DOI: 10.25136/2409-8698.2021.5.35663
Дата направления статьи в редакцию:
09-05-2021
Дата публикации:
16-05-2021
Аннотация:
Предметом исследования в статье стали формы представления контента в просветительских медиа, которые являются весьма объемной развивающейся типологической группой и составляют значительный сегмент российского информационного рынка. Редакции данных ресурсов используют современные форматы предъявления научно-просветительской информации из разных областей знания в соответствии с тенденциями развития журналистики и следуя за интересами и потребностями аудитории. Гипотезой исследования является мысль, что просветительские медиа для решения творческих задач и реализации своего функционально-целевого назначения используют преимущественно форматы, обладающие большей вовлекающей способностью. На примере публикаций сетевого медиапроекта Arzamas автор рассматривает возможности различных форм представления просветительской информации. В статье представлено разведывательное исследование форм представления контента в просветительских медиа. Новизна исследования обусловлена малой изученностью форматов сетевых изданий этого типа и заключается в выявлении и характеристике основных форм представления контента в просветительских медиа в контексте развития форматов сетевой журналистики. Методологической базой исследования стал системный подход. Формы контента просветительских медиа рассматриваются автором статьи в контексте развития журналистики и характеристик современного медиатекста. В исследовании используется описательный, содержательный, сравнительный и структурно-функциональный методы для решения научной задачи, выделяются основные формы представления контента просветительского медиапроекта Arzamas, раскрываются их особенности и функциональное назначение. В результате исследования автор приходит к выводу, что для реализации своего функционально-целевого назначения просветительские медиа используют комбинированные формы, позволяющие решать просветительские и рекреационные задачи. Редакция просветительского медиапроекта Arzamas создает гипертекстуальную и мультимедийную образовательную среду, обращаясь как к традиционным журналистским жанрам, так и к форматам новых медиа.
Ключевые слова:
просветительские медиа, формы представления контента, форматы новых медиа, просветительский медиапроект, популяризация науки, научно-популярные медиа, просветительская функция, скайнстейнтмент, Арзамас, просветительская журналистика
Abstract: The subject of the research in the article is the forms of presentation of content in educational media, which are a very voluminous developing typological group and constitute a significant segment of the Russian information market. The editorial offices of these resources use modern formats for presenting scientific and educational information from different fields of knowledge in accordance with the trends in the development of journalism and following the interests and needs of the audience. The hypothesis of the study is the idea that educational media mainly use formats with a greater engaging ability to solve creative tasks and realize their functional purpose. Using the example of publications of the Arzamas network media project, the author examines the possibilities of various forms of presentation of educational information. The article presents an intelligence study of the forms of presentation of content in educational media. The novelty of the research is due to the small knowledge of the formats of online publications of this type and consists in identifying and characterizing the main forms of content presentation in educational media in the context of the development of online journalism formats. The methodological basis of the study was a systematic approach. The forms of educational media content are considered by the author of the article in the context of the development of journalism and the characteristics of modern media text. The study uses descriptive, informative, comparative and structural-functional methods to solve a scientific problem, highlights the main forms of presentation of the content of the educational media project Arzamas, reveals their features and functional purpose. As a result of the research, the author comes to the conclusion that in order to realize their functional purpose, educational media use combined forms that allow solving educational and recreational tasks. The editorial board of the Arzamas educational media project creates a hypertextual and multimedia educational environment, addressing both traditional journalistic genres and new media formats.
Keywords: educational media, forms of content presentation, new media formats, educational media project, popularization of science, popular science media, educational function, skynstainment, Arzamas, educational journalism
Введение. Функционально-целевое назначение просветительских медиа
Сегодня репрезентация знаний из области точных, естественных и гуманитарных наук активно развивается в онлайн-пространстве. Просветительские медиа, интернет-ресурсы, посвященные науке, искусству, культуре, занимают особое место в системе СМИ. Они играют важную роль в формировании, развитии и сохранении национальных ценностей, научного, образовательного потенциала государства. Рост количества медиа просветительской направленности наблюдается с середины 2010-х гг. [3, с. 122]. Именно в этот период появляются «Гефтер», Colta, «ПостНаука», N+1, Newtonew, Indicator, «Антропогенез», Arzamas и другие. Н. Подосокорский со ссылкой на сообщество «SciTopus — Весь научпоп в одном месте» пишет о двухстах пятидесяти научно-популярных и образовательных сетевых проектах, интернет-каналах на русском языке [34]. Эта внушительная цифра говорит о наличии социального запроса на информацию о фактах, явлениях, процессах из разных областей духовного творчества.
Формирующийся сегмент просветительских интернет-медиа требует всестороннего изучения. Интерес к этой теме довольно высок, в центре внимания исследователей оказывались различные характеристики отдельных медиапроектов. Но современная наука еще не разработала единый подход к созданию типологии этой новой группы интернет-изданий, не выстроена система типоформирующих признаков. Первое комплексное исследование научно-популярных сайтов, включающих как собственно сетевые ресурсы, так и представительства традиционных СМИ, было предпринято Е. Е. Макаровой [26]. Автор диссертационного исследования в качестве типоформирующих признаков выделяет и подробно рассматривает аудиторные особенности, предметно-тематическую направленность и жанровые характеристики, но функционально-целевое назначение названного типа сайтов остается за пределами пристального внимания исследователя. Кроме того, использование понятия «научно-популярные сайты» оставляет за пределами осмысления целый ряд ресурсов. Наиболее точным обозначением этого типа является понятие «просветительские», которое предлагает использовать А. С. Колоев [21].
Просветительские ресурсы с точки зрения функционально-целевого назначения относятся к категории специализированных. Их главная задача — распространение знаний из разных областей науки, культуры, искусства в доступной форме. К этой группе изданий относятся научно-просветительские, культурно-просветительские, духовно-просветительские и литературно-художественные интернет-медиа [3, с. 123]. Данную классификацию предложил А. С. Колоев, исследовавший типологические особенности научно-просветительских печатных изданий [21]. Такой подход применим и к сетевым проектам, поскольку в его основу положены базовые типоформирующие признаки: аудитория, предметная область, целевое назначение. В этот перечень можно включить и жанрово-форматные характеристики, поскольку они связаны с функциями, которые выполняют просветительские медиа.
Доминирующим типообразующим признаком этого типа ресурсов является их функционально-целевое назначение — реализация в первую очередь просветительской функции журналистики, которую Г. В. Жирков выделяет как самостоятельную, исторически исконную [12]. С. П. Суворова, определяя особенности просветительской функции журналистики, рассматривает ее в тесной связи с ценностной ориентацией общества [40, с. 43]. Автор считает, что «просветительская функция журналистики есть ее особая обязанность в системе СМИ, состоящая в том, чтобы обеспечивать массовую аудиторию журналистскими текстами, в которых получают отображение новые или по каким-то причинам еще не освоенные аудиторией продукты специализированных видов творческой деятельности, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности, а также дается анализ их с точки зрения соответствия гуманистическим тенденциям общественного развития» [40, с. 41–42]. Предметной областью просветительской функции журналистики, с точки зрения С. П. Суворовой, является духовное творчество, включающее науку, искусство и культуру [40, с. 48], а необходимым инструментом — популяризация [40, с. 38].
В целом функционально-целевое назначение «просветительских медиа можно определить следующим образом: популяризация научных знаний, способствующих расширению кругозора населения страны; информирование читателей о состоянии науки и техники в России и за рубежом; рассмотрение актуальных проблем науки и техники с целью определения подходов к их решению; распространение высоких культурных ценностей; воспитание людей на образцах общемировой культуры; содействие всестороннему развитию читателя; стимулирование формирования общественного мнения, касающегося состояния науки и культуры; содействие установлению контактов между деятелями разных областей науки и искусства и обмену опытом» [3, с. 124].
Эти характеристики относятся к качественной просветительской журналистике, которую следует отличать от sciencetainment — промежуточного направления между научно-популярной журналистикой и различными развлекательными форматами [45, с. 91]. По мнению В. С. Фоминой и И. В. Фотиевой,«если качественная научно-популярная журналистика ставит целью просвещение, то sciencetainment — развлечение» [45, с. 89]. И это, по мнению авторов, доминирующая и чаще всего единственная функция данного направления. В то же время и для качественной просветительской журналистики характерна рекреативная функция, которая обеспечивает доступность и удобство восприятия часто сложного материала. Усиление рекреативного начала в формах популяризации науки отмечает Н. В. Дивеева, обозначая положительный эффект этого процесса [11, с. 100]. Объединение просветительской и рекреативной функций журналистики определяет и выбор форм представления контента просветительских медиа аудитории.
Форматы сетевой журналистики
Форматно-жанровая система интернет-медиа находится в стадии становления, каждый год журналисты создают новые решения для выполнения творческих задач и реализации функций журналистики. Виртуальное жанроведение – активно формирующаяся сфера научного исследования, отличающаяся разнообразием точек зрения. Проблемам жанрообразования в новых медиа посвящена работа Е. Ф. Коханова, В. В. Кравцова, М. В. Шкондина [22]. Е. М. Пак, изучив подходы к идентификации сетевых жанров предлагает использовать понятие «веб-жанр» [33, с.47]. Предметом исследования становились и отдельные формы журналистских произведений: медиаинфографика [24], игровые форматы [6], лонгрид [4; 9; 20; 42; 48]. С. И. Симакова выделяет «сложные синтетические жанры», к которым относит аудиослайд-шоу, интерактивную видеоколонку, мультискрипт, мультимедийное ток-шоу или конференцию и другие. [36, с. 167]. Единая позиция по определению жанров и форматов сетевой журналистики еще не выработана. Например, разные исследователи определяют лонгрид и как жанр [20; 42], и как формат [4; 9], и как метод подачи информации [48]. Единодушие исследователей касается только определения процесса становления, изменчивости и неустойчивости классификаций и определений жанров и форматов сетевой журналистики в условиях быстро меняющейся медиареальности.
Г. В. Лазутина определяет формат как совокупность внешних характеристик предмета коммуникации, которые передают его размер и особенности формы [23, с. 20]. Это форма построения и подачи информации. Формат, применительно к журналистскому произведению, это тип материала, вбирающий в себя различные структурные компоненты (жанр, композицию, средства выражения и способ подачи информации, объем).
В зависимости от используемой технологической платформы можно выделить различные группы форматов. Под технологической платформой понимается «особая знаковая система, которая обладает специфическими функциями и характеризуется определенным набором средств создания, хранения, передачи информации в интернете» [44, с. 111]. На этом основании форматы делятся на следующие типы: текстовые, иллюстративные, видеоформаты, аудиоформаты [28, с. 67]. Форматы новых медиа отличает гипертектуальность, мультимедийность, изменчивость, адаптивность [2, 141].
А. Амзин, медиаконсультант и автор книги «Новостная интернет-журналистика», выделяет следующие форматы, появившиеся как отклик на изменение медиасреды: советы, ответы на вопросы, различного рода лайфхаки, памятки и пособия, текстовую трансляцию, статью-список, карточки, виртуальную и дополненную реальность и другие [2]. Тристан Ферне, исполнительный продюсер исследовательской лаборатории BBC, которая занимается исследованием и внедрением новых способов предъявления журналистской информации с учетом современных тенденций медиапотребления [53], в 2018 г. написал серию материалов о новых форматах [50]. Автор выделил короткие и вертикальные видео с субтитрами, сториз, мультимедийный скролителлинг, структурированные (атомизированные) новости, текстовые трансляции, списки, рассылки и саммари, таймлайны, боты, персонализированные новости, визуализацию данных, виртуальную и дополненную реальность. Маша Ковалева, делая обзор новых форматов на 2021 г. для The Fix, сетевого отраслевого журнала для профессионалов СМИ, выделяет геймифицированные форматы, интерактивные виртуальные представления, вертикальное видео, визуальные истории и иммерсивные подкасты [51]. О. Силантьева, медиаэксперт и один из авторов учебника «Мультимедийная журналистика», выделяет девяносто два мультимедийных формата, каждый из которых может быть автономным, самостоятельным произведением и элементом более объемной конструкции. Автор пишет, что это не окончательный список — каждая новая комбинация мультимедийных элементов рождает новый формат [35, с. 9].
Исследования особенностей медиапотребления уже не первый год фиксируют рост интереса аудитории к аудиоформатам. Согласно данным исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ, в 2020 г. был заметен рост времени прослушивания подкастов, по общей популярности лидируют подкасты на тему кино, музыки, искусства. В тройку лидеров вошли также научно-познавательные программы [27, с. 6]. Стоит обратить внимание на наметившуюся тенденцию развития подкастинга [47]. Это проявляется в увеличении количества платформ для данного типа контента и росте популярности среди аудитории. Появляются новые разновидности аудиоформатов, иммерсивные аудиопроизведения, в которых при помощи звука создается эффект присутствия. Например, проект «Tell Me Your Secrets: Binaural» [52], размещенный на платформе BBC Taster, определяется одним из его авторов, Майклом Оруэллом, как интерактивный графический роман [52]. Кроме возможности для игрока выбрать ход развития событий, этот проект, как отмечено в самом названии, имеет бинауральную характеристику. Технология бинаурального звука позволяет создавать иммерсивное пространственное звучание. Чтобы полностью погрузиться в историю, аудиторию просят использовать наушники. Это пример использования формата аудио 360 градусов.
Развитие и использование новых технологий в современной журналистике, изменение медиапотребления, особенностей восприятия информации и взаимодействия с ней привело к серьезным изменениям в системе СМИ, технологиях журналистского творчества, способах и формах предъявления информации и в жанрах. Сетевая среда создала возможности использования разных семиотических систем для конструирования и передачи смысла текста и множество вариантов комбинации форматов, «инфомолекул» (фотолент, фоторепортажей, статичных иллюстраций, подкастов, видеоиллюстраций, мультискриптов, эксплейнеров и др.) [25, с. 132].
Особенности представления контента в медиапроекте Arzamas
Современные медиаусловия определяют и формы предъявления информации просветительских медиа. Особенности форм репрезентации науки, культуры и искусства ранее не становились объектом комплексного изучения. Исследователи рассматривают лишь некоторые аспекты данной темы, не углубляясь в характеристики и функциональное значение используемых в просветительских медиа форм контента. О. В. Трофимова и Е. А. Набиева выдвигают гипотезу о формировании «сетевого просветительского жанра», в которых «гармонично сочетаются просветительские интенции авторов и принципы текстопорождающей практики, основанные на эдьютейменте» [43]. Авторы обращают внимание на эффективные коммуникативные стратегии и тактики и текстообразующую категорию тональности [43]. Д. С. Воловецкий и С. В. Белковский, исследуя научно-популярную журналистику в форматах новых медиа, выделяют две группы жанровых форм: «разновидности традиционных журналистских жанров» и «жанры, появление которых обусловлено дигитальной основой функционирования новых медиа» [7, с. 59]. А. С. Калмыкова дает краткую характеристику интернет-ресурсам «Наука и техника» и «ПостНаука» и называет такие формы популяризации науки, как видеоподкасты, спецпроекты, статьи, главы из книг, инфографику, игры, мультфильмы [17, с. 80-81]. Е. Д. Павлова, А. А. Гридчина рассматривают особенности популяризации гуманитарного знания на примере портала Arzamas. Авторы обобщенно характеризуют особенности работы сетевого ресурса и отмечают разнообразие его форматов [32].
Медиапроект Arzamas посвящен истории культуры, литературы, искусства, антропологии, истории и другим гуманитарным наукам [30]. Он был создан Филиппом Дзядко и запущен в январе 2015 г. С начала своего существования проект позиционировался именно как просветительский, в котором главным приоритетом является академическая достоверность [49]. «О литературе, культуре и истории ресурс рассказывает в форматах искусствоведческих и научно-популярных статей, аудио- и видеолекций, фотогалерей, интервью, игр, тестов, шпаргалок, рекомендаций, обзоров, списков, инструкций, хрестоматий, видеоучебников, подкастов, аудиоверсий текстов, анонсов, трансляций и записей событий» [46, с. 254]. Arzamas, по данным компании «Медиалогия», входит в пятерку самых цитируемых СМИ научно-популярной тематики [37]. В 2017 году ежемесячная аудитория медиапроекта составила миллион уникальных посетителей и более четырех миллионов просмотров [38].
В Arzamas четыре раздела. «Курсы» — это собрание аудио- или видеолекций с дополнительными материалами для изучения, тестами и играми. Раздел имеет тематическую и форматную рубрикацию: история России, искусство, литература, антропология, спецпроекты, ликбез. Первые лекции были записаны в формате видео, но с октября 2016 г. начинают выходить аудиолекции. Филипп Дзядко объяснил это особенностями медиапотребления аудитории проекта, которая предпочитала слушать видеолекции, а не смотреть [8].
В «Журнале» выделены те же тематические рубрики, публикуются статьи, отрывки из книг, списки, шпаргалки, тесты, разборы, интерактивные таблицы, инструкции и многие другие форматы. Раздел «Детская комната» – проект в проекте, большой спецпроект для детей. В нем выделены рубрики-действия: смотреть, слушать, читать, узнавать, играть. И размещены мультфильмы, тесты, лекции, книги, игры и другие интересные и полезные материалы для организации досуга и занятий с детьми. «Радио Arzamas» представляет описание характеристик приложения для смартфонов с платным контентом, которое было запущено в конце 2017 г. На мобильной платформе наряду с размещенными на основной площадке публикуются и специально созданные для приложения материалы. Например, курсы «Стругацкие: от НИЧАВО к Зоне», «Лесков и его чудные герои», «Данте и «Божественная комедия», «Кафка и кафкианство» и многие другие могут прослушать только подписчики.
Первыми материалами, размещенными на ресурсе, стали курсы. Шеф-редактор Arzamas К. Головастиков определяет этот формат проекта как гибридный, как журнал или «гуманитарный сериал» на определенную тему. Видео- или аудиоматериалы дополняются «разными популярными медиажанрами», которые значительно расширяют контекст, «иногда это маленькие заметки на полях, иногда — огромные интервью, большие фичеры» [29].
Большинство курсов состоит из трех – девяти лекций и трех – десяти материалов. Например, курс № 87 «История русской еды» [14] состоит из четырех аудиолекций Галины Кобаковой и трех материалов. Каждая лекция имеет расшифровку, это позволяет пользователю выбирать форму ее изучения. Хронометраж — от тринадцати до двадцати минут. Вербальная информация в расшифровке дополнена изобразительными материалами, которые ее подтверждают и выполняют иллюстративную функцию. Некоторые слова текста имеют значок «i», нажав на который читатель может ознакомиться с определением малознакомых слов и понятий. Для расширения контекста и получения дополнительных сведений, связанных одним историческим периодом, фактом, событием, в теле текста размещены гиперссылки, ведущие на другие публикации Arzamas. Так в расшифровке первой лекции тематическая внетекстовая гиперссылка «Берестяные грамоты — 2020» размещена под изображением берестяной грамоты, контекстуальные внетекстовые гиперссылки — в конце материала.
В материалах курса — две статьи и игра (тест), в которой за минуту нужно ответить на 30 вопросов, определить, какие из собранных авторами устаревших слов обозначают «съедобное» или «несъедобное». Ответы на вопросы теста, которые можно посмотреть после его прохождения, представлены в виде словаря. Этот материал также имеет познавательное значение, он погружает в мир русской кухни и русского языка. Редакция предлагает расширить познания в области предложенной темы и ознакомиться с материалами других разделов и рубрик, которые подверстаны в конце страницы курса.
Курс № 37 «Весь Шекспир» включает семь видеолекций театроведа Алексея Бартошевича и шесть материалов [5]. Видеолекции содержат графический материал, он представлен в виде таймлинии, иллюстраций, фотографий, в кадре рядом с лектором также появляется справочная информация, которая раскрывает значение используемых понятий, имен собственных. У каждой лекций есть «обложка». Расшифровка не содержит изобразительной информации и гиперссылок.
Материалы курса представлены интерактивной сравнительной таблицей, игрой, двумя статьями-списками, форматом вопрос-ответ, ретроспективой. В «Сравнительной таблице гениев» биография Шекспира и других писателей соотносится по признакам гениальности [39]. Читатель может выбрать имя, критерий и кликнуть на соответствующую точку таблицы, в диалоговом окне, открывающемся поверх материала, дается информация о пожизненном или посмертном признании, отношениях с властью, создании нового направления в литературе и другое. Всего таких критериев шестнадцать. Просмотренные ячейки отмечаются кружочком. Arzamas обозначает этот формат как шпаргалку.
Игра «Обзывайтесь, как Шекспир» представляет конструктор фраз. Пользователь может составить ругательство, выбрав три слова из предложенного списка «нехороших слов», которые использовал драматург в своих произведениях. Или, нажав на иконку «кости», получить случайное сочетание. В игре есть возможность аудиовоспроизведения фразы на русском и английском языках.
Статьи-списки раскрывают «16 фактов, которые помогут понять классические пьесы» [39] и «7 произведений, которые обидно не знать» [39]. В форме «вопрос-ответ» дается шекспировский вопрос — «Кто писал за Шекспира?», излагаются шесть версий, которые распространены в шекспироведении. Все три публикации имеют изобразительные материалы, выполняющие иллюстративную функцию и подтверждающие написанное.
Ретроспектива — короткое двухминутное видео с вариантами звучания гамлетовского вопроса, это смонтированные фрагменты из российских и зарубежных фильмов, спектаклей, мультфильмов, где актер, персонаж произносит только «Быть или не быть». Варианты звучания этой фразы связаны с разной трактовкой шекспировского героя. Этот короткий формат заставляет задуматься о значении трагедии, образа Гамлета и истории его понимания в искусстве. Материал хорошо ложится на подготовленную лекциями и другими публикациями курса основу. Просмотр этого видео стимулирует дальнейшие раздумья о полученной информации и помогает сформировать потребность более глубокого изучения темы. Для ответа на такой запрос Arzamas подготовил «другие материалы на эту тему». Как и в курсе №87, они из разных разделов проекта и подверстаны в конце страницы.
Arzamas создает и суперкурсы. Курс «История русской культуры» [15] выполняет не только просветительскую, но и образовательную функцию, он отличаются степенью глубины, детализации и широтой охвата темы. Это первый проект онлайн-университета Arzamas. Суперкурс состоит из семи модулей, состоящих из одинакового количества лекций и материалов. В каждом модуле рассматриваются ключевые для определенного периода российской истории события, явления. Результат изучения материалов можно проверить на экзамене, который сдается в форме теста.
Структура модуля похожа на привычную арзамасовцам модель, но есть и отличия. Открывается раздел введением с хронометражем три-пять минут, где в лаконичной форме даются основные факты, характеристика исторического периода. Форму этого видео можно обозначить как сториз, в нем могут сочетаться фотографии, анимированные фотографии, иллюстрации, коллажи, видеофрагменты, скринкасты, чаты, облака слов и другие формы, смена которых сопровождается закадровым голосом. Более развернутый материал такого плана редакция называет ликбез, его хронометраж от восемнадцати до двадцати шести минут. Ликбез дает только базовую информацию в легкой и доступной форме.
Далее — восемь лекций и два дополнительных материала. Аудиолекция по времени длится в среднем двадцать пять минут. Расшифровка не содержит иллюстративный материал. Главные события модуля представлены таймлайном, который открывается на соответствующем теме периоде. Есть возможность посмотреть общий таймлайн, где сведены все данные не только русской истории и культуры, но и западной [41]. Справочные материалы дают информацию по ключевым образам периода и аннотированный список литературы по теме. Ключевые образы раскрываются через значимые произведения искусства. Например, «Ключевые образы Московской Руси» [19] — на иконах Андрея Рублева и неизвестного автора, акварелях Аполлинария Васнецова и Алексея Кившенко, на гравюрах и в других произведениях (некоторые материалы этого типа имеют внутритекстовые тематические и контекстуальные гиперссылки на другие публикации Arzamas). Материал «Где узнать больше про Московскую Русь» отвечает на вопрос «что почитать по теме?». Аннотированный список литературы представлен в форме интерактивной таблицы, где информация систематизирована по типу и тематике [10]. Завершается модуль экзаменом в форме теста, вопросы в нем более сложные, об этом сразу говорится в аннотации к экзамену. В предлагаемых заданиях нужно не только выбрать правильный ответ из четырех вариантов, но построить правильную хронологию или иерархию, установить соответствие. Для сдачи экзамена нужно ответить на тринадцать из пятнадцати вопросов.
Всего в курсе «История русской литературы» пятьдесят шесть лекций, слушать их, изучать дополнительные материалы можно в удобной для пользователя последовательности. Arzamas создал хорошо разветвленный гипертекст, все его материалы связаны системой ссылок с другими публикациями проекта. Это создает целостную картину, где каждая деталь связана со множеством других, где выстраивается сложная система связей между событиями, явлениями, процессами разного уровня. Такая архитектура позволяет аудитории составить общее или более глубокое представление об интересующей теме и подолгу оставаться на сайте.
Спецпроекты просветительского медиа отличает разнообразие длинных форм, они могут быть мономедийными, имеющими одну доминирующую знаковую систему и одно-два вспомогательных средства, такие материалы размещаются на одной странице и читаются линейно. Примером такой формы представления контента является аудиогид «28 историй от Одинцово до Лобни» [1], основой которого являются аудиотреки, дополненные расшифровками и игрой. Каждый трек длится не более пяти минут, общее время — полтора часа. Это примерное время движения по центральному диаметру, аудиогид можно слушать в дороге и в зависимости от направления движения переключать последовательность треков от Одинцова до Лобни или от Лобни до Одинцова. Игра, которой заканчивается аудиогид, тоже связана с дорогой. Ответы нужно давать на каждой станции, по пути следования есть три несгораемые пункта.
Среди спецпроектов Arzamas есть комбинированные формы, включающие разные мультимедийные средства, имеющие несколько частей и нелинейную организацию. Публикация «Как устроен балет» [16] состоит из двух частей, первая «Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко» — текстовая по своей основе — включает видеофрагменты, фотографии, вторая «Как создавался спектакль» — восемь подкастов с расшифровками, проиллюстрированными фотографиями. Пользователь может выбирать траекторию движения по проекту, но входящие в его состав произведения имеют линейную структуру.
Спецпроект «Открывая Россию: Нижний Новгород» [31], посвященный истории Нижегородской области, также имеет комбинированную форму и состоит из двух частей: лекций и путеводителя. Лекции записаны в ставшей традиционной для проекта Arzamas аудиоформе с расшифровкой, тематическими и контекстуальными внетекстовыми внутренними гиперссылками, которые содержат дополнительную информацию. Путеводитель в форме четырех подборок рассказывает о примечательных местах Нижегородской области, местах его силы: пространстве Нижнего Новгорода, музеях, юге области и Заволжье. Каждая глава путеводителя имеет несколько лаконичных параграфов и снабжена картой с геометками и фотографиями мест, о которых рассказывается. Для удобства навигации по тексту слева имеется кликабельное содержание и пользователь может перемещаться по материалу, выбрать нужную статью.
Arzamas использует игровые форматы: тесты, ребусы, конструкторы фраз и другие. Они могут быть частью комбинированных форм или самостоятельным материалом.
«Игра: переживите все революции» — интерактивный квест по истории Франции [13]. Он входит в состав курса № 23 «Повседневная жизнь Парижа». Игроку последовательно предлагаются разные ситуации, от выбора решения зависит «жизнь» в игре и появление следующего эпизода, каждый шаг может закончится «смертью». Оценка ответа показывает степень рискованности принятого решения, комментарий — как в действительности разрешилась ситуация. Следующий шаг определяется предыдущим. В квесте заложены разные игровые траектории. Пройдя весь путь игрок получает карточку с описанием своей судьбы. Перечень ситуаций, возможные варианты действий игрока в них, комментарий после полученного ответа имеют историческое, познавательное значение, это реальные события Великой Французской революции. Квест позволяет примерить на себя роль представителей разных общественных групп, участвовавших или не участвовавших в политической жизни Франции того времени, соотнести знания, полученные при изучении лекций и материалов курса, с чертами своего характера.
Подобную модель имеет и тест «Кем бы вы были в 1917 году?» [18]. Создатели предлагают выбрать экономические суждения, отношение к правам и свободам, войне и армии, текущим политическим вопросам, политическому будущему России, которые более соответствуют мнению игрока. На основе полученных ответов определяется политическая сила, на стороне которой он мог бы выступать в 1917 г. Перед началом игры пользователь может ознакомиться с характеристикой каждой, представленной на интерактивной системе координат, осями которой являются «левые — правые» и «авторитаризм — демократия». «Точки» в системе расставлены в соответствии с программой действия каждой из партий или фракций. После прохождения теста в системе координат появляется и «точка» игрока, можно также сравнить свои ответы с мнением той политической силы, к позиции которой ближе всего оказался пользователь.
Подобные игры имеют просветительское значение, стимулируют интеллектуальную активность аудитории, совмещают времена, устанавливая связь и преемственность между прошлым и настоящим, и стимулируют интерес к дальнейшему изучению темы.
В коллекцию форм представления контента просветительского медиа Arzamas входят также инструкция (мануал), разбор, фактчек, плейлист, хронология, интервью, подкаст и другие. В архиве хранятся около девяноста микрорубрик со своими форматами. Каждая форма, произведение выполняют в первую очередь просветительскую функцию. Все они связаны между собой гиперссылками, подборками, тегами, показывая таким образом каждое явление в системе связей со множеством других событий, феноменов, и создают единую просветительскую среду.
Выводы. Перспективы дальнейшего исследования
Просветительские медиа относятся к новой типологической группе СМИ, выполняют важную социальную функцию и связаны с ценностной ориентацией общества. В качестве инструмента просветительства ресурсы этого типа используют популяризацию, предоставляют часто сложную для восприятия информацию в доступной и легкой форме. В лекциях, статьях, справочных и других материалах проекта Arzamas нет сложной научной терминологии. Все материалы подготовлены экспертами в своей области и в соответствии с политикой редакции проверены фактчекером. Редакция медиапроекта для реализации функций использует широкий перечень форматов, обращаясь как к традиционным (интервью, научно-популярная статья, справочная заметка, путеводитель), так и новым формам представления контента (лонгриды, таймлайны, тесты, игры и др.), разрабатывает собственную систему форматов (ликбез, шпаргалка и др.), совмещает просветительский и рекреационный материал, воздействующий на эмоциональную сферу.
Объемные материалы Arzamas имеют модульную структуру, разную степень охвата тематики и погружения в предмет. Такой подход позволяет аудитории регулировать не только последовательность просмотра, слушания, чтения, но и степень глубины или широты изучения темы. Игровые механики и форматы, используемые редакцией Arzamas, выполняют рекреативную и просветительскую функции, связаны с материалами курсов и спецпроектов, требуют интеллектуальных усилий от аудитории, имеют познавательную ценность, позволяют получить новые знания и проверить приобретенные. Также, как и другие материалы, они работают на расширение контекста, тематики изучаемых вопросов. Игровые формы способствуют также привлечению внимания и удержанию аудитории, ее взаимодействию с ресурсом, вовлечению в процесс изучения материалов, стимулируют исследовательскую, познавательную активность, деятельное восприятие контента.
Формы представления контента медиапроекта Arzamas создают для аудитории условия активной познавательной деятельности, творческого взаимодействия с информацией. Использование разных комбинаций из форматов-«инфомолекул» для производства одного материала устанавливает новые связи между разными семиотическими системами, наделяет публикации медиапроекта большей воздействующей силой. Все материалы Arzamas связаны между собой гиперссылками и тегами. Таким образом редакция формирует широкий контекст, единую картину гуманитарных процессов и явлений, показывает, что в истории нет разрозненных разобщенных фактов. Arzamas работает для того, чтобы вместе с просвещением пробуждать интерес, вызывать любопытство и задавать направление дальнейшему интеллектуальному движению. Выбранные редакцией формы представления контента позволяют в полном объеме реализовать основную просветительскую функцию.
Формирование жанрово-форматной системы просветительских медиа еще не завершено, в настоящее время идет процесс поиска новых, наиболее эффективных форм представления информации. Настоящее исследование не претендует на полноту и исчерпанность. Дальнейшим направлением изучения форм представления контента просветительских медиа может стать соотношение форматных и жанровых характеристик, взаимосвязь уровня сложности темы и формы его представления, тематических особенностей публикуемых материалов, в отдельное направление исследования можно выделить детскую просветительскую журналистику, особенности использования форматов для детской аудитории.
Библиография
1. "28 историй от Одинцова до Лобни. Аудиогид по станциям МЦД-1 // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/mcd (дата обращения 23.03.2021).
2. Амзин, А.А. Новые и экспериментальные форматы // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др. ; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург : Гуманит. ун-т, 2016. 304 с. С. 140-151.
3. Белова, Т. Е., Чередниченко, Л. В. Функционально-типологические особенности просветительских медиа // Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. ст. по материал. II Международной студенческой научно-практической заочной конференции «Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (20 января 2018 г.) / отв. ред. доц. Л. В. Чередниченко. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 121-127.
4. Булаева, М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. Томск, 2015. №4. 207 с. С. 121–123.
5. Весь Шекспир // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/37/1 (дата обращения 23.03.2021).
6. Волкова И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестник РУДН, Серия: Литературоведение. Журналистика, 2014, № 1, с. 105–112.
7. Воловецкий, Д. С., Белковский, С. В. Вклад новых медиа в отечественную научно-популярную журналистику // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 52–63.
8. Воротынцева, К. Общество Arzamas: как сделать знание модным // Газета «Культура». 2020. 29 июн. URL: https://portal-kultura.ru/articles/country/327251-obshchestvo-arzamas-kak-sdelat-znanie-modnym/ (дата обращения 23.03.2021).
9. Галустян, А. А., Кульчицкая, Д. Ю. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин [и др.] / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екате¬ринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с. С. 179–205.
10. Где узнать больше про Московскую Русь // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (дата обращения 23.03.2021).
11. Дивеева, Н. В. Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreativnaya-funktsiya-populyarizatsii-nauki-i-formy-ee-realizatsii (дата обращения: 30.04.2021).
12. Жирков, Г. В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе // Relga. Научно-культурологический журнал. 2004. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level2=articles
13. Игра: переживите все революции // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/835 (дата обращения 23.03.2021).
14. История русской еды // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/87/2 (дата обращения 23.03.2021).
15. История русской культуры // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university (дата обращения 23.03.2021).
16. Как устроен балет // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/shaherezada (дата обращения 23.03.2021).
17. Калмыкова, А.С. Новые формы популяризации достижений науки и техникив современном медиапространстве (на примере интернет-ресурсов «Наука и техника» и «ПостНаука») // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 77–82.
18. Кем бы вы были в 1917 году? // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1258 (дата обращения 23.03.2021).
19. Ключевые образы Московской Руси // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1506 (дата обращения 23.03.2021).
20. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А. В. Колесниченко // Медиаскоп. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения 23.03.2021).
21. Колоев, А. В. Научно-просветительские издания как типологическая ниша // Медиаскоп. 2012. Вып. №2. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1089 (дата обращения 23.03.2021).
22. Коханов, Е. Ф. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы / Е. Ф. Коханов, В. В. Кравцов, М. В. Шкондин // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (дата обращения: 14.03.2021).
23. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 14–21.
24. Лайкова, Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн–СМИ: автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Я. В. Лайкова. М., 2015. 27 стр.
25. Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
26. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.10. – М.: МГУ, 2013. 26 с.
27. Медиапотребление в России – 2020 // Делойт. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (дата обращения 23.03.2021).
28. Мультимедийные технологии СМИ: Учебное пособие / Н. О Автаева, В. А. Бейненсон, К. А. Болдина, А. Л. Коданина, О. Н. Савинова. Нижний Новгород, 2020. 171 с.
29. Мунипов, А. «Это как «Афиша», только про Новгород XII века»: как делается проект «Арзамас» // Афиша Daily. 2015. 16 фев. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/eto-kak-afisha-tolko-pro-novgorod-xii-veka-kak-delaetsya-proekt-arzamas/ (дата обращения 23.03.2021).
30. О проекте // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/about (дата обращения 23.03.2021).
31. Открывая Россию: Нижний Новгород // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/nnovgorod (дата обращения 23.03.2021).
32. Павлова, Е. Д., Гридчина, А. А. Особенности популяризации гуманитарного знания (на примере проекта Arzamas) // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 88–95.
33. Пак, Е. М. Жанрообразование в сетевых сми: технологические и творческие факторы: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. М. Пак. С–Пб., 2014. 261 с.
34. Подосокорский, Н. Огромный список научно-популярных и образовательных каналов на русском языке // Livejournal. 2018. 17 янв. URL: https://philologist.livejournal.com/9976164.html (дата обращения 23.03.2021).
35. Силантьева, О. 92 мультимедийных формата: Справочник-навигатор по разнообразию мультимедийных форматов и сервисов для их создания [Электронная книга]. Ridero, 2018. 119 с.
36. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. Челябинск, 2015. С. 163–169.
37. СМИ научно-популярной тематики: II квартал 2020 // Медиалогия. 2020. 30 сент. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/7761/ (дата обращения 23.03.2021).
38. Соколова М. Страшно увлекательная вещь // Коммерсант. 2017. 26 окт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3442882 (дата обращения 23.03.2021).
39. Сравнительная таблица гениев // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1035 (дата обращения 23.03.2021).
40. Суворова С. П. Реализация просветительной функции журналистики в современных общероссийских газетах : дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / С. П. Суворова. М., 2006. 234 с.
41. Таймлайн: вся история и культура за 12 веков // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (дата обращения 23.03.2021).
42. Тертычный, А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2013. Выпуск № 6 (149). Т. 17. С. 172–179.
43. Трофимова, О. В., Набиева, Е. А. Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew // Медиалингвистика. 2018. №5 (3). 314–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2018.305 URL: https://medialing.ru/issledovanie-setevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/ (дата обращения 23.03.2021).
44. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / Под ред. Л. П. Шестеркиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. 480 с.
45. Фомина, В. С., Фотиева, И. В. Место sciencetainment в сфере научно-популярной журналистики // Медиаисследования 2019 / под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. 408 с. С. 88–93.
46. Чередниченко, Л. В. Типы контента сетевых научно-просветительских медиа // Гуманитарный научный вестник. 2020. No6. С. 251-257. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/06/Cherednichenko.pdf (дата обращения 23.03.2021).
47. Чуковская, А. Больше 5,5 млн прослушиваний: каким 2020 год оказался для рынка подкастов // Forbes. 2020. 22 дек. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416951-bolshe-55-mln-proslushivaniy-kakim-2020-goda-okazalsya-dlya-rynka-podkastov (дата обращения 23.03.2021).
48. Шпилёва, Д. В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii (дата обращения: 12.04.2021).
49. Arzamas: про бизнес, а не про просвещение // Roem.ru. 2015. 29 янв. URL: https://roem.ru/29-01-2015/181908/arzamas-pro-biznes/ (дата обращения 23.03.2021).
50. Ferne, T. Beyond 800 words – part 1: new digital story formats for news // Medium. BBC News Labs. URL: https://medium.com/bbc-news-labs/beyond-800-words-new-digital-story-formats-for-news-ab9b2a2d0e0d (дата обращения 23.03.2021).
51. Kovalyova, M. 5 innovative news formats to try out in 2021 – and tools to implement them // THE FIX. Jan. 25. 2021. URL: https://thefix.media/2021/01/25/5-innovative-news-formats/ (дата обращения 20.03.2021).
52. Tell Me Your Secrets: Binaural // BBC Taster. URL: https://www.bbc.co.uk/taster/pilots/tell-me-your-secrets (дата обращения 23.03.2021).
53. We are BBC News Labs // BBC News Labs. URL: https://bbcnewslabs.co.uk/about (дата обращения 23.03.2021).
References
1. "28 istorii ot Odintsova do Lobni. Audiogid po stantsiyam MTsD-1 // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/mcd (data obrashcheniya 23.03.2021).
2. Amzin, A.A. Novye i eksperimental'nye formaty // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 / A. Amzin, A. Galustyan, V. Gatov i dr. ; pod nauch. red. S. Balmaevoi i M. Lukinoi. Ekaterinburg : Gumanit. un-t, 2016. 304 s. S. 140-151.
3. Belova, T. E., Cherednichenko, L. V. Funktsional'no-tipologicheskie osobennosti prosvetitel'skikh media // Mezhkul'turnyi dialog v prostranstve stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona: sb. nauch. st. po material. II Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii «Mezhkul'turnyi dialog v prostranstve stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona» (20 yanvarya 2018 g.) / otv. red. dots. L. V. Cherednichenko. – Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2018. S. 121-127.
4. Bulaeva, M. N. Mul'timediinyi longrid kak novyi zhurnalistskii format // Zhurnalistskii ezhegodnik. Tomsk, 2015. №4. 207 s. S. 121–123.
5. Ves' Shekspir // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/37/1 (data obrashcheniya 23.03.2021).
6. Volkova I. I. Igrovye formaty mul'timediinoi zhurnalistiki // Vestnik RUDN, Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2014, № 1, s. 105–112.
7. Volovetskiĭ, D. S., Belkovskiĭ, S. V. Vklad novykh media v otechestvennuyu nauchno-populyarnuyu zhurnalistiku // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 52–63.
8. Vorotyntseva, K. Obshchestvo Arzamas: kak sdelat' znanie modnym // Gazeta «Kul'tura». 2020. 29 iyun. URL: https://portal-kultura.ru/articles/country/327251-obshchestvo-arzamas-kak-sdelat-znanie-modnym/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
9. Galustyan, A. A., Kul'chitskaya, D. Yu. Mul'timediinye longridy kak novyi format onlain-zhurnalistiki // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012–2016 / A. Amzin [i dr.] / pod nauch. red. S. Balmaevoi i M. Lukinoi. Ekate¬rinburg: Gumanitarnyi universitet, 2016. 304 s. S. 179–205.
10. Gde uznat' bol'she pro Moskovskuyu Rus' // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (data obrashcheniya 23.03.2021).
11. Diveeva, N. V. Rekreativnaya funktsiya populyarizatsii nauki i formy ee realizatsii // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskii region. Seriya: Obshchestvennye nauki. 2014. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreativnaya-funktsiya-populyarizatsii-nauki-i-formy-ee-realizatsii (data obrashcheniya: 30.04.2021).
12. Zhirkov, G. V. Prosvetitel'skaya funktsiya zhurnalistiki v istoricheskoi retrospektive // Relga. Nauchno-kul'turologicheskii zhurnal. 2004. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level2=articles
13. Igra: perezhivite vse revolyutsii // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/835 (data obrashcheniya 23.03.2021).
14. Istoriya russkoi edy // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/87/2 (data obrashcheniya 23.03.2021).
15. Istoriya russkoi kul'tury // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university (data obrashcheniya 23.03.2021).
16. Kak ustroen balet // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/shaherezada (data obrashcheniya 23.03.2021).
17. Kalmykova, A.S. Novye formy populyarizatsii dostizheniĭ nauki i tekhnikiv sovremennom mediaprostranstve (na primere internet-resursov «Nauka i tekhnika» i «PostNauka») // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 77–82.
18. Kem by vy byli v 1917 godu? // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1258 (data obrashcheniya 23.03.2021).
19. Klyuchevye obrazy Moskovskoi Rusi // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1506 (data obrashcheniya 23.03.2021).
20. Kolesnichenko, A.V. Dlinnye teksty (longridy) v sovremennoi rossiiskoi presse / A. V. Kolesnichenko // Mediaskop. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (data obrashcheniya 23.03.2021).
21. Koloev, A. V. Nauchno-prosvetitel'skie izdaniya kak tipologicheskaya nisha // Mediaskop. 2012. Vyp. №2. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1089 (data obrashcheniya 23.03.2021).
22. Kokhanov, E. F. Zhanrovaya struktura novykh media v usloviyakh transformatsii mediasistemy / E. F. Kokhanov, V. V. Kravtsov, M. V. Shkondin // Vestnik VUiT. 2015. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (data obrashcheniya: 14.03.2021).
23. Lazutina, G. V. Zhanr i format v terminologii sovremennoi zhurnalistiki // Vestnik Mosk. un-ta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2010. № 6. S. 14–21.
24. Laikova, Ya. V. Mediainfografika kak format mediateksta v rossiiskikh onlain–SMI: avtoref. diss. … kand. filol. nauk: 10.01.10 / Ya. V. Laikova. M., 2015. 27 str.
25. Loseva N. Konvergentsiya i zhanry mul'timedia // Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediĭnye / pod red. A.G. Kachkaevoĭ. M., 2010. 200 s.
26. Makarova E. E. Nauchno-populyarnye saĭty v sisteme SMI: tipologicheskie i profil'nye osobennosti: avtoref. dis... kand. filol. nauk: 10.01.10. – M.: MGU, 2013. 26 s.
27. Mediapotreblenie v Rossii – 2020 // Deloit. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (data obrashcheniya 23.03.2021).
28. Mul'timediinye tekhnologii SMI: Uchebnoe posobie / N. O Avtaeva, V. A. Beinenson, K. A. Boldina, A. L. Kodanina, O. N. Savinova. Nizhnii Novgorod, 2020. 171 s.
29. Munipov, A. «Eto kak «Afisha», tol'ko pro Novgorod XII veka»: kak delaetsya proekt «Arzamas» // Afisha Daily. 2015. 16 fev. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/eto-kak-afisha-tolko-pro-novgorod-xii-veka-kak-delaetsya-proekt-arzamas/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
30. O proekte // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/about (data obrashcheniya 23.03.2021).
31. Otkryvaya Rossiyu: Nizhnii Novgorod // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/nnovgorod (data obrashcheniya 23.03.2021).
32. Pavlova, E. D., Gridchina, A. A. Osobennosti populyarizatsii gumanitarnogo znaniya (na primere proekta Arzamas) // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 88–95.
33. Pak, E. M. Zhanroobrazovanie v setevykh smi: tekhnologicheskie i tvorcheskie faktory: diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / E. M. Pak. S–Pb., 2014. 261 s.
34. Podosokorskiĭ, N. Ogromnyĭ spisok nauchno-populyarnykh i obrazovatel'nykh kanalov na russkom yazyke // Livejournal. 2018. 17 yanv. URL: https://philologist.livejournal.com/9976164.html (data obrashcheniya 23.03.2021).
35. Silant'eva, O. 92 mul'timediinykh formata: Spravochnik-navigator po raznoobraziyu mul'timediinykh formatov i servisov dlya ikh sozdaniya [Elektronnaya kniga]. Ridero, 2018. 119 s.
36. Simakova, S. I. Vliyanie novykh tekhnologii na vizual'nyi kontent zhurnalistskikh materialov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5 (360). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 94. Chelyabinsk, 2015. S. 163–169.
37. SMI nauchno-populyarnoi tematiki: II kvartal 2020 // Medialogiya. 2020. 30 sent. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/7761/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
38. Sokolova M. Strashno uvlekatel'naya veshch' // Kommersant. 2017. 26 okt. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3442882 (data obrashcheniya 23.03.2021).
39. Sravnitel'naya tablitsa geniev // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1035 (data obrashcheniya 23.03.2021).
40. Suvorova S. P. Realizatsiya prosvetitel'noi funktsii zhurnalistiki v sovremennykh obshcherossiĭskikh gazetakh : diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / S. P. Suvorova. M., 2006. 234 s.
41. Taimlain: vsya istoriya i kul'tura za 12 vekov // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (data obrashcheniya 23.03.2021).
42. Tertychnyi, A. A. Osobennosti zhanroobrazovaniya v internet-SMI // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Belgorod, 2013. Vypusk № 6 (149). T. 17. S. 172–179.
43. Trofimova, O. V., Nabieva, E. A. Issledovanie setevogo prosvetitel'skogo zhanra na primere mediaproekta Newtonew // Medialingvistika. 2018. №5 (3). 314–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2018.305 URL: https://medialing.ru/issledovanie-setevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
44. Universal'naya zhurnalistika: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. L. P. Shesterkinoi. M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2016. 480 s.
45. Fomina, V. S., Fotieva, I. V. Mesto sciencetainment v sfere nauchno-populyarnoĭ zhurnalistiki // Mediaissledovaniya 2019 / pod red. T. A. Semilet, I. V. Fotievoĭ. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2019. 408 s. S. 88–93.
46. Cherednichenko, L. V. Tipy kontenta setevykh nauchno-prosvetitel'skikh media // Gumanitarnyĭ nauchnyĭ vestnik. 2020. No6. S. 251-257. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/06/Cherednichenko.pdf (data obrashcheniya 23.03.2021).
47. Chukovskaya, A. Bol'she 5,5 mln proslushivanii: kakim 2020 god okazalsya dlya rynka podkastov // Forbes. 2020. 22 dek. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416951-bolshe-55-mln-proslushivaniy-kakim-2020-goda-okazalsya-dlya-rynka-podkastov (data obrashcheniya 23.03.2021).
48. Shpileva, D. V. Longrid kak aktual'nyi zhurnalistskii metod podachi informatsii // Mediasreda. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii (data obrashcheniya: 12.04.2021).
49. Arzamas: pro biznes, a ne pro prosveshchenie // Roem.ru. 2015. 29 yanv. URL: https://roem.ru/29-01-2015/181908/arzamas-pro-biznes/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
50. Ferne, T. Beyond 800 words – part 1: new digital story formats for news // Medium. BBC News Labs. URL: https://medium.com/bbc-news-labs/beyond-800-words-new-digital-story-formats-for-news-ab9b2a2d0e0d (data obrashcheniya 23.03.2021).
51. Kovalyova, M. 5 innovative news formats to try out in 2021 – and tools to implement them // THE FIX. Jan. 25. 2021. URL: https://thefix.media/2021/01/25/5-innovative-news-formats/ (data obrashcheniya 20.03.2021).
52. Tell Me Your Secrets: Binaural // BBC Taster. URL: https://www.bbc.co.uk/taster/pilots/tell-me-your-secrets (data obrashcheniya 23.03.2021).
53. We are BBC News Labs // BBC News Labs. URL: https://bbcnewslabs.co.uk/about (data obrashcheniya 23.03.2021).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье «Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas)» несомненно рассматривается актуальная проблема представления инфоповодов в средствах массовой информации.
Характеристикой современного этапа развития цивилизации является доступность информации и ее распространённость с большой скоростью благодаря сети интернет.
В работе автор рассматривает просветительские издания, однако, из текста статьи (введение), не совсем о каких изданиях идет речь: переодически выходящих в печатном виде или размещенных в сети интернет, распространяемых по подписке или находящихся в свободном доступе и т.п.
В статье автор оперирует терминами «просветительские издания», «просветительские медиа», «сетевая среда», «инфомолекулы» и т.п., но не понятна их дефиниция в научной области филология.
После введения, представляющего собой скорее набор терминов, имеющих слабую корреляцию с научной областью лингвистика, идет представление портала «Arzamas» в описательном ключе, что не позволяет понять ценность данного портала для филологических наук или механизм языкового функционирования, а скорее содержит методическое описание.
Непонятен выбор предмета изучения, а именно информационного портала «Arzamas»: чем обусловлен выбор? Какова распространенность портала и на какую аудиторию он ориентирован? Является ли он востребованным? Или выбор предмета исследования является субъективным выбором автора, основанным на его личной симпатии?
При перечислении имен и фамилий, цитировании, которым наполнено введение, автор не приводит фактического материала о степени разработанность тематики в отечественной и мировой науке, что косвенно служило бы свидетельством актуальности, а также основанием для выделения научных лакун.
Выводы в статье, разделенные на абзацы, не связаны между собой, отсутствует когерентность текста, заключение не является информативным и репрезентативным.
Автор представляет интересный материал с научной точки зрения, однако статья не содержит новизну, отсутствуют ссылки на авторитетные работы, не уточнена терминология. В статье не приведена методология исследования (явно читается только описательно-компиляционный подход), не поставлены цели и задачи или они не отражены в заключении.
К преимуществам работы стоит отнести то, что постулируемое автором иллюстрируется практическим материалом, однако отсутствует элемент анализа.
Следует также отметить библиографию, содержащую 34 позиций, которые являются ссылками на интернет источники, используемыми преимущественно для иллюстрации постулируемого автором, т.е. по сути своей ссылками на публицистические интернет ресурсы. Считаем, что для всестороннего рассмотрения исследуемого вопроса немаловажным было бы обращение к большему количеству научной литературы: статьям, монографиям, диссертациям для представления объективной картины. Более того, в списке используемой литературы отсутствуют зарубежные исследования, что является недостатком работы, делая ее оторванной от мировой науки. Известно, что развитие медиажурналистики и интернет ресурсов началось зарубежом ранее чем в нашей стране.
Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, журналистам, филологам, лингвистам, студентам, магистрантам и аспирантам профильных вузов.
В общем и целом, следует отметить, что в статье опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК после внесения правок, уточнения и дополнений.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблема, к которой обращается автор статьи, актуальна и мало разработана. Работа имеет несомненную практическую значимость, так как анализ форм представления контента в медиапроекте Arzamas позволяет понять, как можно эффективно репрезентировать научное знание для широкой аудитории. С данной проблемой столкнулись все образовательные, научные учреждения в условиях пандемии, когда учебный процесс перешел в on-line формат. Медиапроект Arzamas – один из самых успешных просветительских проектов, он имеет большое число подписчиков и просмотров, поэтому выбор именно этого интернет-ресурса для анализа представляется оправданным, а теоретические обобщения и систематизация форм репрезентации гуманитарного знания, осуществленные в данной статье, станут методическим подспорьем в медиаобразовании. Автор статьи рассматривает, как формируется новый «сетевой просветительский жанр», в котором вырабатываются оригинальные коммуникативные стратегии, интерактивные формы взаимодействия с потребителем контента при сохранении принципов академической достоверности и научности. В статье обобщается опыт такого преподнесения научного знания, когда адресат вовлекается в процесс научного поиска, становится сотворцом, а не пассивным потребителем некоей суммы знаний.
Статья хорошо структурирована, в ней выделены разделы, отражающие ход исследования. Во вводной части работы дается краткий обзор просветительских медиа, определяется их положение в системе СМИ, раскрываются цели и назначение, указывается роль в «формировании, развитии и сохранении национальных ценностей, научного, образовательного потенциала государства». В этом разделе автор также касается вопроса терминологии (по его мнению, более точным для определения ресурсов такого типа является термин «просветительские», а не «научно-популярные» сайты) и выделяет принципы, которым следуют исследователи при разработке типологий просветительских ресурсов.
В следующем разделе дается обзор форматов сетевой журналистики. Ценность наблюдений, представленных в этой части статьи, обусловлена тем, что жанровая система интернет-медиа находится в стадии становления, а потому еще не устоялась понятийная база, не оформились методики анализа виртуальных жанров. Автор статьи, уместно цитируя труды исследователей, обозначает различные точки зрения и подходы к определению формата и выделению групп форматов. Основная часть исследования – анализ контента медиапроекта Arzamas с точки зрения форм подачи научного знания. Прежде всего рассмотрена структура сайта, охарактеризованы его разделы и рубрикация. Автор статьи показывает, что наряду с видеоформатом востребованными оказываются и аудиолекции, и объясняет, почему это происходит. А затем анализирует структуру разных курсов, показывает, как соотносится в них вербальная и визуальная информация, как используются элементы игры, гиперссылки, интерактивные таблицы и т.д., как выстраиваются перекрестные ссылки, осуществляется локация по курсам и сайту . Осуществленный комплексный анализ полно знакомит с возможностями медиапроекта Arzamas и системно представляет разнообразные формы подачи материала. В финале статьи даются обобщающие выводы.
Статья «Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas)» будет востребована в учебном процессе, в практике медиаобразования. Она выполнена на высоком научном уровне, а потому рекомендуется к публикации.
|