth Movement (ACCYM) was created at the congress of the Orthodox youth. On the order of the Holy Synod (January, 30-31, 1991) the Moscow Patriarchate Department for the Religious Education and Catechetesis was founded under the chairmanship of hegumen Ioann (I.N. Economtsev). In 1994 the first meeting of rectors of religious schools was conducted by His Holiness Alexis II Patriarch of Moscow and All Russia.
In 2000 the Synodal Department for the Youth Affairs was opened with the goal to start missions among young people and make the youth more active. Since 2001 eparchial Departments for the Youth Affairs began to open on the canonical territory of the ROC. Since that time the annual All-Russia meeting of the Orthodox youth have been conducted. In 2002 the All-Russia Orthodox Youth Movement and the children’s organization “The Fellowship of the Orthodox Pathfinders” were created.
The methodological basis of the research consists of objectivity concepts, concepts of historism, system, full consideration of social and subjective in the subject of the research and the maximum possible neutrality in the researcher’s attitude to the interpretation and estimation of the material. Where possible, the principle of social and psychological approach have been used as well as the principles of tactfulness in the estimation of facts because the specificity of the confessional practice of the ROC were strong moral and ethical characteristics of its participants. The scientific novelty is based on the attempt to analyze the youth policy of the ROC under the present-day condition.
The reality shows that the priesthood in general accepted the ideas of the Orthodox youth service and felt its taste. And though the Church does not have enough experience in tangible embodiment of such ideas (and that makes it difficult to realize the ideas), its position about the youth service becomes more clear year by year. Giving its general support to the constructive endeavours of the Russian Orthodox Church in the youth upbringing, the government must strictly follow the norms of the Confessional Law not to violate the rights of other religions and the irreligious people of the Russian Federation.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. —
Вероисповедная политика в отношении ислама СССР. 1940-1960-е гг.: закрытие мечетей (по материалам Среднего Поволжья)
// Социодинамика. – 2014. – № 1.
– С. 76 - 88.
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.1.10885
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_10885.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется реализация одного из ключевых направлений советской вероисповедной политики в отношении ислама - сокращения количества мечетей, культовых зданий мусульман в 1940-1960 гг. на примере одного из регионов традиционного распространения ислама в СССР - Среднего Поволжья. На местах государственно-конфессиональная политика проводилась, в первую очередь, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), деятельность которого была направлена, с одной стороны, на закрытие мечетей, с другой стороны, недопущение нарушения советского законодательства. Верующие активно сопротивлялись закрытию культовых зданий. Даже после прекращения деятельности мечети сохраняли свой прежний вид. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов и событий, поскольку спецификой исламской практики была довольно сильная нравственно-этическая составляющая его участников.
Кроме методологических принципов в работе применяются специально-исторические принципы - актуализации, сравнительно-исторический, диахронный, проблемно-хронологический; общенаучные - статистический, классификации, структурно-системный.
Новизна исследования заключается в том, что впервые изучена деятельность советских властей, главным образом, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), по закрытию мечетей на реогиональном уровне - в Среднем Поволжье в обозначенных хронологических рамках; в научный оборот впервые введен серьезный массив специфичных архивных материалов, не использованный раньше в силу разнообразных причин.
Abstract: The article includes analysis of implementation of one of the key directions of the Soviet policy on religious denominations towards the Islam: limiting the number of mosques, the cult buildings of the Muslims in 1940s - 1960s, taking as an example the Middle Volga region, where the Islam was traditionally widespread in the USSR. The local state policy on religious denominations was implemented first of all via the Soviet plenipotentiaries on the issues of religious cults (religions), whose activities were aimed on one hand at the closing of the mosques, and on the other hand, on guaranteeing compliance with the Soviet legislation. The believers actively resisted the closing of the cult buildings. Even after the closing the mosques kept their appearance. The theoretical and methodological basis for the study is formed with the principles of objectivity, historicism, systemic character, full account of the social and subjective elements in the object of study, and the neutral approach of researchers towards interpretation and evaluation of factual materials. Where it was possible, the authors used the principles of sociological and psychological approach and the principle of correctness and tactfulness in evaluation of facts and events, since the specific feature of the Islamic practice has always been a strong moral and ethical element of its participants. In addition to the methodological principles, the authors applied special historical principles, such as actualization, comparative historical method, diachronic method, problem-oriented chronological method; general scientific methods - statistical, classification, structural systemic. The novelty of the study was due to the fact that for the first time the authors studies the activities of the Soviet administration, acting mostly via the Soviet plenipotentiary on the issues of religious cults (religions) on closing the mosques at the regional level - in the Middle Volga region within the above-mentioned period of time, and many specific archive materials are brought into the scientific turnover for the first time, since earlier they were not used for a variety of reasons.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н., Мельниченко О.В. —
Русская Православная церковь и политическая деятельность (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.)
// Социодинамика. – 2013. – № 10.
– С. 126 - 133.
DOI: 10.7256/2306-0158.2013.10.9379
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_9379.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется позиция Русской Православной церкви по вопросу участия в политической деятельности, в целом, в выборах различного уровня, в частности.
В конце 1980-х гг. принципиально новым для религиозных конфессий СССР стал вопрос об участии или не участии в выборах народных депутатов. В 1989 г. шесть религиозных деятелей от Русской Православной церкви были избраны депутатами. Но они были избраны не как представители религиозных организаций, а как кандидаты от союзных и республиканских общественных организаций. На выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. в окружные городские и районные сельские советы народных депутатов были избраны 48 священников РПЦ; в областные советы народных депутатов - 5 архиереев и 11 священников.
В декабре 1989 г. в связи с выборами народных депутатов РСФСР и местных советов Советом по делам религий при Совете Министров РСФСР был обнародован документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви». Суть рекомендаций сводилась к тому, что в каждом конкретном случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти должен был решаться главой конфессии.
После событий 1993 г., когда православное духовенство оказалось по разные стороны баррикад, что могло бы привести к расколу в РПЦ, Алексий II принял решение о запрете священнослужителям участвовать в выборах в государственные законодательные структуры.
В 1995 г. было опубликовано «Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с попытками вовлечения религиозно-общественных организаций в предвыборную борьбу».
Деятельность священнослужителей в органах власти затем была осуждена Архиерейским собором 1997 г.
Abstract: The authors of the article analyze the Russian Orthodox Church' position concerning participation in political activity in general and in elections at different levels in particular. In late 1980's the question whether to participate or not to participate in elections of Deputies was essentially new to religious confessions in the USSR. In 1989 six religious figures from the Russian Orthodox Church were elected as deputies. However, they were elected not as representatives of their religious organizations but as candidates from allied and republican public organizations. During elections of Deputies of RSFSR in 1990 48 priests of the Russian Orthodox Church were elected as deputies in city and regional village councils and 5 bishops and 11 priests were elected as deputies in regional councils.
In December of1989 due to elections of Deputies of RSFSR and local councils, the Council for religious affairs under the Council of the Ministers of RSFSR published the document "Extract from Definitions of the Hierarchal Cathedral of the Russian Orthodox Church". The main point of recommendations was to that in each particular case the question whether a priest should participate in elections had to be resolved by the head of the confession. After events of 1993 when Orthodox priests appeared on opposite sides of the barricades that could lead to the split in the Russian Orthodox Church, Alexis II made the decision to forbid priests to participate in state elections.In 1995 the statement of the Patriarch of Moscow and all Russia Alexis II was published. Later participation of priests in authorities and elections was condemned by the Hierarchal Cathedral in 1997.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. —
Государственно-православные отношения в СССР в период «перестройки» (по материалам Пензенской области)
// Genesis: исторические исследования. – 2013. – № 5.
– С. 120 - 130.
DOI: 10.7256/2306-420X.2013.5.9348
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_9348.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется эволюция государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне - на примере Русской Православной церкви в Пензенской области в 1985-1991 гг.
Государственная вероисповедная политика данного периода продолжала придерживаться ленинских принципов в отношении религии: религиозное мировоззрение признавалось предрассудком, актуализировались задачи по усилению атеистической работы властей. Уполномоченный Совета по Пензенской области продолжал свою деятельность в прежнем формате; выпускалась атеистическая литература. В Пензенской области по-прежнему проводилась активная работа по вытеснению религиозных праздников и обрядов из советского быта. В регионе заметно усилилась деятельность комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.
В то же время в государственно-православных отношениях прослеживались некоторые моменты либерализации. Была упрощена процедура регистрации религиозных организаций. И хотя в Пензенском регионе численность православных церквей и молитвенных домов до конца 1980-х гг. оставалась постоянной, но количество зарегистрированных священников православного культа постепенно возрастало. Увеличивалась численность верующих, возрастал их образовательный уровень, как и у местного православного духовенства. Пензенской епархии были возвращены некоторые храмы.
Определенные изменения в плане либерализации государственно-церковных отношений прослеживались, но в целом течение деидеологизации в СССР шло весьма неровно, у советского руководства отсутствовала четкая программа и в целом понимание сущности и механизма демократизации страны.
Abstract: In article evolution of the state and confessional relations at regional level - on the example of Russian Orthodox Church in the Penza region in 1985-1991 is analyzed. The state religious policy of this period continued to adhere to the Lenin principles concerning religion: the religious outlook admitted a prejudice, tasks of strengthening of atheistic work of the authorities were staticized. The representative of Council for the Penza region continued the activity in a former format; atheistic literature was issued. In the Penza region active work on replacement of religious holidays and ceremonies from the Soviet life was still carried out. In the region activity of the commissions of assistance to control of observance of the legislation on religious cults considerably amplified.At the same time in the state and orthodox relations some moments of liberalization were traced. Procedure of registration of the religious organizations was simplified. And though in the Penza region the number of orthodox churches and houses of worship until the end of the 1980th remained a constant, but the number of the registered priests of an orthodox cult gradually increased. The number of believers increased, their educational level, as well as at local orthodox clergy increased. Some temples were returned to the Penza diocese. Certain changes in the plan of liberalization of the state and church relations were traced, but as a whole the deideologization current went to the USSR very roughly, the Soviet management had no accurate program and as a whole understanding of essence and the mechanism of democratization of the country.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. —
Исламские политические и неформальные организации России 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья)
// Genesis: исторические исследования. – 2013. – № 2.
– С. 76 - 88.
DOI: 10.7256/2306-420X.2013.2.712
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_712.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется процесс создания мусульманских политических организаций в России федерального уровня в ходе религиозного «ренессанса» в 1990-е гг. (Всесоюзная Исламская Партия Возрождения «Нахдат», Исламский культурный центр, Общественное движение «Нур» («Свет»), Союз мусульман России (СМР), «Иттифак аль-муслимин» («Мусульманский союз»), политическое движение «Рефах»), программные установки данных объединений, лидеры групп, их деятельность, отношения с политическими партиями и т.п.
Образование неформальных групп исламской ориентации на региональном уровне - в Среднем Поволжье имел особенности: более «приземленный» характер объединений, близость к рядовым мусульманам, более радикальный характер, политический нейтралитет, акцент на вопросах национальной культуры. В статье исследуются программные цели и положения, активность, документы («Татар кануны» («Конституция татарского народа»), «Татар мэхэллэсе» («Татарская махалля») и т.д.) радикальных и умеренных групп - Татарский общественный центр (ТОЦ), «Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Союз молодежи «Азатлык», движение «Суверенитет», движение «Мусульмане Татарстана», Милли Меджлис (т.н. «Народный парламент») и т.д. Отдельно рассматривается мусульманская группа закрытого типа «Cаф ислами» («Чистый ислам»).
Хотя объединения национального татарского движения апеллировали к ценностям ислама в своих заявлениях, практика и программные установки этих групп имели, в основном, светский характер.
Abstract: The authors of the article analyze the process of creation of Muslim political organizations in Russia at the federal level during so called religious Renaissance in the 1990's (All-Union Islamic Revival Party 'Nakhdat', Islamic Cultural Center, Social Movement 'Nur' ('Light'), the Union of Muslims of Russia, 'Ittifak al'-muslimin' (Muslim Union) and political movement 'Refax'). The authors also analyze programs carried out by these organizations, activities of their leaders, relations with political parties and etc. The process of formation of informal Islamic groups had the following peculiarities in the Middle Volga Region: more 'earthly' nature of units, close relations to usual Muslims, radical nature of those organizations and their activities, political neutrality and focus on the issues of national culture. The authors also study associated programs, targets, activities and documents ('Tatar kanun' - Constitution of Tatar People, 'Tatar mekhellese' and others) created by both radical and moderate groups such as Tatar Social Center, Tatar Party of National Independence 'Ittifak', Youth Union 'Azatlyk' and etc. The authors also describe the Muslim closed group 'Saf Islam' (Pure Islam).
Even though Tatar national movements appealed to Islamic values, their programs and activities were mostly socially oriented.