Библиотека
|
ваш профиль |
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:
Керимли Н.И.
Художественный образ женщины в Азербайджанской культуре
// Философская мысль.
2021. № 7.
С. 59-64.
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36084 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36084
Художественный образ женщины в Азербайджанской культуре
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36084Дата направления статьи в редакцию: 08-07-2021Дата публикации: 20-07-2021Аннотация: Предметом исследования является образ Азербайджанской женщины. В многовековой истории изучены образы женщин в художественной культуре, где в центре внимания прослеживаются женские персонажи. C древнейших времен азербайджанские женщины принимали активное участие в процессах управления общества, культуры, науки и искусства. Также в статье дается описание текущего состояния, препятствий, проблем и возможностей азербайджанских женщин в народном искусстве. Тюркская женщина не слепо следует принципам шариата, она руководствуется моральными принципами ислама, что обогащает ее культурное мышление в целом новыми качествами. Можно сказать, что с древних времен тюрки, тюркские женщины чувствовали красоту природы, мастера слов уделяли большое внимание описанию художественного образа женщины, поднимая его до уровня феномена культурной жизни. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что образ женщины в развитии художественной культуры Азербайджана имеет исключительное значение и играет роль в воспитании людей в духовном обогащении мира. В истории тюркской культуры, созданные женские образы, опровергают идею о том, что женское творчество является вторым видом искусства. В народном фольклоре, являющемся продуктом художественного мышления и мифологического сознания тюркского народа, женщины описываются с большим уважением. Образ женщины прославляется в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования духовности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры искусства, разработанного в форме антропоморфной пластики в связи с изображением женщины в древней национальной художественной мысли. Ключевые слова: Азербайджан, женщина, искусство, народное ремесло, образ, этническая культура, тюркские народы, наследение, художественная культура, гендерAbstract: The subject of this research is the image of the Azerbaijani woman. The centuries-long history has explored the female images in artistic culture, where female characters are in the limelight. Since the ancient times, Azerbaijani women have been actively engaged in social governance, culture, science, and art; felt the beauty of nature raising it to the level of the phenomenon of cultural life. The article also describes the current state, obstacles, problems, and opportunities of Azerbaijani women in folk art. The Turkic women do not blindly follow the principles of the Sharia, but rather guided by the moral principles of Islam, which broadens their cultural mindset. It is concluded that the female image in evolution of the artistic culture of Azerbaijan plays a crucial role in upbringing and spiritual enrichment of the world. The history of the Turkic culture has created the female images that refute the idea that women's creativity is the second grade art. In folklore, which is the product of artistic thinking and mythological consciousness of the Turkic people, women are depicted with the greatest regard. Female image is illustrated in various forms of art. One of the core indicators of the improvement of spirituality and artistic-aesthetic worldview of the Turkic people is the examples of anthropomorphic plastic art depicting female image in the ancient national artistic thought. Keywords: Azerbaijan, women, art, folk craft, image, ethnic culture, Turkic peoples, heritage, artistic culture, genderВведение Культура азербайджанского народа и их образ жизни - одна из концептуальных проблем, лежащих в основе культурологических исследований. В настоящее время изучение художественного наследия и культурного положения азербайджанцев стало традицией. Например, материалы, полученные в последние десятилетия, дают интересный и объективный взгляд на высокий статус азербайджанских женщин в обществе. В результате изучения ряда памятников скифо-сарматского периода в захоронениях были обнаружены могилы выдающихся женщин, занимающих высокое место в обществе. Научный анализ показывает, что эти женщины вообще не занимались домашним хозяйством [1; с.98]. По словам исследователей, раскопки в различных частях Центральной Азии показывают, что женские могилы богаче мужских. Следует отметить, что, несмотря на обилие источников, например, тюркоязычные народы Центральной Азии имеют самую древнюю культурную историю. У каждого народа свой женский стереотип в национальной культуре. Однако практически в каждой культуре роль женщины отождествляется с такими понятиями, как защита очага, мудрый советчик и плодородие. Кочевники всегда относились к женщинам с любовью и уважением с древних времен. Женщины всегда действовали плечом к плечу с мужчинами. Восприятие мира кочевой женщиной определяется не только условиями ее существования, но и ее самосознанием. Стоит отметить, что для получения сравнительного материала по правовому статусу женщин с традиционной культурой тюрков исследователи предпочитают изучать наследие женщин и положение женщин в оседлых и полуоселенных тюркских народов Центральной Азии. Культура этих народов, их образ жизни и культурное мышление в большей степени основаны на нормах шариата и в меньшей степени определяются отдельными положениями обычного права. Однако тюркская женщина не слепо следует принципам шариата, она руководствуется моральными принципами ислама, тем самым еще более очищая ее мораль, которая обогащает ее культурное мышление в целом новыми качествами. Можно сказать, что с древних времен тюркские женщины чувствовали красоту природы, мастера слов уделяли большое внимание описанию художественного образа женщины, поднимая его до уровня феномена культурной жизни. Образ женщины выражается в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования нравственности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры древней художественной мысли в форме антропоморфного пластика в виде образа женщины. Следует отметить, что антроморфный пластик был очень важным событием в полном изучении духовной культуры народов мира. Изменения образа жизни создали новое отношение к природе древних людей и создали новое отношение к природе. Постепенно древний человек начал верить магическим ритуалам. Начинает формироваться воплощение природы, которая находит свое воплощение в душах различной природы, земли и неба. Однако более загадочным культурным событием эпохи неолита были антропоморфные пластики различной формы. Единой точки зрения о возникновении этого явления в пластической форме нет. Длительные научные дебаты продолжались, чтобы узнать истинные причины появления символов и узоров, крестов, свастиков и т.д. В различных регионах, в том числе в Азербайджане, обнаружены образцы антропоморфных пластик, обнаруженные в ряде регионов мифологические символы, представляющие образ женских каменных пластик. Среди них самые привлекательные, великие родовые каменные скульптуры [6; с.39]. Наряду с изображением матери-женщины на переднем плане также показан образ женщины-воина. В бессмертном труде «Огузнаме» (VIII в.) Имя женщины-воина упоминается высоко. В эпосе «Деде Горгуд» оживает образ древней тюркской женщины, ведущей многогранный образ жизни, стоящей в одном русле с мужчиной. В средневековом тюркском обществе равный статус мужа и жены считался равноправным. Исторические факты дают основание утверждать, что проблема женщины столь же древна, как и наша история. В народном фольклоре, являющемся продуктом художественного мышления и мифологического сознания тюркского народа, женщины описываются с большим уважением. Образ женщины прославляется в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования духовности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры искусства. Как мы отметили, одной из важнейших частей духовной культуры является художественная культура, которая наряду с когнитивной, религиозной, моральной, экономической и политической культурами служит формированию внутреннего мира человека, способствует развитию личности как создателя культурных ценностей. Художественная культура играет исключительную роль в открытии второй природы человека. Одним из наиболее важных когнитивных механизмов, составляющих ядро содержания художественной литературы, является художественная литература. Мы находим художественное описание образа тюркской женщины, прежде всего, в литературе, которая является неотъемлемой частью художественной культуры. Образ славянской девушки в поэме «Семь красавиц» был создан великим Азербайджанским поэтом Низами Гянджеви Бану Чичеком, как будто это было духовное воплощение. Сила нашей художественной культуры в том, что Низами Гянджеви создал человеческое сходство с нашей литературой между Ширин и «Кыпчак кызы». Гениальный поэт относился к женщинам как к символу достоинства. Созданные им образ женщин - это блестящие личности с равными правами на смелых мужчин. Подобно тому, как художник использовал лучшие краски своей художественной палитры для создания произведения искусства, Низами не пожалел, чтобы придать образам ярких черт его духовности при создании образа женщины. Не будет преувеличением сказать, что ни письменные памятники Востока, ни Запада не имеют такого женского характера, обнаруженного в истории художественной мысли с психологической глубиной. Художественная культура-это система материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных историческими субъектами на протяжении многих веков. С этой точки зрения историческая память Азербайджанского народа сыграла важную роль в жизни нашей страны, в укреплении государственности и показала образ многих женщин, которые проявили решимость улучшить культурную жизнь своей страны. Обзор истории кочевого образа жизни азербайджанских тюрок в прошлом показывает, что наши предки жили как земледелием, так и скотоводством, они были и обычными людьми, и смелыми воинами. Но во всех случаях кровь воина течет в жилах тюрка. П.П. Зутов пишет об этом: «Хотя татары (азербайджанские турки - автор) занимаются мирной работой как граждане и фермеры, но они гораздо более способны воевать и пасти. По этой причине большинство из них ведут кочевой образ жизни, следуя примеру своих предков, которые жили в бескрайних степях вдоль рек Волги, Дона и Урала» [5]. Известно, что большинство азербайджанских тюрок являются предшественниками племен огузов и кипчаков. Упомянутые племена, как известно, были кочевниками. В своей работе в которой дано историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа, И. Баларамберг дает интересные сведения о причинах кочевой жизни азербайджанских тюрков. Например, это показывает, что кочевники, живущие у подножия двух равнин Кавказа, много столетий вели кочевой образ жизни. Однако, поскольку это очень широкая тема, мы лишь кратко затронем проблему любви и женщин в суфизме. Известно, что с момента установления ислама в религиозном обществе в истории человечества начала формироваться новая цивилизация-исламская культура которые со временем оказало сильное влияние на развитие культурных ценностей в мире. Мудрецы, распространяющие суфизм, прививают последователям ислама такую возвышенную истину: любовь проявляется через красоту. Красота - это один из атрибутов Аллаха. Во всем, что существует в мире, красота всегда напоминает человеку о Всевышнем. Ибн Араби, основатель суфийского пантеизма и один из самых ярких представителей арабской художественной мысли, пишет: «Нет необходимости пытаться видеть Бога в любой материальной форме. Появление Всевышнего в женщине - самый совершенный образ». На Востоке светская любовь почти всегда «по форме» и пантеистическая по содержанию. В суфизме подготовка сердца к любви и достижение любви - это реальность. Идея высшей любви более ярко видна в классической восточной литературе. Это отражено в стихах Низами «Лейли и Меджнун» и Джами «Юсиф и Зулейха» [2; с.9-11]. Многочисленные обзоры этих произведений, являющихся жемчужинами художественной культуры, обусловлены прекрасным художественным решением проблемы любви и женщины. Когда суфийские мастера спросили Баязида Бастамия, кем был его покровитель, он ответил: старуха, которую я встретил в пустыне. Некоторые западные идеологи, намеревающиеся «поработить традиционных исламских женщин», могут извлечь из этого уроки. Великий суфийский мастер Зун задался вопросом. Кто является самым высоким среди суфиев в обществе? Ответ: «В Мекке есть женщина по имени Фатима Нисапари...Она одна из святых Всевышнего, она мой учитель» [4; с.128]. В Авесте, в зороастризме, образ женщины показан как пример чистоты. В зороастризме женщины считаются равными мужчинам. Конец средневековья и начало новой эры-это период возрождения в художественной мысли азербайджанского народа. Именно богатая культура, возникшая в эпоху Возрождения, сформировала фундаментальную культурную систему, и возникло новое отношение к женщинам. Исследование посвящено анализу миниатюрной школы в Тебризе, говорят, что в 1530-1540 годах восточное миниатюрное искусство пережило высшую ступень развития в лице Тебризской школы. Образы женщин играют важную роль в творчестве этой школы. Низами Гянджеви «Образы в Хамсе были важным источником вдохновения как создатели миниатюрного искусства». Рукопись Низами из «Хамса» была украшена миниатюрами нескольких художников. Среди интересных сюжетов интересна сцена встречи Александра Македонского с Нушабой [3;с.113-116]. Вывод. Таким образом, в истории тюркской культуры, созданные женские образы, опровергают идею о том, что женское творчество является вторым видом искусства. Важность и актуальность вклада женщин в мировую культуру и искусство не менее важна, чем вклад мужчин. В исламе женщина изображается священным существом, возглавляющим семью. Мы обожествляем женщину, говоря что рай находиться под ногами матерей. В исламе нет источников о мужестве и отваге женщин. Женщины не представлены как герои, но в древнетюркском эпосе "Деде Горгуд" , женщина представлена в лице храброй и честной Бурлы Хатун, защищающей честь и достоинство своей родословной семьи. Во время Азербайджанской Демократической Республики впервые на Востоке было представлено женщине право голосовать и быть избранной. Основы современной государственной политики в отношении женщин в Азербайджане были заложены общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Сегодня новая политика в отношении семьи и женщин, начатая в 1993 году продолжается успешно. Сегодня достаточно понаблюдать за деятельностью Первым вице президентом Азербайджанской Республики Мехрибан ханум Алиевой, чтоб увидеть роль азербайджанских женщин в представлении Азербайджана миру.
Библиография
1. Ализаде А. Женское мировосприятие и его художественная реализации в прозе современных русских и английских писательниц. Б.,«Мутарджим», 2017, 160с. с.98
2. Алиева С. Женский феномен в азербайджанской культуре. Б.2017,280с. с.9-11 3. Керимли Н.И. Этапы развития художественной культуры Азербайджана: эволюция женского образа. Художественная культура и литература тюркских народов в контексте Запад Восток. Материалы международной конференции. Казань «Отечество», 2017 с.113-116 4. Кули-заде. З.А. Гендер в Азербайджане. Б., 2003 с.128 5. Муканова А.С. Высокий статус женщины в древнетюрском обществе и его социально-экономическая основа. repository.nuru.kz 6. Мовсумова Л. Проблема женщин в духовной культуре Азербайджана / АН Азербайджана, Ин-т философии и права. Баку: Элм, 1996. 192с. с.39 References
1. Alizade A. Zhenskoe mirovospriyatie i ego khudozhestvennaya realizatsii v proze sovremennykh russkikh i angliiskikh pisatel'nits. B.,«Mutardzhim», 2017, 160s. s.98
2. Alieva S. Zhenskii fenomen v azerbaidzhanskoi kul'ture. B.2017,280s. s.9-11 3. Kerimli N.I. Etapy razvitiya khudozhestvennoi kul'tury Azerbaidzhana: evolyutsiya zhenskogo obraza. Khudozhestvennaya kul'tura i literatura tyurkskikh narodov v kontekste Zapad Vostok. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Kazan' «Otechestvo», 2017 s.113-116 4. Kuli-zade. Z.A. Gender v Azerbaidzhane. B., 2003 s.128 5. Mukanova A.S. Vysokii status zhenshchiny v drevnetyurskom obshchestve i ego sotsial'no-ekonomicheskaya osnova. repository.nuru.kz 6. Movsumova L. Problema zhenshchin v dukhovnoi kul'ture Azerbaidzhana / AN Azerbaidzhana, In-t filosofii i prava. Baku: Elm, 1996. 192s. s.39
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что несмотря на распространённое мнение, в исламском мире женщина на протяжении многих веков считалась равной мужчине, всегда была его опорой и мудрым советчиком. Цель проводимого автором исследования заключается в описании и систематизации этапов формирования образа женщины в культуре народов, населяющих территорию современного Азербайджана с древнейших времен. В качестве методологической базы автором применен описательный метод при изучении объектов художественной культуры, формирующих женский образ. Для достижения указанной цели автором обозначено проблемное поле исследования, выраженное в анализе основных культурных артефактов, дающих исследователям возможность сделать вывод о роли и месте женщины в общественной жизни азербайджанского народа. В своей работе автором рассматриваются какие объекты культуры как захоронения скифо-сарматского периода, экземпляры антропоморфной пластики, памятники литературы «Огузнаме» «Семь красавиц» «Деде Горгуд». Все эти артефакты позволяют автору сделать вывод о довольно высоком положении женщин в тюркском исламском обществе. Без сомнения, автор совершил попытку выполнить поставленную цель. получить определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы. Изучаемая тематика представляет научный и практический интерес, однако исследование автора нуждается в доработке. Автором был получен интересный научный материал для дальнейших исследований, интерпретаций и размышлений, в том числе, о возможности изучения гендерных особенностей традиционных обществ. К сожалению, в исследовании присутствует ряд недостатков. Отсутствует анализ научных трудов, посвященных проблемам изучения формирования женского образа в культуре азербайджанского народа, а также роли и места женщины в изучаемом обществе. Вследствие этого, представляется невозможным определить научную новизну исследования. Предмет и объект исследования также не обозначены в тексте статьи. Представленный в работе материал не имеет четкой, логически последовательно выстроенной структуры. Нет деления текста на логические части или даже абзацы. То, что автор дает в разделе «Выводы», фактически является продолжением текста статьи, но не обобщением результатов исследования. Библиография содержит всего лишь 6 источников, что не может позволить автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике. Кроме того, библиографический список не оформлен в соответствии с требованиями и ГОСТом. Статья нуждается в корректорской правке, так как ней есть многочисленные опечатки, грамматические и стилистические недоработки, в ней не выверена пунктуация. Между отдельными фразами отсутвует структурно -логическая связь. Имеются фактические ошибки, как например несогласованность рода «антропоморфный пластик», наличие славянской девушки в поэме «Семь красавиц». Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Автор констатирует, что феномен женского образа тюркских народов и вклада женщины в сферы деятельности, традиционно считавшиеся мужскими (например, военное дело), уникален и представляет несомненную культурологическую научную и практическую важность. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков. Замечания главного редактора от 13.07.2021: "Автор частично учел замечания рецензентов, что позволяет рекомендовать статью к публикации" |