Никифорова А.А., Воронова Н.И. —
Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт)
// Философия и культура. – 2023. – № 5.
– С. 60 - 73.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40731
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40731.html
Читать статью
Аннотация: Предметом настоящего исследования стали иммерсивные художественные среды, существующие в современном культурном пространстве. Иммерсивные технологии сегодня используются в образовательных процессах, исторической реконструкции, различных формах социализации, в визуальных искусствах; иммерсия реализуется как особый научный подход в антропологических, этнографических, искусствоведческих исследованиях. Интерактивность и иммерсивность здесь рассматриваются как сложные прогнозируемые процессы, чьи алгоритмы заложены в саму основу художественного произведения или культурной среды. Они позволяют интенсифицировать весь спектр чувственно-эмоционального восприятия, создавая не только новый тип художественного произведения, но и новый тип реципиента, погруженного в процесс развертывания художественного сюжета. В исследовании предложена классификация функций иммерсивного искусства. На примере российских и зарубежных художественных проектов проанализированы и выявлены существенные признаки и особенности иммерсивного искусства. На примере культурного поля северо-запада России рассматриваются иммерсивные проекты, реализованные в последние годы, а также проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных эвентов. Исследование пришло к выводу, что иммерсивные среды обладают как позитивным, так и негативным потенциалом: комплексное воздействие на чувства человека с использованием особых технологических приемов, влияющих на восприятие, может приводить как к эффекту полного погружения и катарсису, так и к разрушительной гиперстимуляции психики. А сами художественные иммерсии в большей степени являются формой медиакоммуникации, нежели законченными произведениями.
Abstract: The subject of this research is the immersive artistic environments that exist in the modern cultural space. Immersive technologies are used today in educational processes, historical reconstruction, various forms of socialization, in visual arts; immersion is implemented as a special scientific approach in anthropological, ethnographic, art history studies. Interactivity and immersiveness are considered here as complex predictable processes whose algorithms are embedded in the very basis of an artistic work or cultural environment. They make it possible to intensify the entire spectrum of sensory-emotional perception, creating not only a new type of artwork, but also a new type of recipient immersed in the process of unfolding an artistic plot. The classification of functions of immersive spaces is proposed in the study. On the example of Russian and foreign art projects, the essential signs and features of immersive art are analyzed and identified. Immersive projects implemented in recent years are considered on the example of the cultural field of the north-west of Russia, as well as a comparative analysis of foreign and domestic events is carried out. The study concluded that immersive environments have both positive and negative potential: a complex effect on human feelings using special technological techniques that affect perception can lead to both the effect of complete immersion and catharsis, and to destructive hyperstimulation of the psyche. And the artistic immersions themselves are more a form of media communication than finished works.
Никифорова А.А., Воронова Н.И. —
Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве
// Философия и культура. – 2022. – № 9.
– С. 108 - 120.
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.9.38781
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_38781.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена трансформации традиционных для народной культуры архетипов дерева, камня, нити в современном декоративно-прикладном искусстве, а также способам использования нитей, дерева и камня как материалов для изготовления объектов современного искусства. Исследование не ставит своей целью повторять классические этнографические исследования или реферировать монографии по истории культуры. Статья представляет собой попытку комплексного анализа современной практики декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии культуры и практической эстетики. Данный подход является уникальным опытом аналитики ювелирной и декоративной практик обработки разнородных материалов природного происхождения. Кластер мастеров декоративно-прикладного искусства в России расширяется, возможностей и материалов для творчества становится все больше, однако сами авторы изделий не занимаются стилистическим, искусствоведческим или философским осмыслением своей деятельности. Тем не менее, в их работах, по мнению исследователей, отражаются древнейшие мифологические образы, являющиеся краеугольными камнями отечественной культуры и представляющие собой наследие мировой культуры, трансформированное пост-культурой и техногенными тенденциями, проникшими, в том числе, и в искусство. Архетипы дерева, камня, нити, сохраняясь с древнейших времен, приобретают новые смыслы и новые формы воплощения в творчестве современных авторов.
Abstract: The article is devoted to the transformation of traditional folk culture archetypes of wood, stone, thread in modern decorative and applied art, as well as ways of using threads, wood and stone as materials for the manufacture of objects of modern art. The research does not aim to repeat classical ethnographic studies or to refer monographs on the history of culture. The article is an attempt at a comprehensive analysis of the modern practice of decorative and applied art from the point of view of the philosophy of culture and practical aesthetics. This approach is a unique experience in the analysis of jewelry and decorative practices of processing heterogeneous materials of natural origin. The cluster of masters of decorative and applied art in Russia is expanding, there are more and more opportunities and materials for creativity, but the authors of the products themselves are not engaged in stylistic, art criticism or philosophical understanding of their activities. Nevertheless, their works, according to researchers, reflect the oldest mythological images that are the cornerstones of Russian culture and represent the heritage of world culture, transformed by post-culture and man-made trends that have penetrated, among other things, into art. Archetypes of wood, stone, thread, preserved since ancient times, acquire new meanings and new forms of embodiment in the works of modern authors.