Пшеничный П.В. —
Единоличные изображения святых жен в древнерусской иконописи XIV–XVI вв.
// Философия и культура. – 2024. – № 8.
– С. 34 - 44.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.71418
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_71418.html
Читать статью
Аннотация: Среди произведений древнерусского искусства XIV–XVI столетий изображения святых жен представляют отдельный интерес с точки зрения специфических черт их иконографии. В искусстве православных стран образы рассматриваемых нами святых как правило не отходят от строгих иконографических норм, что свидетельствует о устойчивом семантическом значении, которым наделяются эти фигуры. Однако в древнерусском искусстве мы обнаруживаем заметные расхождения с данным принципом, что привносит особые коннотации в художественный строй таких памятников. Предметом исследования в работе является своеобразие иконографических вариаций икон с единоличным образом святых жен в древнерусском искусстве XIV–XVI столетий. Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить специфику восприятия образов святых жен в искусстве Древней Руси в интересующее нас время. Для этого мы прибегнем к иконографическому методу исследования, а также к методам типологического, сравнительного и сопоставительного анализа. Таким образом, методологию данной работы можно охарактеризовать как комплексную. Проведенный всесторонний анализ позволил прийти к заключению, что нередкая в древнерусском искусстве иконографическая путаница в изображениях святых жен свидетельствует о ярко выраженной тенденции к объединению этих фигур в единый синкретический образ. Мы полагаем, что слияние их атрибутов указывает на более значительный статус образов женской святости в искусстве Древней Руси по сравнению с широким византийским миром. В памятниках византийского искусства иконографические черты изображений интересующих нас святых выражаются с большей последовательностью. В древнерусском искусстве специфика восприятия единоличных изображений святых жен связана не только с мотивами стойкости в отстаивании истинной веры, но и с выражением упования православных христиан на заступничество их образов.
Abstract: Among the works of ancient Russian art of the XIV–XVI centuries, the images of holy wives are of particular interest in terms of the specific features of their iconography. In the art of Orthodox countries, the images of the saints we are considering, as a rule, do not deviate from strict iconographic norms, which indicates the stable semantic meaning that these figures are endowed with. However, in ancient Russian art we find noticeable discrepancies with this principle, which brings special connotations to the artistic structure of such monuments. The subject of the research in the work is the originality of iconographic variations of icons with the sole image of holy women in ancient Russian art of the XIV–XVI centuries. The purpose of this article is to determine the specifics of the perception of images of holy women in the art of Ancient Russia at the time we are interested in. To do this, we will resort to the iconographic method of research, as well as to the methods of typological and comparative analysis. The comprehensive analysis made it possible to conclude that the iconographic confusion in the images of holy women, which is not uncommon in ancient Russian art, indicates a pronounced tendency to combine these figures into a single syncretic image. We believe that the fusion of their attributes indicates a more significant status of images of female holiness in the art of Ancient Russia compared to the wider Byzantine world. In the monuments of Byzantine art, the iconographic features of the images of the saints we are interested in are expressed with greater consistency. In ancient Russian art, the specificity of the perception of individual images of holy women is associated not only with the motives of steadfastness in defending the true faith, but also with the expression of the hope of Orthodox Christians for the intercession of their images.
Пшеничный П.В. —
Роль фигур святых жен в составе древнерусских иконных композиций XV–XVI вв. с центральным изображением святителя Николая Мирликийского и образами избранных святых
// Философия и культура. – 2024. – № 7.
– С. 17 - 30.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.7.71245
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_71245.html
Читать статью
Аннотация: В древнерусском искусстве XV–XVI столетий нередко встречаются произведения, где изображение св. Николая Мирликийского, представленного в разнообразных иконографических типах, сопровождается образами святых жен. Эти памятники имеют сходное композиционное построение. Среди них наиболее показательны те иконы, где в среднике помещен образ мирликийского святителя, а на полях представлены фигуры избранных святых. Предметом исследования в данной работе является корпус памятников с центральным изображением св. Николая и фигурами избранных святых на полях, где присутствуют и образы женской святости. Цель настоящей статьи – на примере памятников определенного иконографического извода определить роль фигур святых жен в данных иконных композициях и предложить интерпретацию раннее недостаточно изученного сюжета. Для этого мы прибегнем к иконографическому методу исследования, позволяющему выявить те или иные нюансы композиционного построения, раскрыть духовное содержание образа. Не меньшее значение в настоящей работе имеет и метод сравнительного анализа. Исследователи ранее уже обращались к рассматриваемым нами изображениям, однако самостоятельная роль образов женской святости в иконографическом составе данных икон была недостаточно акцентирована. Интересующие нас произведения объединяет состав фигур немногих святых жен на нижнем поле, которые ассоциируются с евангельскими событиями и темой стойкости в вере (свв. Параскева, Варвара или Ульяна), либо имеют ярко выраженные мотивы предстательства на Страшном Суде (св. Екатерина). Устойчивая традиция изображения именно этих святых жен в иконографическом составе данных памятников наводит на мысль об их соотнесенности с центральным изображением. Мы полагаем, что фигуры святых жен органично встраиваются в иконографическую систему рассматриваемых нами произведений: как и центральный образ св. Николая, они призваны акцентировать идею заступничества святых.
Abstract: In the ancient Russian art of the XV–XVI centuries, there are often works with the image of St. St. Nicholas of Myra, represented in various iconographic types and accompanied by images of holy wives. These monuments have a similar compositional structure. Among them, the most significant are those icons where the image of the Myrlician saint is placed in the centerpiece, and the figures of selected saints are represented in the margins. The subject of the study in this work is the corpus of monuments with the central image of St. Nicholas as well as the figures of the chosen saints in the fields and the images of female holiness in the margins. The purpose of this article is to determine the role of the figures of the holy women in these icon compositions by the example of monuments of a certain iconographic origin and to offer an interpretation of this previously insufficiently studied plot. To do this, we will resort to the iconographic method of research, which allows us to identify certain nuances of compositional construction, to reveal the spiritual content of the image. The method of comparative analysis is no less important in this work. The works of interest to us are united by the composition of the figures of the few holy women in the lower field, which are associated with evangelical events and the theme of steadfastness in faith (st. Paraskeva, st. Varvara or st. Ulyana), or have pronounced motives for appearing at the Last Judgment (St. Catherine). The stable tradition of depicting these holy women in the iconographic composition of these monuments suggests their correlation with the central image. We believe that they were designed to emphasize the idea of the intercession of the female saints and were organically into iconographic system.