Подольский В.А. —
«Социальный вопрос» в политической философии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и С.Л. Франка: сравнительный анализ концепций
// Философская мысль. – 2023. – № 12.
– С. 53 - 69.
DOI: 10.25136/2409-8728.2023.12.69439
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_69439.html
Читать статью
Аннотация: Обращение к истории политической философии первой половины XX века целесообразно для анализа происхождения и развития концепций, повлиявших на создание современного социального государства. Иерархия ценностей определяет постановку и порядок решения социального вопроса и представления о надлежащей архитектуре социальной политики. Решения, заложившие основания социальной политики в Европе, были приняты в конце XIX – начале XX века, и в их логике наиболее заметны параллели с совокупностью религиозно-обоснованных социальных и экономических предложений, которые обычно объединяются под названием "христианский социализм". Цель статьи – выявить и сопоставить отношение российских авторов, которые были наиболее близки к христианскому социализму, к происхождению и проявлениям социального вопроса и подходы к его решению. Рассматриваются ключевые сочинения авторов, относящиеся к социальной проблематике. Используются сравнительно-исторический подход, герменевтика, дискурс-анализ, анализ институтов. Авторы скорее ставят "социальный вопрос", нежели предлагают его решение, критикуют экономический детерминизм в социализме и говорят о важности внутреннего развития человека. Все авторы прошли путь от увлечения марксизмом к его критике, хотя взгляды Бердяева сместились в его поздних трудах влево, к наиболее радикальной из трёх мыслителей позиции, к убеждению в необходимости преобразовать общественный строй и упразднить капитализм, который он обвиняет в угнетении и эксплуатации. Булгаков симпатизирует логике организации хозяйства в социализме, но считает возможным изменение экономических отношений при сохранении политического строя. Франк убеждён, что для социальной поддержки нуждающихся достаточно ограниченных социальных реформ в рамках рыночной экономики. Бердяев и Булгаков считают приоритетной категорию справедливости, а Франк – служения.
Abstract: The difference in organizational forms in social policy is caused by different economic and political reasons and different political and philosophical approaches to social problems. The hierarchy of values defines opinions on the social question and ideas about the appropriate architecture of social policy. The decisions that laid the foundations for social policy in Europe were made in the late 19th and early 20th centuries, and their logic resembles the philosophy of the “Christian socialism” most. The purpose of the article is to identify and compare the attitude of Russian authors who were closest to Christian socialism towards the social question and their approaches to solving it. The key works of the authors on the social question were studied. The comparative historical approach, hermeneutics, discourse analysis, and institutional analysis were used. All authors tend to problematize both the social question and its' solutions, rather than offer their own proposals. All three talk about the importance of human internal development and criticize socialist ideas about environmental determinism and human renewal through mechanical reorganization of the economy. All authors moved from Marxism to its criticism, although Berdyaev's views shifted in his later works to the left, to the most radical position of the three thinkers, to the conviction that capitalism has to be abolished, which he blames for oppression and exploitation. Bulgakov sympathizes with the logic of economic organization in socialism, but considers it possible to change economic relations while maintaining the political system. Frank is convinced that limited social reforms within the framework of a market economy are sufficient to provide social support to those in need. Berdyaev and Bulgakov think that justice is the most important value, while Frank thinks that duty is. Berdyaev and Bulgakov follow the key arguments of Christian socialism, and Frank - those of liberal conservatism.
Подольский В.А. —
Хрупкое общество: генезис, смысл и издержки социальной политики
// Социодинамика. – 2022. – № 11.
– С. 16 - 27.
DOI: 10.25136/2409-7144.2022.11.39194
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_39194.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - причины возникновения и характер функционирования социальной политики как системы управления рисками. В статье рассматривается возникновение практик перераспределения благ для решения политических, экономических, социальных и моральных задач и особенности реализации этих практик. Используется анализ институтов, правовых документов, статистических данных и сравнительно-исторический подход. Изучается социальная политика древнего мира, нацеленная на управление рисками, связанными с солидарностью и устойчивостью иерархии. Рассматривается влияние трёх авраамических религий, которые привели к тому, что социальная поддержка получила характер исполнения религиозных предписаний. Проанализированы риски, возникшие в индустриальную эпоху, то есть риск социальной стабильности и замедления экономики вследствие неплатежеспособности крупных групп населения, а затем – риск отказа от экономической активности получателей социальной помощи. Понимание рисков и проистекающее из этого изменение социальной политики зависит от сочетания этических, экономических и политических факторов. Систематический анализ типов рисков и вариантов реагирования в сфере социальной поддержки представляет ценность в контексте изучения социальной политики. Важность регулирования социальной политики возрастает по мере усложнения экономики и демократизации. С одной стороны, развитая социальная политика защищает индивидов от рисков нетрудоспособности и экономической нестабильности. С другой стороны, из-за старения населения возрастают издержки общества на социальную политику, которая сама становится источником риска, поскольку её сокращение оказывается политически неприемлемым. Эта особенность усложняется сосуществованием ряда исторически сложившихся черт систем социальной поддержки и их восприятия, основанного на уникальной комбинации этических и экономических предпосылок.
Abstract: The subject of the study is the causes and nature of the functioning of social policy as a risk management system. The article discusses the emergence of practices of redistribution of wealth to solve political, economic, social and moral problems and the features of the implementation of these practices. The social policy of the ancient world is studied, aimed at managing the risks associated with solidarity and the stability of the hierarchy. The influence of the three Abrahamic religions is considered, which led to the fact that social support received the character of the fulfillment of religious prescriptions. The risks that arose in the industrial era, that is, the risk of social stability and economic slowdown due to the insolvency of large groups of the population, and then the risk of refusal of economic activity of social assistance recipients, are analyzed. The importance of social policy regulation increases with the complexity of the economy and democratization. On one hand, a developed social policy protects individuals from the risks of disability and economic instability. On the other hand, due to the aging of the population, the costs of social policy increase, which itself becomes a source of risk, since its reduction turns out to be politically unacceptable. This feature is complicated by the coexistence of a number of historical features of social support systems and their perception based on a unique combination of ethical and economic premises.
Подольский В.А. —
Философия социальной политики в Европе XVI века на примере трудов испанского мыслителя Хуана Луиса Вивеса
// Философская мысль. – 2020. – № 9.
– С. 28 - 44.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.9.33930
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_33930.html
Читать статью
Аннотация: Объект исследования – европейская мысль в сфере социальной политики в начале XVI века. Предмет исследования – идеи испанского мыслителя Хуана Луиса Вивеса (1492-1540) о помощи нуждающимся. В данной статье рассматривается отношение испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса к социальной политике. Его рассуждения изучаются в контексте современных ему учений основателей протестантизма – Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина, а также практик, сложившихся в континентальной Европе и Англии в XVI веке. Учения богословов и философов XVI века в настоящее время представляют интерес в контексте изучения социальной политики как с точки зрения идей, так и истории институтов. Методология исследования: для сопоставления практик в сфере социальной политики и их развития использовался сравнительно-исторический подход. Для изучения базовых постулатов Вивеса, а также важнейших идей ключевых мыслителей эпохи, применен дискурс-анализ. Основные выводы проведенного исследования: 1) Несмотря на то, что ряд авторов высказывал похожие идеи, Хуан Луис Вивес может быть назван первым теоретиком социального государства 2) Становление социальной политики в исследовательской литературе обычно ассоциируется с протестантизмом, но теорию разработал католик Вивес, а практическим меры воплотили католические короли Карл и Франциск 3) Вивес выразил важнейшую идею социальной политики: государство не должно допускать маргинализации граждан, если хочет сохранить социальную стабильность. При этом к маргинализации равно ведет как отсутствие помощи нуждающимся, так и неосмотрительное предоставление помощи, которое приучает к праздности. Научная новизна исследования состоит в том, что ранее европейский дискурс начала XVI века в сфере социальной политики подробно не изучался, также в отечественной литературе не изучалась роль Вивеса в становлении социальной политики.
Abstract: The object of this research is the European thought in the area of social policy in the early XVI century. The subject of this research is the ideas of Spanish philosopher Juan Luis Vives (1492-1540) on helping to people in need. The article reviews the stance on social policy of the Spanish humanist Juan Luis Vives. His thoughts are analyzed in the context of the contemporary to him doctrines of the founders of Protestantism – Martin Luther, Ulrich Zwingli and Jean Calvin, as well as practices formed in the continental Europe and England in the XVI century. The teachings of theologians and philosophers of the XVI century are relevant within the framework of studying social policy from the perspective of ideas, as well as the history of institutions. The comparative-historical approach was applied for studying the practices in the area of social policy and their evolution. A discourse analysis is used for examination of Vives’ basic postulates alongside the ideas of the key philosophers of that time. The following conclusions were made: 1) despite the fact that a number of authors expressed similar ideas, Juan Luis Vives can be called the first theoretician of the social state 2) the establishment of social policy in the research literature is usually associated with Protestantism, but the theory was developed by the Catholic Vives, and the practical measures were implemented by the Catholic kings Carlos and Francis 3) Vives expressed the paramount idea of social policy – the state should prevent from marginalization of citizens in order to maintain social stability. At the same time, marginalization is caused by both, absence of help to the people in need or unwise rendering of assistance, which accustoms to idleness.
Подольский В.А. —
К вопросу об этапах становлении британского индивидуализма: категория достоинства в британской политической философии на примере стоицизма Дж.Ф Стивена
// Социодинамика. – 2017. – № 8.
– С. 58 - 68.
DOI: 10.25136/2409-7144.2017.8.23740
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_23740.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - категория достоинства в британской политической философии. Объект исследования - британский индивидуализм.
В данной статье рассматривается отношение представителей британской политической философии к категории достоинства. Этическая составляющая, которая присутствовала на протяжении исторического развития британской политической философии (это характерный фактор формирования британского индивидуализма), может быть продемонстрирована на примере взглядов судьи и мыслителя Дж.Ф.Стивена (1829-1894). Стивен будет интересен российскому читателю как репрезентативный представитель интеллектуального климата, существовавшего в период расцвета предпринимательского общества. В статье предложена краткая история и комплексный анализ британского индивидуализма. Взгляды Стивена оцениваются в контексте идей наиболее значимых британских мыслителей. Методология исследования: 1) Для вычленения ключевых компонентов этики автора использовался контент-анализ 2) Для сравнения подходов исследуемого автора и других авторов использовался метод дискурс-анализа 3) Для определения значимости идей автора и оценки динамики смежных и конкурирующих этических систем использовался сравнительно-исторический метод Основные выводы проведенного исследования: 1) Категория «достоинство» занимает важное место в британской политической философии и опирается на две смежных категории – «свобода» и «собственность» 2) Этическая составляющая британской политической философии может быть продемонстрирована на примере воззрений судьи Дж.Ф.Стивена (1829-1894) 3) Ценность британской политической философии в целом и идей Дж.Ф Стивена в частности для российской и европейской политической науки состоит в возможности перенять и переосмыслить апробированный опыт в области политической этики, аксиологии и телеологии. Научная новизна исследования: 1) впервые в отечественной науке осуществлено системное изучение интеллектуального наследия британского философа Дж.Ф.Стивена 2) экстрагирование отношения Дж.Ф.Стивена к категории достоинства ранее не проводилось 3) впервые предложена оценка параллельного развития британского индивидуализма и отношения к достоинству в британской политической философии
Abstract: The subject of this research is the category of dignity in the British political philosophy. The object of this research is the British individualism. The article examines the relation of representatives of the British political philosophy to the category of dignity. Ethical component, which was present throughout the historical evolution of the British political philosophy (a common factor in establishment of the British individualism), can be exemplified by views of the judge and philosopher J. F. Stephen (1829-1894). Stephen will be of interest to the Russian audience as a representative figure of intellectual climate existed during the bloom of entrepreneurial society. The article presents a brief history and complex analysis of the British individualism. The views of J. F. Stephen are analyzed in the context of Britain's most prominent thinkers. Among the main conclusions are the following statements: 1) the category of dignity holds an important place in the British political philosophy and leans on the two related categories – “freedom” and “ownership”; 2) ethical component of the British political philosophy can be demonstrated through the views of the judge and philosopher J. F. Stephen (1829-1894); 3) the value of British political philosophy as a whole, and Stephen's ideas in particular, for the Russian and European political science consists in the ability to adopt and reconsider the proven experience in area of political ethics, axiology, and teleology. The scientific novelty is defined by the fact that this article is the first within the Russian science to carry out a systemic analysis of intellectual heritage of the British philosopher J. F. Stephen, as well as provide assessment of the parallel development of British individualism and attitude to dignity within the British political philosophy.
Подольский В.А. —
Индивид и социум: модернизация английского общества через призму британского политического романа XIX в.
// Политика и Общество. – 2017. – № 6.
– С. 126 - 142.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.6.23416
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_23416.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - британский политический роман. Объект исследования - британский индивидуализм. В данной статье рассматривается восприятие британского общества в политических романах, воздействие политических романов на социум и социальная динамика в Британии XIX столетия. Роман как предмет исследования предоставляет уникальную возможность анализа общественно-политических процессов через перспективу личностного восприятия. В статье рассматриваются четыре романа, которые охватывают весь XIX век. По этим текстам можно проследить ход модернизации британского общества, изменение места человека в обществе и восприятия индивидов своей миссии по отношению к обществу.
Методология исследования. 1) Для качественной оценки художественных текстов использовался метод контент-анализа. 2) Для вычленения идеологической составляющей произведений и полемики авторов с оппонентами применялся метод дискурс-анализа. 3) Для позиционирования романов в историческом и литературном контексте использовался сравнительно-исторический подход.
Основные выводы проведенного исследования. 1) Британский политический роман оказал существенное воздействие на формирование британской идентичности. 2) Британский политический роман несет в себе элементы культурного кода, расшифровка которых позволяет качественно интерпретировать и прогнозировать политические процессы в Британии. 3) Британский политический роман содержит ценные концептуальные элементы, пригодные для рецепции и интерпретации в рамках иных политических и философских культур. Научная новизна исследования. 1) Комплексный анализ рассмотренных романов в свете их связи с социальной модернизацией проведен впервые. 2) Политическое значение двух из четырех рассмотренных работ оценивается в отечественной литературе впервые. 3) Введены в научный оборот зарубежные источники по проблеме.
Abstract: The subject of this research is the British political novel. The bject of this research is the British individualism. The article examines perception of British society in political novels, impact of the political novels on society and social changes in XIX century Britain. Novel as a subject of the research presents a unique possibility to analyze social and political processes perceived through personal judgement. The article covers four novels, which encompass the entire XIX century. These texts allow to track the pace of modernization of the British society, to study the transition of an individual's place within the society and to examine changes of an individual's perception of his mission towards the society. Among the main conclusions are the following statements: 1) British political novel had a profound impact on the formation of British identity; 2) British political novel carries elements of a cultural code within itself, decryption of those allows to present a qualitative analysis and prognosis considering political processes in Britain; 3) British political novel contains valuable conceptual elements, fit for reception and interpretation within the framework of other political and philosophical cultures. Scientific novelty of the research lies in the following: 1) Complex analysis of the novels reviewed in their relation to social modernization has been performed for the first time; 2) Political meaning of two of the four novels reviewed has been evaluated in Russian literature for the first time; 3) Several foreign sources on the problem have been introduced.