Ван Ц., Во Е. —
О гуманистическом духе и поэтической эстетике российских анимационных фильмов (на примере творчества Юрия Норштейна)
// Культура и искусство. – 2022. – № 7.
– С. 22 - 30.
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.7.38359
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_38359.html
Читать статью
Аннотация: Под влиянием французских кинорежиссеров-авангардистов, создавших творческий метод «монтажного фильма», в начале ХХ века советский режиссер Сергей Эйзенштейн разработал технику, получившую название «интеллектуальный монтаж». Позже известный кинорежиссер Андрей Тарковский сконструировал внутреннюю правду фильма с помощью поэтического выражения, придав ему тем самым неповторимую поэтическую эстетику. Эта форма кинотворчества оказала глубокое влияние на российское анимационное кино. Настоящая статья посвящена изучению специфики российской мультипликации на примере картин Юрия Норштейна, в частности анализу гуманистического духа и поэтической эстетики. Особое внимание в статье уделяется символике кинообразов произведений Ю. Норштейна и особенностям отражения реальности в мультипликации. Основным выводом настоящего исследования является следующее заключение: в отличие от голливудской анимации с эпатажным созданием визуальных смыслов, в российских мультипликационных произведениях спокойное повествование с приданием символического значения деталям постепенно поднимается до уровня философского осмысления. Картины Юрия Норштейна полны символами и метафорами, вызывающими у зрителей разнообразные ассоциации и дающими волю их воображению. Содержание мультипликационных картин характеризуется глубиной и многоуровневой системой значений, воплощающих в себе русскую национальную культуру и картину мира. Сочетание реалистических традиций с передовыми техническими приемами отличают работы режиссера от американской анимации.
Abstract: Under the influence of French avant-garde filmmakers who created the creative method of "montage film", at the beginning of the twentieth century, Soviet director Sergei Eisenstein developed a technique called "intelligent editing". Later, the famous film director Andrei Tarkovsky constructed the inner truth of the film with the help of poetic expression, thereby giving it a unique poetic aesthetic. This form of filmmaking has had a profound impact on Russian animated cinema. This article is devoted to the study of the specifics of Russian animation on the example of paintings by Yuri Norstein, in particular, the analysis of the humanistic spirit and poetic aesthetics. Special attention is paid in the article to the symbolism of the cinematic images of the works of Yu. Norstein and the peculiarities of the reflection of reality in animation. The main conclusion of this study : in contrast to Hollywood animation with the shocking creation of visual meanings, in Russian animated works, a calm narrative with symbolic meaning attached to details gradually rises to the level of philosophical comprehension. Yuri Norstein's paintings are full of symbols and metaphors that evoke various associations in the audience and give free rein to their imagination. The content of cartoon paintings is characterized by depth and a multilevel system of meanings embodying the Russian national culture and the picture of the world. The combination of realistic traditions with advanced techniques distinguishes the director's work from American animation.