Библиотека
|
ваш профиль |
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Федорова-Гальберштам А.М.
Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности
// Психология и Психотехника.
2014. № 12.
С. 1335-1341.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65937
Федорова-Гальберштам А.М. Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельностиАннотация: Предметом исследования в данной статье выступают процессы интермодального синтеза в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. В ходе профессионального обучения музыканты накапливают большой спектр сложных и тонких психологических навыков, относимых нами к основным профессиональным ресурсам музыкально-исполнительской деятельности. Это, прежде всего, интермодальные связи: зрительно-двигательные, слухо-двигательные, зрительно-слуховые. Именно от уровня их развития, на наш взгляд, зависит успешное формирование профессионализма и творческой индивидуальности музыканта. Под основными ресурсами мы подразумеваем сложно организованную систему профессиональной рефлексии музыканта, а также процессы идеомоторики и интермодального синтеза, как базовые механизмы создания целостного музыкального опыта музыканта, и на его основе - художественного образа произведения. Данное исследование опирается на системную методологию, обладающую наибольшей универсальностью в рассмотрении сложных предметных полей. Изучая феномены и закономерности музыкально-исполнительского творчества, мы обращаемся к сложнейшей, многоуровневой и многокомпонентной структуре деятельности. Также значимым для данной работы является методологический принцип холизма, или целостности. Говоря о полимодальности, синестезийности музыкального сознания, мы базируемся на идее об изначальной целостности образа мира в сознании человека. Научная новизна данной работы содержится в положениях об интермодальном синтезе как базовом психологическом ресурсе музыкально-исполнительской деятельности. Новым ракурсом является рассмотрение сложно организованной системы профессиональной рефлексии музыканта в контексте интермодальных связей и идеомоторной тренировки. В ходе исследования сформулирован вывод о наибольшей важности формирования слухо-двигательных связей и продуктивных слуховых представлений музыканта. Также показана взаимосвязь между степенью развития идеомоторных навыков, операционального уровня профессиональной рефлексии и возможностями создания целостного музыкального образа произведения. Ключевые слова: интермодальный синтез, идеомоторика, музыкально-исполнительская деятельность, синестезия, рефлексия, музыкальное сознание, целостный образ, профессионализм, навыки, слуховые представленияAbstract: The topic under review of the present research article is the processes of intermodal synthesis in a professional activity of a musician. During their professional training, musicians acquire a wide range of difficult and fine psychological skills which the author of the article considers to be the main professional resources in music performance. These skills include, first of all, intermodal connections, such as those between sight and motion, hearing and motion, and sight and hearing. Based on the author of the article, the level of the development of these skills has a direct influence on success and creativity of a musician. Within the framework of research, the main resources shall mean a sophisticated system of the musician’s professional reflection as well as the process of ideomotion and intermodal synthesis as the basic mechanisms of creating the comprehensive experience of a musician and an image of a music piece thereupon. The present research is based on the methodology of the systems approach because the given methodology is rather universal and allows to analyze complex fields and disciplines. When studying the phenomena and objective laws of music performance, Fedorova-Galbershtam appeals to a complex multi-level and multi-component activity structure. The author has also used the methodological principle of holism. When talking about polymodality and synesthesiability of musical consciousness, Fedorova-Galbershtam is based on the idea of the initial integrity of the world image in the human mind. The novelty of the present article is in the author’s statements about intermodal synthesis as the basic psychological resource in music performance. The researcher offers a new approach to viewing a sophisticated system of the musician’s professional reflection in terms intermodal connections and ideomotor training. In the course of the research Fedorova- Galbershtam makes a conclusion about the essential role of audiomotor connections and productive hearing (acoustic) representations of the musician. The researcher also shows the relation between the level of the development of ideomotor skills, operational level of professional reflection and possibilities of creating an integral image of a music piece. Keywords: intermodal synthesis, ideomotion, music performance, synesthesia, reflection, musical consciousness, integral image, professionalism, skills, hearing representations.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя.-Л., 1973.
2. Старчеус М.С. Личность музыканта.-М., 2012. 3. Сизяев С.В. Идеомоторный метод регуляции предстартовых состояний юных спортсменов на этапе начального обучения в ушу : диссертация кандидата педагогических наук.-М., 2007. 4. Петрушин В.И. Музыкальная психология.-М., 2008. 5. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Медгиз, 1951. 6. Орлов Г. Древо музыки.-Вашингтон-Санкт-Петербург: Н.А.Frager & Со, Советский композитор, 1992. 7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П./Сост./ Большой психологический словарь.-М., 2004. 8. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961. 9. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.-М., 1977. 10. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой.-М., 1985. 11. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М., ДОСААФ СССР, 1982. 12. Изотов Е. Ан. Ассоциативно-идеомоторный тренинг в подготовке керлингистов: диссертация ... кандидата психологических наук.-Санкт-Петербург, 2009 13. Зайцева М.Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения-М, 2013. 14. Гофман И. Фортепианная игра: Вопросы и ответы. М., 1961 15. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутренне-слуховых (художественно-образных) представлений у учащихся-музыкантов: дисс. канд. пед. наук.-М., 1982. 16. Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов: дисс. кандидата психол. наук .-М., 2001. 17. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М.,1978. 18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л., 1974. 19. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 20. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: Автореф. дисс. канд. пед.наук.-М., 1971. 21. http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/ideomotorika 22. Д.Н. Завалишина Принцип субъекта в исследованиях профессиональной деятельности // Психология и Психотехника.-2012.-4.-C. 61-71. 23. Рябушкина Т.М. Рефлексия как метод самопознания: к вопросу о кризисе оснований картезианской и посткартезианских теорий субъективности // NB: Философские исследования.-2013.-1.-C. 1-59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_268.html References
1. Shul'pyakov O.F. Tekhnicheskoe razvitie muzykanta-ispolnitelya.-L., 1973.
2. Starcheus M.S. Lichnost' muzykanta.-M., 2012. 3. Sizyaev S.V. Ideomotornyy metod regulyatsii predstartovykh sostoyaniy yunykh sportsmenov na etape nachal'nogo obucheniya v ushu : dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk.-M., 2007. 4. Petrushin V.I. Muzykal'naya psikhologiya.-M., 2008. 5. Pavlov I. P. Dvadtsatiletniy opyt ob'ektivnogo izucheniya vysshey nervnoy deyatel'nosti (povedeniya) zhivotnykh. M.: Medgiz, 1951. 6. Orlov G. Drevo muzyki.-Vashington-Sankt-Peterburg: N.A.Frager & So, Sovetskiy kompozitor, 1992. 7. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P./Sost./ Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'.-M., 2004. 8. Neygauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry. M., 1961. 9. Martinsen K. Metodika individual'nogo prepodavaniya igry na fortepiano.-M., 1977. 10. Liberman E.Ya. Rabota nad fortepiannoy tekhnikoy.-M., 1985. 11. Itkis M.A. Spetsial'naya podgotovka strelka-sportsmena. M., DOSAAF SSSR, 1982. 12. Izotov E. An. Assotsiativno-ideomotornyy trening v podgotovke kerlingistov: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk.-Sankt-Peterburg, 2009 13. Zaytseva M.L. Sinesteziynost' kak sistemnoe svoystvo khudozhestvennogo soznaniya: diss. na soiskanie uchenoy stepeni doktora iskusstvovedeniya-M, 2013. 14. Gofman I. Fortepiannaya igra: Voprosy i otvety. M., 1961 15. Grzhibovskaya R.N. Problema formirovaniya vnutrenne-slukhovykh (khudozhestvenno-obraznykh) predstavleniy u uchashchikhsya-muzykantov: diss. kand. ped. nauk.-M., 1982. 16. Gal'bershtam A.M. Vzaimosvyaz' professional'noy refleksii i effektivnosti muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosti studentov: diss. kandidata psikhol. nauk .-M., 2001. 17. Bardas V. Psikhologiya tekhniki igry na fortepiano. M.,1978. 18. Barenboym L.A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo.-L., 1974. 19. Alekseev A.V. Preodoley sebya! Psikhicheskaya podgotovka v sporte. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. 20. Archazhnikova L.G. Problema vzaimosvyazi muzykal'no-slukhovykh predstavleniy i muzykal'no-dvigatel'nykh navykov: Avtoref. diss. kand. ped.nauk.-M., 1971. 21. http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/ideomotorika 22. D.N. Zavalishina Printsip sub'ekta v issledovaniyakh professional'noy deyatel'nosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2012.-4.-C. 61-71. 23. Ryabushkina T.M. Refleksiya kak metod samopoznaniya: k voprosu o krizise osnovaniy kartezianskoy i postkartezianskikh teoriy sub'ektivnosti // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-1.-C. 1-59. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.1.268. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_268.html |