Мухамеджанова Н.М. —
"Социальная ткань" города в зеркале архитектуры
// Урбанистика. – 2021. – № 4.
– С. 81 - 90.
DOI: 10.7256/2310-8673.2021.4.36510
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_36510.html
Читать статью
Аннотация: Актуальность темы работы определяется тем, что город, во-первых, выступает как центр культуры и цивилизации, определяющий развитие окружающей территории и всей страны; во-вторых, является наиболее ярким выражением социальных проблем, которые вынуждено решать современное общество. Целью работы является исследование взаимосвязи социальных проблем современного общества с архитектурной средой города. Основным предметом исследования – современная городская жилая застройка, в которой проходит повседневная жизнь горожанина и которая формирует его отношение к городу и своей стране. Теоретической основой работы стали базовые положения урбанистики, представленные западными и отечественными авторами: Ф. Броделем, А. Гутновым, Г. Зиммелем, Л. Виртом, Р. Парком, Г. Ревзиным, Ф. Урбаном, К. Эллардом и др. Автор доказывает, что развитие капиталистических отношений в XX веке поставило перед обществом проблему массового жилищного строительства, которое должно было удовлетворять двум основным требованиям: оно должно быть а) дешевым для потребителя; б) выгодным для производителя. Способом решения этой задачи стала индустриализация, унификация и типизация строительства, результатом – современные городские микрорайоны, трущобы индустриальной и постиндустриальной эпохи, в которых отсутствует прошлое и будущее, отсутствует социальная иерархия и локальное сообщество, объединенное общностью целей и ценностей. Оценивая это явление, автор доказывает, что проживание в такой среде еще больше усугубляет социальные, духовные, психологические проблемы горожан, о которых писали классики урбанистики. Таким образом, основным конфликтом современного города становится конфликт между экономической эффективностью жилищного строительства и эстетическими требованиями к организации жилой среды. Этот конфликт выходит за рамки собственно архитектуры, так как принципы индустриализации, унификации и типизации сегодня являются общими для всех сфер общественной жизни, в том числе для сферы культуры.
Abstract: The relevance of the selected topic is determined by the fact that the city first and foremost is the center of culture and civilization, which characterizes the development of the surrounding territory and the entire country; secondly, it is the most vivid manifestation of social challenges that modern society is faced to solve. The goal of this research lies in tracing interrelation between the social problems of modern society and the architectural environment of the city. The subject of this article is the modern urban residential development, which is the center of people’s everyday life, as well as forms their attitude towards the city and the country overall. The theoretical framework is comprised of the basic provisions of urban studies presented by the Western and Russian authors: F. Braudel, A. Gutnov, G. Simmel, L. Wirth, R. Park, G. Revzin, F. Urban, C. Ellard, and others. The author proves that the development of capitalist relations in the XX century posed a problem of large-scale housing development, which had to meet the two key requirements: a) be affordable for the consumer; b) be profitable for the property developer. Industrialization, unification and typification of construction became the way to solve this task – the modern urban neighborhood units, slums of industrial and postindustrial era, in which there is neither past nor future alongside social hierarchy and local community united by common goals and values. Having assessed this phenomenon, the author proves that living in such environment aggravates the social, spiritual, and psychological problems of citizens, described by the classics of urban studies. Therefore, the main conflict of modern city is the clash between the economic efficiency of housing development and the aesthetic requirements for the organization of residential environment. This conflict goes beyond the framework of architecture due to the fact that the principles of industrialization, unification, and typification are now universal to all spheres of social life, including culture.