Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Семухина Е.А., Шиндель С.В.
О функциях и свойствах универсальной категории культуры «греховность», репрезентированной в медиапространстве
// Философия и культура.
2022. № 2.
С. 73-82.
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.2.37598 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37598
О функциях и свойствах универсальной категории культуры «греховность», репрезентированной в медиапространстве
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.2.37598Дата направления статьи в редакцию: 22-02-2022Дата публикации: 04-03-2022Аннотация: Целью настоящей статьи является анализ манифестации универсальной аксиологической культурной категории греховности в медиапространстве. Предметом исследования стали свойства и функции данной категории, актуализирующиеся при ее репрезентации в цифровых СМИ. В соответствии с поставленной целью нами использовались такие методы, как метод сплошной выборки и наблюдение за фактами репрезентации культурных категорий, позволившие определить языковой материал для анализа, а также статистический метод для проведения количественного анализа. Контент-анализ единиц, отобранных для исследования, использовался для выявления роли, свойств и основных функций универсальной аксиологической категории греховности. Новизна исследования заключается в том, что впервые была рассмотрена универсальная природа категории греховности, ее функции и свойства, репрезентированные в медипубликациях. Основные выводы: изучение фактов актуализации категории греховности в медиапространстве позволил утверждать, что исследуемый феномен связан с такими темами, как политика, криминал (в новостных СМИ) и оценка поведения граждан и нравственность (в религиозных СМИ). Данные факты указывают, что основной функцией категории греховности является регулирующая, направленная на эвальвацию и коррекцию действий членов социума, а также создание общественного мнения. Кроме того, в статье доказывается, что категория греховности имеет транскультурные свойства, пронизывая и реализуясь во всех культурных слоях, от локального до глобального. В этих культурных слоях характер категории приобретает разный оттенок, в частности на глобальном уровне категория греховности приобретает значение вины (или виновности), что является следствием значительного влияния западной культуры на глобальную. Представляется, что выявленные свойства категории указывают на ее высокую значимость для современного российского общества. Установленная регулирующая функция позволит применять данную категорию в том числе в рамках задач по регламентации и управлению общественным мнением и в сфере пропаганды основных ценностей. Ключевые слова: категории культуры, оценка, регулирование общественного мнения, греховность, грех, средства массовой информации, медиапубликации, религия, культура, виновностьAbstract: This article aims to analyze the manifestation of the universal axiological cultural category of sinfulness in the media space. The study's subject was this category's properties and functions, which are actualized when represented in digital media. In accordance with this goal, we used such methods as continuous sampling and observation of the facts of the representation of cultural categories, which allowed us to determine the linguistic material for analysis and a statistical method for quantitative analysis. The content analysis of the units selected for the study was used to identify the role, properties, and main functions of the universal axiological category of sinfulness. The novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the universal nature of the category of sinfulness, its functions and properties, represented in media publications, were considered. Main conclusions: the study of the facts of actualization of the category of sinfulness in the media space allowed us to assert that the phenomenon under study is associated with topics such as politics, crime (in news media), and the assessment of citizens' behavior and morality (in religious media). These facts indicate that the primary function of the category of sinfulness is regulatory, aimed at evaluating and correcting the actions of members of society, as well as creating public opinion. In addition, the article proves that the category of sinfulness has transcultural properties, penetrating and being realized in all cultural layers, from local to global. In these cultural layers, the nature of the category acquires a different shade. In particular, at the global level, the category of sinfulness acquires the meaning of guilt, which is a consequence of the significant influence of Western culture on the global culture. It seems that the revealed properties of the category indicate its high importance for modern Russian society. The established regulatory function will make it possible to apply this category, including within the framework of regulating and managing public opinion and promoting basic values. Keywords: culture categories, estimation, regulation of public opinion, sinfulness, sin, mass media, media publications, religion, culture, guilt
Коммуникация неразрывно связана с культурой той общественной формации, в которой она осуществляется. Собственно, практика коммуникации основывается на культурных представлениях и регламентируется ими. Ученые неоднократно обращались к проблеме взаимодействия культуры и коммуникации, высказывая, в частности, мнение, что они представляют собой тождественные феномены [1]. Глубокая взаимосвязь и взаимовлияние коммуникации и культуры выражается также в том, что не только коммуникация строится на основе культуры, но и последняя развивается и существует благодаря коммуникации [2]. Важнейшими единицами культурного знания, отражаемого в процессе коммуникации и, в том числе, медиакоммуникации, являются культурные категории [3]. Напомним, что наиболее известными подходами к пониманию феномена категорий культуры, их определению, являются теории Э. Холла и Г. Хофстеде [1; 4]. Э. Холл понимал под культурными категориями факты культуры, определяющие способы общения и поведения индивидов. Согласно созданной исследователем «культурной грамматике» к числу основных культурных категорий относятся время, контекст, пространство, общественная организация, учеба, игра и пр. Ученый также создал типологию культур в зависимости от отношения к данным категориям (высоко- и низкоконтекстуальные культуры, монохронные и полихронные и т.д.) [1]. Согласно мнению Г. Хофстеде основными категориями культуры следует считать так называемые «ментальные программы», сочетающие в себе формы мышления, паттерны поведения, воспринятые и закрепленные в раннем детстве. Эти механизмы в дальнейшем регулируют поведение человека. К числу ментальных программ исследователь относит дистанцию власти, коллективизм – индивидуализм, маскулинность – феминность, избегание неопределенности и пр. [4]. Отметим так же широко известную теорию культурных универсалий, под которыми Д.П. Мердок понимает типовые аспекты жизни, находящие актуализацию во всех существующих обществах. К таковым относят: место проживания (дом), одежду, труд, семейные связи, изобразительное искусство, брак, а также религиозные представления [5]. В настоящем исследовании под универсальными категориями культуры понимаются вслед за вышеуказанными учеными, типовые программы поведения, единицы классификации мира, позволяющие индивидууму эффективно действовать в рамках существующей культуры. Категории веры, религиозные категории (в частности, любовь, вера, надежда, мудрость [2]) относятся к аксиологическим категориям, позволяющим осуществить оценку окружающего мира, собственного поведения, поступков других людей. Одной из таких культурных категорий представляется греховность. Если рассматривать структуру культуры как социального феномена, выясняется, что она состоит из трех слоев или ярусов: локальной культуры, национальной культуры той или иной страны и глобальной культуры. И если последний слой объединяет в культурном отношении все общественные формации благодаря явлению глобализации, то национальная культура представляет собой комплекс ценностей и смыслов, отличных для каждой отдельной нации. Благодаря историческим или географическим условиям (например, соседству стран, принадлежности одной религии, сосуществованию в составе одного государства на предыдущих этапах развития и пр.) национальные ценностные структуры могут различаться весьма незначительно или, напротив, разительно. Национальная культура является тем орудием, благодаря которому государство, поощряя и формируя одни ценности и отвергая другие, консолидирует общество и управляет им. Локальная культура распространяется на небольшие коллективы, возникшие в результате совместного проживания людей или объединения по интересам, возрасту и пр. Эти культурные слои, с одной стороны, накладываются друг на друга, так, что современный человек вынужден приспосабливаться сразу к трем ценностным структурам [6]. А с другой стороны между ними часто возникает напряженность и даже конфронтация. Ответ на вопрос о том, на основе каких механизмов возможно примирение разных культурных слоев, возможно, лежит в плоскости культурных универсалий. Действительно, универсальные культурные категории пронизывают все слои, находя отражение как на низшем локальном уровне, так и на глобальном, пересекая национальный. Исследуемая категория греховности, как мы указывали выше, относится к культурным феноменам данного типа. Если рассматривать ее манифестацию на локальном уровне – она находит отражение, например, в местных суевериях и мифах [7]. Или в понимании верного/ошибочного поведения у людей разных возрастов. Вообще, в рамках христианской религии считается, что с возрастом количество грехов возрастает. Однако в глубокой старости человек снова становится «безгрешным», поскольку на многие осуждаемые поступки просто не способен, сознательно или под влиянием обстоятельств переходя к аскетичному образу жизни [8]. Кроме того, предполагается, что к концу жизни человек переосмысливает свою жизнь и становится «ближе к Богу». На национальном уровне категория греховности реализуется как в религиозном аспекте, так и в секулярном. В зависимости от общественного устройства категория греховности находит разные виды реализации вне религии. Так, например, вина и виновность, являются проявлениями категории греховности в современном европейском обществе [9]. Говоря о манифестации категории греховности на глобальном уровне, стоит отметить, что глобализация касается всех аспектов современной жизни. Она подразумевает объединение экономических и образовательных структур, культур и национальных систем массовой коммуникации. При этом глобализация приводит не к простому присоединению и прирастанию, а видоизменению объединенных элементов. В частности, изменениям подвергается национальная культура. Ценности глобальной культуры транслируются через транснациональные системы массовой коммуникации, доступ к которым возможен для любого человека, где бы он ни находился. На сегодняшний день такие возможности средства массовой информации приобретают благодаря сети Интернет. Вне зависимости от искусственно вводимых ограничений Интернет проникает повсюду, неся с собой глобальные культурные ценности. Глобальная информатизация – одна из основных тенденций постиндустриального общества, приводящая к трансформации социальных систем [10], усилению медиатизации общественных отношений. Универсальные культурные категории распространяются и в глобальной среде, однако они имеют максимально упрощенную форму с невыраженным оценочным компонентом. Так, в частности, категория греховности, в глобальной культуре теряет свое значение, переходя в виновность (или преступность), что, очевидно, является следствием сильного влияния западно-европейской и американской культур. На глобальном уровне греховность утрачивает свою религиозную окрашенность и переходит в область психологии и юриспруденции. Подчеркнем так же, что психологизация греховности (перехода категории в виновность), является важным фактом современного глобального общества. Внушенная виновность становится тем механизмом, который неявно управляет поведением людей. Специалисты в области психологии называют комплекс вины [11] одним из важнейших компонентов личности современного человека, особенно в сегодня, во сложные времена пандемии [12]. Несмотря на отрицательное значение вины в жизни индивидуума, нельзя отрицать ее влияния. Таким образом, категория греховности действительно имеет универсальный характер, актуализируясь во всех слоях культуры и представляя собой некоторую вертикальную ментальную связку между ними, позволяющую современному человеку находить баланс между культурными ярусами. Чтобы определить основные свойства и функции категории греховности в современном российском обществе обратимся к медиапубликациям, поскольку вообще «средства массовой информации являются зеркалом социальных процессов» [13]. Кроме того, «журналистика как система получения, обработки, передачи информации стремится сегодня акцентировать внимание на отражении этнокультурных ценностей» [14], именно поэтому интересно рассмотрение репрезентации категории греховности на страницах медиаресурсов. Представляется, что исследуемая категория, как и другие категории религиозного порядка, выполняет ряд функций, основная из которых – регулятивная, направленная на изменение поведения членов общества [15]. Действительно, через разнообразные аксиологические культурные формы человек получает информацию о том, какие ценности являются важными в современном обществе [16], какие действия соотносятся с понятиями добра и зла, общественной пользы или вреда и т.д. Рассмотрим подробнее результаты проведенного исследования актуализации культурной категории греховности в цифровых средствах массовой информации. В частности, нами были проанализированы всего более 1500 публикаций и отобраны для анализа 600 текстов, из них 300 текстов новостных российских сайтов и 300 текстов религиозных электронных СМИ, находящихся в открытом доступе в течение 2021 года. Подчеркнем тот факт, что категория греховности не всегда эвиденциальна. По своему характеру она имплицитна [17], и может не иметь конкретной языковой актуализации, но организовывать внутреннюю смысловую структуру текста. Проанализируем тематику публикаций, в которых репрезентируется культурная категория греховности. Так, в частности, в новостных СМИ такими темами являются: 1) политика (98 публикаций, т.е. 47,3% от общего числа отобранных для анализа статей), 2) криминал (84 пуб., 28%), 3) жизнь известных людей (62 пуб., 20,6%), 4) искусство, современная массовая культура (23 пуб., 7,7%), 5) происшествия (20 пуб., 6,7%), 6) исторические факты (13 пуб., 4,4%). В средствах массовой информации религиозного характера основные темы, связанные с репрезентацией категории греховности, это: 1) поведение в обществе (142 публикации, т.е. 47,3% от общего числа отобранных для анализа статей), 2) нравоучительные сюжеты (115 пуб., 38,3%); 3) искусство, современная массовая культура (31 пуб., 10,4%), 4) происшествия и пр. (12 пуб., 4%). Актуализация категории греховности в исследованных публикациях осуществляется на разных языковых уровнях, в том числе имплицитно через аллюзии, особые виды тональности текста, графические языковые средства и пр. Для иллюстрации результатов исследования приведем фразы, содержащие явное указание на греховность, грех, грехопадение, вину (в ее религиозном понимании) и пр. Так, в новостных медиапубликациях находим: - по теме «Политика»: «Экономист Гринберг назвал «самый большой грех» российских реформ» (ИА «Регнум»); «Во-первых, для российского оппозиционера переезд на Украину сродни акту грехопадения и политическому самоубийству, потому что в глазах российских граждан он таким образом сразу поставит на себе клеймо» («Взгляд.ру»); - по теме «Криминал»: «Грех, но мошенничество ли?» Известный адвокат высказался о деле экс-зампрокурора Воронежа» («Вести. Воронеж»); - по теме «Жизнь известных людей»: «Не могу замолить этот грех». Элеонора Филина избавилась от ребенка Эдуарда Успенского» («Star hit»); - по теме «Искусство, современная массовая культура»: «Еда и женщины – это история постоянных грехопадений» («Грация.ру»). «Оказалось, что под вальс из балетного эпизода на сцене происходит эротическая сцена – то ли грехопадение, то ли изнасилование, поскольку дочь доктора, уже практически превращенная в Маргариту, находится в измененном состоянии и с трудом осознает происходящее с ней» («Новый компаньон»); - по теме «Происшествия»: «Самый страшный родовой грех моей жены – в ее прабабушке, которая угнала самолет» («Мослента.ру»). - по теме «Исторические факты»: «Николай Чудотворец узнал об этом и спас семью от грехопадения» («Амик»). В публикациях средств массовой информации религиозного направления наряду с многими другими были выявлены следующие высказывания: - по теме «Поведение в обществе»: «Но нередко в нашей жизни случается так, что мы как тот человек, который изображен на иконе, не оставляем своих греховных привычек, хотя и совершаем молитву» («Нижегородская митрополия»); «Во-первых, поведение, против которого в данном случае выступают феминистки — сексуальные заигрывания, да еще против воли женщины — в христианской системе координат несомненно греховно» («Правмир.ру»); - по теме «Нравоучительные сюжеты»: «Часто мы слышим и читаем: нельзя осуждать людей, нельзя ненавидеть грешников – однако можно и нужно ненавидеть грех» («Правмир.ру); - по теме «Искусство, современная массовая культура»: «Грех и искупление в музыке Иоганна Себастьяна Баха» («Свято-Филаретовский институт»); - по теме «Происшествия»: «Мучили постоянные размышления о том, что всё могло быть по-другому, мучило чувство вины за произошедшее, вообще за всю жизнь, за то, где и что я не так сделала, что такое допустила, почему не умерла я или мой муж...» («Православие.ру»). В целом можно отметить, что категория греховности действительно актуальна для современного российского общества. Интересным фактом представляется то, что идею греха сохраняют не только верующие россияне, но и светская часть общества, о чем свидетельствуют многочисленные отобранные для исследования публикации в новостных средствах массовой информации. Приведенные данные свидетельствуют о том, что категория греховности связана с регламентацией социальных отношений, общественной роли человека. Исследуемая аксиологическая культурная категория становится мерилом, позволяющим понять, осуждает ли общество тот или иной поступок, возможно ли его совершить безнаказанно. При помощи обращения к греховности в медиапространстве решаются вопросы политического выбора: греховно/возможно принимать те или иные решения, какое наказание с точки зрения общества должня понести отдедльные личности или целые коллективы. Подчеркнем, что воздействие на адресатов публикаций через категорию греховности опирается на их глубинные внутренние установки, часто не осознаваемые, возникшие в результате приобщения к национальной культуре часть которой имеет религиозные корни. Эти воздействующие свойства категории используются в целях регламентации, управления сознанием отдельных индивидуумов, а также в целом общественным сознанием. В целом регламентирующая функция свойственна многочисленным культурным категориям, так, в частности, ряд исследователей полагают, что культура имеет многоуровневую структуру, включающую в себя нормы, условия, эталоны и паттерны поступков, основная задача которых – определить социально одобряемое поведение, а также уровень его общественной эффективности [18; 19]. Итак, категория греховности относится к числу универсальных аксиологических категорий, основное назначение которых – осуществлять ценностное обоснование деятельности членов общества, а также их ценностно-смысловую интеграцию [20], сохранять и транслировать культурные ценности. Обращение к медийным средствам массовой коммуникации позволило установить, что категория греховности, несмотря на кажущуюся архаичность, имеет высокую репрезентативность, часто имеющую имплицитный характер. Подчеркнем, что категория греховности реализуется не только в тематических медиапубликациях (в СМИ религиозной направленности), но и в новостных. Анализ тематики медиапубликаций, в которых была выявлена актуализация исследуемой категории, позволил доказать, что основной функцией является регулирующая, направленная на оценку и коррекцию действий и поведения индивидуумов. Кроме того, удалось установить, что категория греховности является транскультурной (имеет свойство проникать во все слои культуры: локальный, национальный и глобальный), что указывает на высокую ценность данной категории для современного человека и общества в целом. Подчеркнем, что настоящее исследование может быть использовано в целях регулирования, коррекции и создания общественного мнения с опорой на универсальные аксиологические культурные категории и, в частности, греховность, их применение в медиапространстве. Библиография
1. Hall E. Beyond Culture. New York, London, 1989. 316 p.
2. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры. СПб.: Акад. Проект, 2002. 542 с. 3. Марков Б. В. Человек в сетевом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. Вып. 2. С. 194–207. 4. Hofstede G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management. С. Н. Beck, Munchen, 1997. 420 p. 5. Мердок Д. П. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург, Университетская книга, 1997. 728 с. 6. Оводова С. Н. Влияние дискурса «глобального» и «локального» на методологические сдвиги в теории и философии культуры // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2020. №57. С. 100–107. 7. Brubaker R. Myths and misconceptions in the study of nationalism // The state of the nation. Ernest Gellner and the theory of nationalism / Ed. A. J. A. Holl. Cambridge, 1998. P. 272–305. 8. Ураков С. А. Идеал святости в православии как вектор антропологического совершенства // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2020. №18. С. 501–507. 9. Идрисов А. Ж. Концепция вины в библейском повествовании как инструмент формирования индивидуальной и коллективной идентичности // Манускрипт. М.: Изд-во Грамота, 2020. Т. 13. Вып. 12. С. 230–234. 10. Сугробова Ю.Ю., Карпова И.Д., Дорофей Ю.О. Параметры антропологического кризиса и современного глобального поколения // Человек и культура. 2020. № 6. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34308 11. Комнатная С. Р. Субъективная семантика лексемы «вина» в языковом сознании молодого носителя русского языка // Вестник ТГПУ. 2021. Вып. 3 (215). С. 25–32. 12. Газнюк Л. М., Семенова Ю. А. Пандемия как среда обитания человека: биология — технология — культура // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. Вып. 12. С. 1098–1101. 13. Чечина Н. Ю. Терминообразование в экономическом дискурсе СМИ КНР и РФ // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 8 (837). С. 128–138. 14. Пыреськина Е. М., Отман М. Журналистика в межнациональном контексте: отражение этнокультурных ценностей в электронных СМИ // Огарёв-Online. М.: Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева, 2021. Вып. 2(155). С. 3–6. 15. Roberts, R.C., Wood, W.J. Intellectual Virtues: An Essay in Regulative Epistemology. Clarendon Press, 2007, 352 pp. 16. Battaly, H. Epistemic Virtue and Vice: Reliabilism, Responsibilism, and Personalism // Moral and Intellectual Virtues in Western and Chinese Philosophy. New York: Routledge, 2016, pp. 99-120. 17. Cassam, O. Vices of the Mind. OUP Oxford, 2019, 224 pp. 18. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. Перевод с англ. СПб., Алетейя, 2002. 320 с. 19. March J. G., Olsen J. P. The new institutionalism: Organizational factors in political life. // American political science review. 1984. Vol. 78, №3, pp. 734–749. 20. Ангелина Э. А. Духовно-нравственные ценности в контексте глобально-интеграционных процессов // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2021. Вып. 4. Ч. 1. С. 297–299 References
1. Hall, E. (1989). Beyond Culture. New York, London.
2. Lotman, Y. M. (2002). Articles on semiotics and the typology of culture. St. Petersburg: Akad. Project. 3. Markov, B. V. (2021). Man in a network society. Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and Conflictology, 37(2), pp. 194–207. 4. Hofstede, G. (1997). Think locally, act globally. Cultures, collaboration, and management. S. N. Beck, Munchen. 5. Murdock, D. P. (1997). Anthology of Cultural Studies: Interpretation of culture. Saint Petersburg, University Book. 6. Ovodova, S. N. (2020). The influence of the "global" and "local" discourse on methodological shifts in the theory and philosophy of culture. Bulletin of TSU. Philosophy. Sociology. Political science, 57, pp. 100–107. 7. Brubaker, R. (1998). Myths and misconceptions in the study of nationalism. The state of the nation. Ernest Gellner and the theory of nationalism, Ed. A. J. A. Holl, Cambridge, pp. 272–305. 8. Urakov, S. A. (2020). The ideal of holiness in Orthodoxy as a vector of anthropological perfection. Proceedings of the Nizhny Novgorod Theological Seminary, 18, pp. 501–507. 9. Idrisov, A. Zh. (2020). The concept of guilt in the biblical narrative as an instrument for the formation of individual and collective identity. Manuscript. M.: Publishing House of Literacy, 13(12), pp. 230–234. 10. Sugrobova, Yu. Yu., Karpova, I. D. & Dorofey, Yu. O. (2020). Parameters of the anthropological crisis and the modern global generation. Man and Culture, 6 [DX Reader version]. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34308 11. Room, S. R. (2021). Subjective semantics of the lexeme "guilt" in the linguistic consciousness of a young native speaker of the Russian language. Bulletin of TSPU, 3(215), pp. 25–32. 12. Gaznyuk, L. M. & Semenova,Yu. A. (2022). Pandemic as a human habitat: biology, technology, culture. Greater Eurasia: development, safety, cooperation, 12, pp. 1098–1101. 13. Chechina, N. Yu. (2020). Term formation in the economic discourse of the media of China and the Russian Federation. Herald of the MGLU. Humanities, 8(837), pp. 128–138. 14. Peresecina, E. M. & Othman, M. (2021). Journalism in an international context: a reflection of the ethnic and cultural values in electronic media. Ogarev-Online, M.: Izd-vo MGU im. N.P. Ogarev, 2(155), pp. 3–6. 15. Roberts, R. C. & Wood, W. J. (2007). Intellectual Virtues: An Essay in Regulative Epistemology. Clarendon Press. 16. Battaly, H. (2016). Epistemic Virtue and Vice: Reliabilism, Responsibilism, and Personalism: Moral and Intellectual Virtues in Western and Chinese Philosophy. New York: Routledge, pp. 99–120. 17. Cassam, O. (2019). Vices of the Mind. OUP Oxford. 18. Polanyi, K. (2002). The Great Transformation: political and economic developments of our time. Aleteya. 19. March, J. G. & Olsen, J. P. (1984). The new institutionalism: Organizational factors in political life. American Political Science Review, 78, p. 3. 20. Angelina, E. A. (2021). Moral and Spiritual values in the context of global-integration processes. Greater Eurasia: development, security and cooperation, 4(1), pp. 297–299.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что коммуникация неразрывно связана с культурой того общества, в котором она осуществляется. Эти два феномена глубоко взаимосвязаны и оказывают друг на друга непрерывное влияние. В современной социокультурной ситуации (пандемия, развитие цифровых медиаресурсов) данное влияние усилилось многократно. В этом положении и заключается актуальность исследования. Научная новизна исследования заключается в проведенном автором контент-анализе сайтов различного содержания и направленности с позиции изучения культурной категории «греховность». Теоретическим обоснованием исследования послужили теории Э. Холла, Г. Хофстеде, Дж. Мердока, а также труды Ю.М. Лотмана, Б.В. Маркова, Комнатной С.Р. и др. Эмпирическим материалом послужили различные сайты и медиаресурсы, содержащие упоминание категории «греховность». Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий, описательный, семантический, контент анализ, статистический метод. Цель исследования заключается в анализе критериев культурной категории «греховность» и ее репрезентативности в цифровых СМИ. Объектом исследования стали универсальные культурные категории, предметом – современные медиаресурсы как средство и механизм их трансляции. Опираясь на теории Э. Холла, Г. Хофстеде и Дж. Мердока о культурных категориях и культурных универсалиях, автор рассматривает культуру как социальный феномен. Он выделяет и анализирует уровни, характерные для культуры любой общественной формации: локальный, национальный глобальный. По мнению автора, культурные универсалии, обозначающие базовые категории человеческого существования, пронизывают все культурные ярусы, формируя определенные системы ценностей и поведенческих паттернов. В зависимости от типа культуры данные культурные ценности имеют свои сходства и различия с другими культурами на каждом из уровней: наибольшее расхождение наблюдается на локальном на глобальном они носят обобщенный, обезличенный характер. Автор относит категорию «греховность» к базовым культурным универсалиям. Он рассматривает динамику ее значения при движении по уровням от локального до глобального. Так, на локальном уровне у данной категории ярко выражено религиозное значение (мифы, суеверия). На национальном уровне категория греховности реализуется как в религиозном аспекте, так и в секулярном. В зависимости от общественного устройства категория греховности находит разные виды реализации вне религии, трансформируется в концепт «вина и виновность». На глобальном уровне данная универсалия имеет упрощенную форму и утрачивает оценочную функцию: «греховность утрачивает свою религиозную окрашенность и переходит в область психологии и юриспруденции», то есть приобретает регулятивную функцию. Особого внимания заслуживает проведенное автором исследование актуализации культурной категории греховности в цифровых средствах массовой информации. Были проанализированы всего более 1500 публикаций и отобраны для анализа 600 текстов, из них 300 текстов новостных российских сайтов и 300 текстов религиозных электронных СМИ, находящихся в открытом доступе в течение 2021 года. Анализ проводился по следующим критериям: направленность сайтов, тематика публикаций, употребляемые языковые средства и значения слова «греховность» и однокоренных ему слов. Автор констатирует, что категория греховности действительно актуальна для современного российского общества, идею греха разделяют не только верующие, но и светские россияне. Данное понятие можно встретить не только в религиозных публикациях, но и в новостных, экономических, политических, даже светских. Категория греховности связана с регламентацией социальных отношений, общественной роли человека. Исследуемая культурная категория имеет аксиологическую функцию, становится критерием, при помощи которого измеряется оценка определенного поступка индивида или группы обществом. Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам, отмечая, что культурная категория «греховность» является универсальной и проявляется на каждом культурном ярусе. Несмотря на архаичный подтекст она актуальна в современном российском обществе, временами приобретая дополнительные значения и употребляясь в описаниях сфер человеческой деятельности, далеких от религиозной. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение культурных универсалий и их репрезентации в цифровых ресурсах представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 20 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |