Гаджилова Ш.М. —
Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова
// Litera. – 2022. – № 7.
– С. 152 - 163.
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.7.35192
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_35192.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования данной статьи – художественные особенности системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова. Система образов в поэмах М. Ахмедова представляет собой целостный механизм, выявляющий результаты неутомимых художественных поисков поэта, интерпретирующий многие ответы на вопросы человека и поэта. Моделирование образа поэта в системе образов – это не новое явление в аварской поэзии, тем не менее, это попытка поэта снова обратить внимание читателя на общечеловеческие проблемы, по-новому раскрыть призвание поэта и значимость его образа, как в системе образов поэтического текста, так и в сознании самого поэта, человека и общества. Объектом исследования является образ поэта и система образов в поэмах М. Ахмедова. Цель работы состоит в выявлении характерных художественных приемов в создании образа поэта, который занимает в системе образов поэм М. Ахмедова значимое место, в осмыслении сущности художественного образа, его динамики и связей с целостной образной системой поэм поэта. Научная новизна исследования обусловлена тем, что художественный анализ системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова в указанном аспекте предпринят впервые. Полученные результаты показали, что художественная структура образа поэта и образной системы в поэмах М. Ахмедова позволяет реконструировать, расширить поэтическую концепцию мироустройства, выделить в нем заслуженное место человеку-поэту. Исследование деталей, имеющих отношение к художественному замыслу автора, показало глубокое идейное содержание поэм М. Ахмедова, а также важные особенности авторского мировоззрения. Тема поэта и поэзии, которая раскрывается через образ поэта и образную систему поэм М. Ахмедова эволюционирует в способах познания жизни и изображения человека и общества.
Abstract: The subject of this article is the artistic features of the system of images and the image of the poet in the poems of M. Akhmedov. The system of images in the poems of M. Akhmedov is an integral mechanism that reveals the results of the poet's tireless artistic search, interprets many answers to the questions of the person and the poet. Modeling the poet's image in the system of images is not a new phenomenon in Avar poetry, nevertheless, it is an attempt by the poet to draw the reader's attention to universal problems again, to reveal the poet's vocation and the significance of his image in a new way, both in the system of images of the poetic text and in the consciousness of the poet himself, man and society. The object of the study is the image of the poet and the system of images in the poems of M. Akhmedov. The purpose of the work is to identify characteristic artistic techniques in creating the image of the poet, which occupies a significant place in the system of images of M. Akhmedov's poems, in understanding the essence of the artistic image, its dynamics and connections with the integral figurative system of the poet's poems. The scientific novelty of the research is due to the fact that the artistic analysis of the system of images and the image of the poet in the poems of M. Akhmedov in this aspect was undertaken for the first time. The obtained results showed that the artistic structure of the poet's image and the figurative system in the poems of M. Akhmedov allows to reconstruct, expand the poetic concept of the world order, to allocate a well-deserved place in it to the poet-man. The study of details related to the author's artistic intention showed the deep ideological content of M. Akhmedov's poems, as well as important features of the author's worldview. The theme of the poet and poetry, which is revealed through the image of the poet and the figurative system of M. Akhmedov's poems, evolves in the ways of cognition of life and the image of man and society.
Гаджилова Ш.М. —
Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии
// Филология: научные исследования. – 2020. – № 11.
– С. 19 - 31.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.34056
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_34056.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования данной статьи художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова в контексте развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Сонеты М. Ахмедова представляют собой значимую часть его поэтического творчества и рассматриваются как новое явление в современной аварской поэзии, зарождение которого связано с творчеством Р. Гамзатова и М. Абасил. Объектом исследования является жанр сонета в аварской литературе. Цель работы состоит в выявлении сонета в многожанровой поэзии М. Ахмедова, а также в осмыслении художественного содержания и формы сонетов М. Ахмедова во взаимосвязи с развитием жанра в современной аварской поэзии. Особое внимание акцентируем на этапах эволюции рассматриваемого жанра в дагестанской, в частности аварской литературе. В центре внимания – художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова, их сравнительно-сопоставительный анализ, образный строй и идейно-тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрены сонеты М. Ахмедова, занимающие значимое место не только в его творчестве, но и в процессе развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Полученные результаты показали, что изучение сонетов М. Ахмедова позволяет выявить не только диапазон поэтических исканий поэта, но и богатство жанровой системы современной поэзии аварцев. Сонеты М. Ахмедова привлекают внимание еще и тем, что они вбирают в себя старые и новые традиции предшественников и современников поэта. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ сонетов М. Ахмедова, позволяющий восполнить пробел как в изучении эволюции и процесса развития рассматриваемого жанра, так и поэтического творчества М. Ахмедова в целом.
Abstract: The subject of this research the artistic distinctness of the sonnets by M. Akhmedov in the context of evolution of sonnet genre in modern Avar poetry. The sonnets of M. Akhmedov represent a significant part of his poetic path, and are viewed as a new phenomenon in modern Avar poetry, the origin of which is associated with the works Of R. Gamzatov and M. Abasil. The object of this research is the sonnet genre in Avar literature. The goal consists in determination of the sonnet in multigenre poetry Of Magomed Akhmedov, as well as comprehension of their artistic content and form in conjunction with development of the genre in modern Avar poetry. Special attention is turned to the stages of evolution of the indicated genre in Dagestan, and namely Avar, literature. Emphasis is placed on the artistic distinctness of M. Akhmedov's sonnets, their comparative analysis, imagery structure, and ideological- thematic peculiarities. The scientific novelty lies in the fact that this is first to review M. Akhmedov’s sonnets, which hold a special place in development of the sonnet genre in modern Avar poetry. The acquired results demonstrate that the examination of M. Akhmedov's sonnets allow revealing not only the range of his poetic pursuits, but also richness of the genre system of modern Avar poetry. The sonnets by M. Akhmedov draw attention by synthesizing the old and new traditions of the poet's precursors and contemporaries. The authors’s special contribution is defined by carrying out a comprehensive analysis of the sonnets M. Akhmedov that fill the gap in studying the evolution and development of this genre in particular, and poetry of M. Akhmedov overall.